Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 17:24, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ понятия ценовой стратегии предприятия, а также рассмотрение способов ценообразования.
Перед данной работой ставятся следующие задачи: изучить общее понятие цены, рассмотреть цели, задачи ценовой политики и ценовой стратегии предприятия, основные методы ценообразования, рассмотреть особенности ценообразования в современных условиях и разработать ценовую стратегию предприятия.
Введение………………………………………………………………….5
1 Ценовая стратегия предприятия и методы ценообразования……..6
1.1 Сущность, функции и виды цен……………………………..6
1.2 Ценовая политика предприятия: понятие, цели и задачи……………………………………………………………………..9
1.3 Методы ценообразования в современных условиях……...12
2 Особенности ценообразования на предприятии ИП «Кочкин».. 18
2.1 Анализ производственно-экономического потенциала предприятия…………………………………………………………….18
2.2 Оценка ценовой политики предприятия…………………..23
2.3 Исследование рынка древесного угля……………………..25
3 Экономическая эффективность производства древесного угля и разработка ценовой стратегии предприятия………………………...28
3.1 Экономическая эффективность производства древесного угля………………………………………………………..……………..28
3.2 Разработка ценовой стратегии предприятия……………..30
Заключение………………………………………………………….......34
Список используемой литературы…………
Цены, рассчитанные с учетом эластичности спроса по цене, можно рассматривать как верхнюю границу цены.
Для оценки чувствительности потребителей к ценам используются и другие методы, позволяющие определить психологические, эстетические и иные предпочтения покупателей, влияющие на формирование спроса на тот или иной товар.
Для осуществления продуманной ценовой политики необходимо анализировать уровень и структуру издержек, оценивать средние издержки на единицу продукции, сопоставлять их с планируемым объемом производства и существующими на рынке ценами. Если на рынке действует несколько конкурирующих предприятий, то необходимо сравнить издержки предприятия с издержками основных конкурентов. Издержки производства образуют нижнюю границу цены. Они определяют возможности предприятия в области изменения цен и конкурентной борьбе. Цена не может опускаться ниже определенной границы, отражающей издержки производства и приемлемый для предприятия уровень прибыли, в противном случае производство является экономически невыгодным.
Разницу между верхней границей цены, определяемой платежеспособным спросом, и нижней границей, образуемой издержками, иногда называют полем игры предпринимателя по установлению цен. Именно в этом интервале обычно и устанавливается конкретная цена на тот или иной производимый предприятием товар.
Уровень устанавливаемой цены должен быть сопоставим с ценами и качеством аналогичных или подобных товаров.
Изучая продукцию конкурентов, их ценовые каталоги, опрашивая покупателей, предприятие должно объективно оценить свои позиции на рынке и на этой основе корректировать цены на продукцию. Цены могут быть выше, чем у конкурентов, если производимый товар превосходит их по качественным характеристикам, и наоборот, если потребительские свойства товара уступают соответствующим характеристикам товаров конкурентов, то цены должны быть ниже. Если предлагаемый предприятием товар аналогичен товарам основных конкурентов, то его цена будет близка к ценам товаров конкурентов.
1.3 Методы ценообразования в современных условиях
Ценовые методы — это способы формирования цен на товары и услуги. Они могут быть представлены в виде следующей системы (см. рисунок 1.1).
Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, параметрические методы ценообразования — на учете технико-экономических параметров товаров. Обоснование цен в условиях рынка строится на использовании всей совокупности ценовых методов.
Ценовой метод полных издержек — способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному, и сбыт их продукции практически гарантирован.
Рисунок 1.1. Ценовые методы
Преимущество метода полных издержек состоит в его простоте. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется расчетная прибыль. Данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.
Однако метод имеет существенные недостатки. Во-первых, он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени на рыночный спрос. Во-вторых, использование метода простого отражения затрат как в учете и анализе, так и в ценообразовании не позволяет выявить резервы снижения затрат, а также в полной мере учесть все факторы, влияющие на цену.
