Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь, а также разработка предложений по его ускорению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в рыночной экономике Республики Беларусь.
рассмотреть основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработать предложения по его ускорению.
Введение…….………………………………………….…………….………....4
Теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в Республики Беларусь………………………………
Сущность предпринимательства……………………………….
Виды, субъекты и формы предпринимательства……………..
1.3 Социально-экономическая роль предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………
Анализ структуры и специфики развития предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………..
Анализ функционирования предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………
Государственная поддержка предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Зарубежный опыт развития малого бизнеса………………….
Основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и предложения по его ускорению…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………
Если можно просто зарегистрировать бизнес, даже получить налоговую льготу, но при этом сложно купить землю, построить здание, получить разного рода лицензии, разрешения и сертификаты, то ждать потока инвестиций не стоит.[4]
В национальных интересах Беларуси синхронизация действий бизнес сообщества и власти, гражданского общества и органов государственного управления. Полноценный внутренний диалог по основным направлениям системных экономических реформ, главной частью которых являются реформы делового климата, является важнейшей предпосылкой для успешной реализации настоящей Платформы бизнеса.[18]
Задачи и вызовы белорусской экономики частично обусловлены внешними факторами. Протекционизм идет на смену глобализации. Ужесточаются условия внешнего кредитования. Растут требования инвесторов к продавцам активов. Заметно ослабли международные организации и институты. Разрушается доверие к твердым валютам и финансовым организациям. Буксует международная система принятия решений по глобальным экономическим и финансовым проблемам.[18]
Есть целый ряд внутренних факторов, которые в 2011 году оказывали и продолжают оказывают существенное влияние на поведение предприятий, финансовых организаций и органов государственной власти:
В Беларуси перед сторонниками модернизации нет непреодолимых преград или не решаемых задач. Главное, чтобы реформаторы бизнес сообщества и органов государственного управления объединили свои усилия. Пришло время капитализировать положительный опыт нашего взаимодействия.[18]
Ресурс косметических
мер по улучшению делового климата
практически исчерпан. МСБ требует конкретных,
значимых перемен в сфере налогообложения,
снижения штрафов. Для поддержки МСБ нужно
существенно сократить арендные ставки,
отменить лицензирование торговли и разного
рода услуг, отпустить цены на свободу,
упросить и удешевить стоимость прохождения
административных процедур. Без принятия
этих мер нашей стране не может претендовать
на место в Топ-30 стран мира с самым благоприятным
деловым климатом.[18]
2.4 Зарубежный опыт развития малого бизнеса.
Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы, связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях.
Многолетний опыт развития малого и среднего предпринимательства в европейских странах, показал, что данный субъект экономических отношений играет огромную роль в экономике страны, которая заключается в стимулировании конкуренции, что побуждает крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, следовательно, эффективность всей экономики европейского союза (ЕС) напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, главная цель осуществляемой в рамках Евросоюза политики поддержки малого и среднего предпринимательства заключается в установлении баланса интересов государства и бизнеса, обеспечении оптимальных условий для предпринимательской деятельности, а также увеличении конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса. Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. На 1000 граждан в странах - членах ЕС приходится не менее 30 предпринимателей. В странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.[6]
Таким образом, основные цели
регулирования и поддержки
Посмотрим, как же развивается и действует малый бизнес в различных странах.
Роль государства в поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ) в США.
На сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн. предприятий МСБ, которые обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения страны. По подсчетам американских ученых каждая третья американская семья занята в бизнесе, а некоторые американские учебники по предпринимательству утверждают, что до 20% малых фирм США начинают с $1000–5000, и более половины из них менее чем за 2–3 года увеличивают свой ежегодный доход до $1 млн.
