Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:52, курс лекций
Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п., как это указано в первом определении, но любое предприятие также является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).
Тема 1. Предприятие - основное звено экономики …………………………….. 03
Тема 2. Предприятие и рынок . ……………………………………………..…… 06
Тема 3. Кадры предприятия ………………………………………………….. 08
Тема 4. Оплата труда работников предприятия . …………………………..….. 11
Тема 5. Планирование деятельности предприятия …………………………….. 13
Тема 6. Основные фонды предприятия. ………………………………………..…… 15
Тема 7. Оборотные средства предприятия ………….…………………………..… 18
Тема 8. Материально-техническое обеспечение производства………………… 19
Тема 9. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия…….... 20
Тема 10. Издержки производства и себестоимость продукции ………….……. 28
Тема 11. Управление предприятием …………………………………..……….....31
Тема 12. Финансы предприятия ……………………………………………………..32
Тема 13. Банкротство в санкции предприятия …………………………………….. 35
Тема 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятия ……………….. 36
Литература ………………………………………………..……………………37
Последовательность расчета величины основных производственных фондов на перспективный период следующая: сначала определяется фондоемкость по текущему году как отношение величины действующих основных фондов (32 тыс. руб.) к объему товарной продукции (160 тыс. руб.). Умножая полученную фондоемкость (0,2) на перспективный объем продукции (200 тыс. руб.), получим величину основных фондов, обеспечивающую создание продукции, т.е. рассчитаем стоимость основных фондов на перспективный период:
200000 * 0.2 = 40 тыс. руб.
3. Третий этап - это распределение оборудования по сменам с целью выполнения планового объема продукции, но с оставлением некоторого запаса производственной мощности для увеличения объема продукции при неожиданном возрастании спроса на нее, что возможно в условиях рыночной экономики.
Рассчитайте коэффициент сменности работы оборудования, используя следующие данные:
Наибольшее значение среди
частных показателей
Главное назначение повышения
сменности использования
Большое значение в повышении коэффициента сменности работ оборудования в рамках предприятия имеют расширение зоны многостаночного обслуживания и совмещение профессий. Возможности для расширения зоны обслуживания создаются за счет технического совершенствования оборудования, развития комплексной механизации и автоматизации производства.
Коэффициент сменности работы оборудования определяется по формуле:
Ксм = МС / Кол. Оборуд., где
К — коэффициент сменности использования оборудования;
МС — сумма фактически отработанных машино-смен за сутки;
Кол. оборуд. — общее количество установленного оборудования.
Итак, с учетом того, что 10% оборудования находилось в ремонте и не участвовало в отработанных машино-сменах:
Ксм = 360*2 + 270*1 + 180*1 / 900 = 1,3
Тема 7. Оборотные средства предприятия
Оборотные средства предприятия предназначены для решения ряда необходимых задач: приобретения материалов, выплаты заработной платы работникам, реализации продукции и т.д. В соответствии с этими задачами возникают типичные сложности, часть которых упомянута в заданиях.
1. Рассчитайте
устойчивый пассив по
Образование устойчивых пассивов связано с тем, что начисление
заработной платы и ее выплата не совпадают
во времени. Не совпадают во времени также
создание и использование резерва предстоящих
платежей и расходов.
Устойчивые пассивы являются источником
средств, приравненных к собственным оборотным средствам
Устойчивые пассивы по заработной плате (УПзп)рассчитывают по формуле:
УПзп = ЗПкв × Пд / 90, где
ЗПкв — фонд заработной платы на квартал, руб.;
Пд — разрыв между начислением и выплатой заработной платы, дни.
Для нашего случая:
УПзп = 90000 * 6 / 90 = 6000 руб.
Тема 8. Материально-техническое обеспечение производства
До перехода к
рыночным отношениям на отечественных
предприятиях типичным было централизованное
и фондовое распределение материальных
ресурсов. В настоящее время нет
ни общегосударственной системы
материально-технического снабжения
во главе с Госснабом СССР, ни
специализированных, ни территориальных
органов материального
Одна часть
отечественных предприятий
Наиболее характерными для
крупных компаний с централизованным
снабжением являются три группы проблем
в области управления МТО: проблемы,
связанные с высокими издержками
процесса МТО, с невозможностью ведения
управленческого учета и
1. Высокие издержки на
организацию взаимодействия
2. Отсутствие возможности
управленческого учета
невозможность консолидации данных невозможность
организации сквозного оперативного учета
невозможность стратегического анализа
и планирования в области МТО.