Таблица 1.1. Пример расчёта цены по методу полных издержек
Основные элементы цены | Изделие А | Изделие Б | Изделие С |
Прямые затраты, всего, руб. | 480 | 345 | 460 |
В том числе: сырьё и материалы заработная плата основных производственных рабочих прочие прямые затраты
|
240 195 45 |
165 145 35 |
205 40 115 |
Косвенные затраты, руб. | 190 | 310 | 350 |
Полные затраты, руб. | 670 | 655 | 810 |
Прибыль, руб. | 100 | 60 | 70 |
Рентабельность, % к затратам | 15 | 9 | 8,5 |
Выручка от реализации (цена изделия), руб. | 770 | 715 | 880 |
Ценовой метод стандартных издержек свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Этот метод позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.
Преимущество метода состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат и финансовых результатов вне зависимости от изменений эффективности производства, отклонений в загрузке производственных мощностей. Использование метода имеет большой потенциал и в ценообразовании. Цены, определенные на базе прогрессивных или же «идеальных» стандартов, с одной стороны, ориентируют предприятия на снижение затрат, дают возможность определить, что именно необходимо для этого сделать. С другой стороны, такие цены, вероятнее всего, будут конкурентными, так как отражают не только индивидуальные особенности предприятия, но и приемлемый уровень эффективности производства. Схема этого метода рассмотрена в табл.1.2.
Таблица 1.2. Пример расчёта цены по методу стандартных издержек
Основные элементы цены | Изделие А | Изделие Б | Изделие С | |||
| Стандарт | Отклонение* | Стандарт | Отклонение* | Стандарт | Отклонение* |
Прямые затраты, всего | 500 | +20 | 350 | +5 | 430 | -30 |
В том числе: сырьё и материалы заработная плата основных производственных рабочих прочие прямые затраты |
250
200
50 |
+10
+5
+5 |
150
150
50 |
-15
+5
+15 |
200
130
100 |
-5
-10
-15 |
Косвенные затраты, руб. | 200 | +10 | 300 | -10 | 370 | +20 |
Полные затраты, руб. | 700 | +30 | 650 | -5 | 800 | -10 |
Прибыль, руб. | 70 | +30 | 65 | -5 | 80 | -10 |
Выручка от реализации (цена изделия) |
770 |
|
715 |
|
880 |
|
*Плюс (+) – экономия, минус (-) перерасход.
Ценовой метод стандартных издержек в отличие от простого отражения затрат дает возможность их пофакторного анализа. Отклонения от стандарта обычно анализируются исходя из вызвавших их причин (как минимум в результате изменения цен и количественных отклонений от норм).
Ценовой метод прямых издержек — способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам. Общая схема ценового метода прямых издержек показана в табл. 1.3.
Таблица 1.3. Пример расчёта цены по методу прямых издержек
Основные элементы | Изделие А | Изделие Б | Изделие С |
Выручка от реализации (цена изделия), руб. |
770 |
715 |
880 |
Прямые затраты, всего, руб. | 480 | 345 | 460 |
В том числе: сырьё и материалы заработная плата основных производственных рабочих прочие прямые затраты |
240
195 45 |
165
145 35 |
205
140 115 |
Покрытие (валовая прибыль), руб. | 290 | 370 | 420 |
Рентабельность, (валовая прибыль в % к прямым затратам) |
60 |
107 |
91 |
Косвенные затраты, руб. | 190 | 310 | 350 |
В выше представленной таблице валовая прибыль по трем изделиям равняется 1080 руб. (290 + 370 + 420). Косвенные затраты составляют 850 руб. (190 + 310 + 350). Тогда чистая прибыль составит 230 руб. (1080 - 850).
Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия на другое, ни при изменении (в определенных пределах) масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем больше валовая прибыль (покрытие), а соответственно — и рентабельность. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия. Но это не означает, что данные затраты игнорируются. В целом по предприятию они должны быть покрыты за счёт валовой прибыли.
Использование ценового метода прямых издержек позволяет формировать цены с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, приносящие большой вклад в валовую прибыль предприятия. Ориентируясь на рыночный спрос, предприятие может так изменить программу производства, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные или убыточные.
Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых затрат.
2 Особенности ценообразования на предприятии ИП «Кочкин»
2.1 Анализ производственно-экономического потенциала предприятия
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ИП «Кочкин». Предприятие ИП «Кочкин» является частным коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ.
ИП «Кочкин» является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрировано по г. Саранск за регистрационным номером 1023604963062 в Едином государственном реестре юридических лиц 21 августа 2000 года. ИП «Кочкин» имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.
Расположено по адресу: 430000, Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Александровское шоссе, д. 84.