Экономика организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:52, курс лекций

Краткое описание

Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п., как это указано в первом определении, но любое предприятие также является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Содержание

Тема 1. Предприятие - основное звено экономики …………………………….. 03
Тема 2. Предприятие и рынок . ……………………………………………..…… 06
Тема 3. Кадры предприятия ………………………………………………….. 08
Тема 4. Оплата труда работников предприятия . …………………………..….. 11
Тема 5. Планирование деятельности предприятия …………………………….. 13
Тема 6. Основные фонды предприятия. ………………………………………..…… 15
Тема 7. Оборотные средства предприятия ………….…………………………..… 18
Тема 8. Материально-техническое обеспечение производства………………… 19
Тема 9. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия…….... 20
Тема 10. Издержки производства и себестоимость продукции ………….……. 28
Тема 11. Управление предприятием …………………………………..……….....31
Тема 12. Финансы предприятия ……………………………………………………..32
Тема 13. Банкротство в санкции предприятия …………………………………….. 35
Тема 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятия ……………….. 36
Литература ………………………………………………..……………………37

Вложенные файлы: 1 файл

экономика организаций..docx

— 94.85 Кб (Скачать файл)

Последовательность расчета  величины основных производственных фондов на перспективный период следующая: сначала определяется фондоемкость по текущему году как отношение величины действующих основных фондов (32 тыс. руб.) к объему товарной продукции (160 тыс. руб.). Умножая полученную фондоемкость (0,2) на перспективный объем продукции (200 тыс. руб.), получим величину основных фондов, обеспечивающую создание продукции, т.е. рассчитаем стоимость основных фондов на перспективный период:

200000 * 0.2 = 40 тыс. руб.

3. Третий этап - это распределение оборудования по сменам с целью выполнения планового объема продукции, но с оставлением некоторого запаса производственной мощности для увеличения объема продукции при неожиданном возрастании спроса на нее, что возможно в условиях рыночной экономики.

Рассчитайте коэффициент сменности работы оборудования, используя следующие данные:

    • 400 станков типа «А» (надо учесть, что в ремонте 10%) должны отработать две смены;
    • 300 станков типа «Б» (в ремонте 10%) должны отработать одну смену;
    • 200 станков типа «В» (в ремонте 10%) должны отработать одну смену.

Наибольшее значение среди  частных показателей экстенсивного  использования имеет коэффициент  сменности работы оборудования, который  определяется как отношение суммы  машино-смен в течение суток к  общему числу машин. Повышение коэффициента сменности работы оборудования —  это важный источник роста объема производства продукции и повышения  эффективного использования основных фондов.

Главное назначение повышения  сменности использования оборудования — это совершенствование формирования основных фондов. Именно в процессе их формирования с учетом специфики  данного предприятия должна быть достигнута главная пропорция —  между рабочей силой и основными  фондами, должны соблюдаться соответствие роста основных фондов и увеличения объема продукции, а также соотношение  между активной и пассивной частями  основных фондов, должна постоянно  совершенствоваться структура основных фондов, т.е. увеличиваться доля прогрессивного и более «молодого» по возрасту эксплуатации оборудования, должно совершенствоваться вспомогательное производство, за счет которого можно добиться высвобождения  рабочих и направления их в  основное производство, т.е. повысить сменность  использования оборудования.

Большое значение в повышении  коэффициента сменности работ оборудования в рамках предприятия имеют расширение зоны многостаночного обслуживания и совмещение профессий. Возможности  для расширения зоны обслуживания создаются  за счет технического совершенствования  оборудования, развития комплексной  механизации и автоматизации  производства.

Коэффициент сменности работы оборудования определяется по формуле:

Ксм = МС / Кол. Оборуд., где

К — коэффициент сменности  использования оборудования;

МС — сумма фактически отработанных машино-смен за сутки;

Кол. оборуд. — общее количество установленного оборудования.

Итак, с учетом того, что 10% оборудования находилось в ремонте  и не участвовало в отработанных машино-сменах:

Ксм = 360*2 + 270*1 + 180*1 / 900 = 1,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7. Оборотные  средства предприятия

Оборотные средства предприятия предназначены для  решения ряда необходимых задач: приобретения материалов, выплаты заработной платы работникам, реализации продукции  и т.д. В соответствии с этими задачами возникают типичные сложности, часть которых упомянута в заданиях.