3. Отсутствие единой политики
компании в области МТО.
Тема 9. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия
1. Инновационная деятельность не только способствует созданию новых товаров, технологий, но и является условием эффективной деятельности предприятия, способствует расширению рынка продукции.
По поводу факторов, влияющих на инновационную деятельность, среди специалистов и руководителей предприятий имеются разные мнения.
Одни руководители
ставят на первое место спрос потребителей
и учет требований рынка, отмечая
при этом необходимость улучшения
положения предприятия. Например, руководитель
концерна «Панинтер» Александр Паникин
в своей книге «Шестое
Другие руководители считают, что главный фактор - это жизненный цикл товара, так как когда наступает снижение спроса на товар, то снижается объем продаж, падают выручка и прибыль. Поэтому надо постоянно или обновлять продукцию, или выпускать модификации товаров.
Третьи придерживаются
точки зрения, что главные факторы
- это
конкуренция и необходимость увеличивать
свою долю рынка сначала
внутри страны, а потом - в других странах,
а спрос можно формировать.
Например, по мнению Акио Мориты, главы
фирмы «Сони»: «Стратегия
фирмы состоит в том, чтобы вести за собой
потребителей, создавая новые продукты,
а не спрашивать их... Это обусловлено тем,
что потребители не знают, какие возможности
имеются у фирм». По поводу конкуренции
он отмечает: «В прошлом мы могли выпускать
ту или иную модель в течение полутора-двух
лет, теперь нам приходится менять модели
каждые полгода, а нередко и чаще... Конкуренция
- это движущая сила японского предпринимательства.
Американский
предприниматель Дэвид Паккард (основатель
и бессменный руководитель мультинациональной
корпорации «Хьюлетт-Паккард») в книге
«Завоевание пространства»
Проанализируйте комплекс факторов, влияющих на инновационную деятельность предприятия, сопоставляя разные точки зрения; выявите важнейшие из них. Какой точки зрения из числа приведенных выше Вы придерживаетесь? Почему?
Важное направление в изучении инновационных процессов - выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению.
Обобщенные факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия приведены в табл. 9.1.
Таблица 9.1. Факторы, влияющие
на развитие инновационных
Группа факторов |
Факторы, препятствующие инновационной деятельности |
Факторы, способствующие инновационной деятельности |
Экономические, технологические |
|
|
Политические, правовые |
|
|
Организационно-управленческие |
|
|
Социально-психологические, культурные |
|
|
Чтобы достичь намеченных целей и получить монопольную сверхприбыль от инновационной деятельности, организации необходимо соблюдать некоторые условия и отвечать определенным требованиям:
В связи с вышеизложенным, именно малые инновационные организации наиболее эффективны, так как для них характерно отсутствие строго формализованных структур управления, что обеспечивает быстроту и гибкость в принятии решений.
2. Инновационная
деятельность предприятия - это не единовременный
этап, а процесс, имеющий циклический характер.
Это означает, по
мнению некоторых экономистов, что при
создании новой продукции
разного типа и назначения в инновационной
деятельности имеются общие, повторяющиеся
стадии.
Раскройте содержание инновационного процесса. Есть ли в нем общие, типичные стадии создания разнообразной продукции?
В общем виде, инновационный
процесс - это последовательная
цепь событий, в ходе которых
новшество реализуется от идеи
до конкретного продукта, технологии
или услуги и распространяется
в хозяйственной практике. Причем
инновационный процесс не заканчивается
так называемым внедрением, т.е. первым
появлением на рынке нового
продукта, услуги или доведением
до проектной мощности новой технологии.
Процесс не прерывается, т.к. по
мере распространения в экономике
нововведение совершенствуется, делается
более эффективным, приобретает
новые потребительские
Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания, как новшества, так и нововведения.