В США малое и среднее предпринимательство выглядят достаточно крупно: согласно американскому законодательству к категории МСБ относятся хозяйствующие субъекты экономики с численностью персонала не более 500 человек, при этом малое и среднее предпринимательство, в зависимости от того, в какой отрасли оно работает, может называться компания с числом сотрудников от 1 до 1500 человек и годовым оборотом, не превышающим $15 млн. [6]
Государственная стратегия
развития МСБ определяется «Законом
о малом бизнесе», в котором
говориться, что экономика страны,
основанная на частном предпринимательстве
и свободной конкуренции, не может
развиваться без развитого
При этом помощь, которую оказывает государство МСП, весьма многообразна: от проведения технологической модернизации производства, содействия при осуществлении НИОКР до защиты интересов МСБ на всех уровнях власти. К настоящему времени АМБ является одной из наиболее крупных правительственных организаций, специализирующихся в поддержке МСБ, в мире: она имеет более 100 представительств во всех регионах страны с общим штатом свыше четырех тысяч сотрудников. Государственная поддержка МСП оказывается не только непосредственно структурными подразделениями АМБ или уполномоченными компаниями, партнёрскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес-центрами и т.п.
Таким образом, основными
направлениями поддержки и
Развитие малого и среднего
предпринимательства в
Германия - страна малого бизнеса. Если в каком-нибудь деле на постоянной основе задействовано не более девяти наемных работников, а его годовой доход не превышает €700 тыс., это называется малым семейным предприятием (МСП). Таковых в ФРГ насчитывается сейчас почти 3,5 млн. 20 млн. работающих в МСП – это почти 70% всего занятого населения страны. Именно эти люди дают в казну 41% всех налоговых отчислений и производят половину всего ВВП. [6]
Объем инвестиций в развитие МСП традиционно составляет в Германии 51,5% от всех финансовых вложений страны. 80% компаний - это малые фирмы, на которых задействовано более 70% работоспособного населения страны. Ежегодно на территории Германии возникает не менее 300–500 новых венчурных фирм. На долю малых компаний в Германии приходится до 60–70% всех зарегистрированных патентов и открытий.
Одна из особенностей малого бизнеса Германии - развитие инновационного бизнеса. На сегодня здесь сформирована четкая инфраструктура государственной поддержки малого инновационного бизнеса: технологические центры, исследовательские институты и даже специальная транспортная сеть.
Каждый коренной житель страны, желающий организовать собственное дело, может легко получить льготный кредит в размере до €50 тыс. Государственный кредит выдается через ряд коммерческих банков сроком на 20 лет. При этом бизнесмен в течение первых 2 лет пользуется денежными средствами безвозмездно - не гасит ни саму задолженность, ни проценты по ней. Затем еще 8 лет он вносит в банк только льготные проценты - до 4–5% годовых за пользование займом. А собственно саму сумму нужно будет покрывать только на одиннадцатый год с момента ее получения.
Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.
Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства.
Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:
Первая программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых «start-up» проектов. Специальный государственный орган – Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству – призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения.
Ассоциация Германских торгово-промышленных
палат объединяет собой все палаты
и представляет интересы предпринимателей
на федеральном уровне. Основная задача
этой ассоциации сотрудничество тесная
работа с представителями торгово-
В настоящий момент торгово-промышленные
палаты Германии участвуют в формировании
бюджетов всех уровней, развитии строительства
и промышленности, подготовке законопроектов,
касающихся регулирования деятельности
малых предприятий. Торгово-промышленные
палаты имеют большое влияние
на все стороны жизни общества,
участвуя в заседании местных
органов самоуправления, принимая важнейшие
социально-экономические
Роль МСБ в экономике Японии.
Мощный технико-экономический прорыв в послевоенные годы вывел Японию в тройку самых развитых стран мира. Это было достигнуто благодаря развитию малого бизнеса при мощной государственной поддержке. Несмотря на то, что многие всемирно известные компании и концерны по наукоемкому производству автомобилей, техники, инновационной продукции находятся именно здесь, малый бизнес составляет значительную долю в общих объемах промышленности Японии (около 40%). Однако нужно отметить, что малый бизнес в Японии в большей степени представлен в следующих отраслях: строительство, легкая промышленность, сфера услуг. Наукоемкие производства ведутся в основном лишь крупными компаниями. Это и есть основная задача экономического развития Японии - стимулирование инновационного высокотехнологичного производства в сфере малого бизнеса.
Регулирование деятельности
МСП в Японии осуществляется за счет
правительственных организаций, таких
как Управление малых предприятий,
основными направлениями