1. Рассчитайте  устойчивый пассив по заработной  плате, если плановый фонд оплаты  труда на квартал составляет 90 тыс. руб., а величина времени  от момента начисления до дня  очередной выплаты заработной  платы составляет шесть дней.

Образование устойчивых пассивов связано с тем, что начисление заработной платы и ее выплата не совпадают во времени. Не совпадают во времени также создание и использование резерва предстоящих платежей и расходов.  
      Устойчивые пассивы являются источником средств, приравненных к собственным оборотным средствам

Устойчивые пассивы по заработной плате (УПзп)рассчитывают по формуле:

 

УПзп = ЗПкв × Пд / 90, где

ЗПкв — фонд заработной платы на квартал, руб.;

Пд — разрыв между начислением и выплатой заработной платы, дни.

 

Для нашего случая:

УПзп = 90000 * 6 / 90 = 6000 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8. Материально-техническое обеспечение производства

До перехода к  рыночным отношениям на отечественных  предприятиях типичным было централизованное и фондовое распределение материальных ресурсов. В настоящее время нет  ни общегосударственной системы  материально-технического снабжения  во главе с Госснабом СССР, ни специализированных, ни территориальных  органов материального снабжения. Предприятия должны самостоятельно решать проблему материального обеспечения.

Одна часть  отечественных предприятий сохранила  прежнюю внутреннюю структуру материально-технического обеспечения (МТО) на основе функционального  принципа. Другая часть предприятий  использует зарубежный опыт и организует систему МТО на основе принципа логистики, меняя планирование МТО и структуру  предприятия, создавая централизованный отдел МТО, который с помощью  компьютерной техники управляет  материальными и финансовыми  потоками.

  1.  Попытайтесь дать характеристику традиционного подхода отечественных предприятий к организации материально-технического обеспечения на основе функционального принципа, указав достоинства и недостатки такой системы.

Наиболее характерными для  крупных компаний с централизованным снабжением являются три группы проблем  в области управления МТО: проблемы, связанные с высокими издержками процесса МТО, с невозможностью ведения  управленческого учета и анализа, и с отсутствием единой политики компании в области МТО:

1. Высокие издержки на  организацию взаимодействия подразделения,  обеспечивающего централизованные  поставки, с подразделениями - получателями  МТО в области запасов: запасы  на складах не сбалансированы  и избыточны.

2. Отсутствие возможности  управленческого учета дублирование  и противоречивость информации  даже в имеющихся разрозненных  учетных системах  
невозможность консолидации данных невозможность организации сквозного оперативного учета невозможность стратегического анализа и планирования в области МТО.

3. Отсутствие единой политики  компании в области МТО. Отсутствие  информационной основы для принятия  управленческих решений в следующих  областях: закупки, запасы, нормы  расхода, ценообразование

 

 

 

 

 

 

Тема 9. Инновационная  и инвестиционная деятельность предприятия

1. Инновационная деятельность не только способствует созданию новых товаров, технологий, но и является условием эффективной деятельности предприятия, способствует расширению рынка продукции.

По поводу факторов, влияющих на инновационную деятельность, среди специалистов и руководителей предприятий имеются разные мнения.

Одни руководители ставят на первое место спрос потребителей и учет требований рынка, отмечая  при этом необходимость улучшения  положения предприятия. Например, руководитель концерна «Панинтер» Александр Паникин  в своей книге «Шестое доказательство (Признания русского фабриканта)»  утверждал, что при выпуске такой  продукции, как одежда, «надо чутко  улавливать все изменения на рынке, полностью учитывать его требования, даже причуды, быть преданным ему, как  вассал сеньору. В дальнейшем достижению цели уже служат и конструирование  моделей, и цветовая гамма, и реклама, все прочие многочисленные слуги  госпожи торговли. Альтернативы этому  нет: или ты попадаешь в рыночную игру, или уступаешь место более  сильным и удачливым».

Другие руководители считают, что главный фактор - это  жизненный цикл товара, так как  когда наступает снижение спроса на товар, то снижается объем продаж, падают выручка и прибыль. Поэтому  надо постоянно или обновлять  продукцию, или выпускать модификации  товаров.

Третьи придерживаются точки зрения, что главные факторы - это 
конкуренция и необходимость увеличивать свою долю рынка сначала 
внутри страны, а потом - в других странах, а спрос можно формировать. 
Например, по мнению Акио Мориты, главы фирмы «Сони»: «Стратегия 
фирмы состоит в том, чтобы вести за собой потребителей, создавая новые продукты, а не спрашивать их... Это обусловлено тем, что потребители не знают, какие возможности имеются у фирм». По поводу конкуренции он отмечает: «В прошлом мы могли выпускать ту или иную модель в течение полутора-двух лет, теперь нам приходится менять модели каждые полгода, а нередко и чаще... Конкуренция - это движущая сила японского предпринимательства.   

Американский  предприниматель Дэвид Паккард (основатель и бессменный руководитель мультинациональной корпорации «Хьюлетт-Паккард») в книге  «Завоевание пространства» отмечает, что «в компании «Хьюлетт-Паккард», как и в других технических  компаниях, недостатка идей не бывает. Проблема состоит лишь в том, чтобы  выбрать те идеи, которые вероятнее  всего удовлетворят реальную потребность рынка».   

Проанализируйте комплекс факторов, влияющих на инновационную  деятельность предприятия, сопоставляя  разные точки зрения; выявите важнейшие  из них. Какой точки зрения из числа  приведенных выше Вы придерживаетесь? Почему?

Важное направление в  изучении  инновационных  процессов  -  выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению.

Обобщенные факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия  приведены в табл. 9.1.

 

             Таблица 9.1. Факторы, влияющие  на развитие инновационных процессов

Группа факторов

Факторы, препятствующие инновационной деятельности

Факторы, способствующие инновационной деятельности

Экономические, технологические

  • недостаток средств для финансирования инновационных проектов
  • слабость материально и научно-технической базы и устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей
  • доминирование интересов текущего производства
  • наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий
  • наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры
  • материальное поощрение за инновационную деятельность

Политические, правовые

  • ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства
  • законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность
  • гос. поддержка инноваций

Организационно-управленческие

  • устоявшаяся оргструктура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации
  • ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий
  • жесткость в планировании
  • ориентация на сложившиеся рынки
  • ориентация на краткосрочную окупаемость
  • сложность согласования интересов участников инновационных процессов
  • гибкость оргструктуры, демократиический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок
  • децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп

Социально-психологические, культурные

  • сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций
  • боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу
  • сопротивление всему новому, что поступает извне
  • моральное поощрение, общественное признание
  • обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда
  • нормальный психологический климат в трудовом коллективе

Чтобы достичь намеченных целей и получить  монопольную  сверхприбыль   от   инновационной   деятельности,   организации   необходимо соблюдать некоторые  условия и отвечать определенным требованиям:

  • необходимо четко представлять объем спроса потенциальных потребителей  на новшество,   его   экономически   выраженные   преимущества   перед   уже существующими способами удовлетворения данной потребности;
  • необходимо выявить ресурсные ограничения, которые возникают при создании, производстве  и  сбыте  нововведения,  т.е.  важно  правильно   составить всесторонний прогноз экономического потенциала новшества для успешного развития инновационной  организации  обязательным  условием   является соответствие персонала организации определенным требованиям;
  • при   ограниченности   материально-финансовых   ресурсов   и   рыночной    неопределенности значительную роль  в  успехе  инновационных  организаций играет качество организации и управления.

       В связи  с  вышеизложенным,  именно  малые  инновационные  организации наиболее  эффективны,  так  как  для  них   характерно   отсутствие   строго формализованных структур управления, что обеспечивает быстроту и гибкость  в принятии решений.

 

2. Инновационная деятельность предприятия - это не единовременный этап, а процесс, имеющий циклический характер. Это означает, по 
мнению некоторых экономистов, что при создании новой продукции 
разного типа и назначения в инновационной деятельности имеются общие, повторяющиеся стадии.

Раскройте содержание инновационного процесса. Есть ли в нем общие, типичные стадии создания разнообразной продукции?

В общем  виде,  инновационный  процесс  -  это  последовательная  цепь событий, в  ходе  которых  новшество  реализуется  от  идеи  до  конкретного продукта,  технологии  или  услуги  и   распространяется   в   хозяйственной практике. Причем  инновационный  процесс  не  заканчивается  так  называемым внедрением, т.е. первым появлением на  рынке  нового  продукта,  услуги  или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс  не  прерывается, т.к. по мере  распространения  в  экономике  нововведение  совершенствуется, делается более эффективным, приобретает  новые потребительские свойства,  что открывает для него новые  области применения, новые рынки, а значит  и  новых потребителей.

Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания, как новшества, так и нововведения.

Информация о работе Экономика организаций