Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 17:24, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ понятия ценовой стратегии предприятия, а также рассмотрение способов ценообразования.
Перед данной работой ставятся следующие задачи: изучить общее понятие цены, рассмотреть цели, задачи ценовой политики и ценовой стратегии предприятия, основные методы ценообразования, рассмотреть особенности ценообразования в современных условиях и разработать ценовую стратегию предприятия.
Введение………………………………………………………………….5
1 Ценовая стратегия предприятия и методы ценообразования……..6
1.1 Сущность, функции и виды цен……………………………..6
1.2 Ценовая политика предприятия: понятие, цели и задачи……………………………………………………………………..9
1.3 Методы ценообразования в современных условиях……...12
2 Особенности ценообразования на предприятии ИП «Кочкин».. 18
2.1 Анализ производственно-экономического потенциала предприятия…………………………………………………………….18
2.2 Оценка ценовой политики предприятия…………………..23
2.3 Исследование рынка древесного угля……………………..25
3 Экономическая эффективность производства древесного угля и разработка ценовой стратегии предприятия………………………...28
3.1 Экономическая эффективность производства древесного угля………………………………………………………..……………..28
3.2 Разработка ценовой стратегии предприятия……………..30
Заключение………………………………………………………….......34
Список используемой литературы…………
Учредителем ИП «Кочкин» является гражданин Российской Федерации, действующий от своего имени:
Кочкин Александр Николаевич, проживающий по адресу: г. Саранск, ул. Ярославская, 25-58.
Главной задачей предприятия, отраженной в Уставе, является создание необходимых условий для удовлетворения потребности предприятий и населения в качественном каменном угле с использованием углевыжигающих печей.
На текущий момент предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- реализация каменного угля
- модернизация углевыжигающих печей
На данный момент, численность работников ИП «Кочкин» составляет 16 человек. Состав и структура работников ИП «Кочкин» представлена в Таблице 2.1.
директор – 1 чел.;
заместитель директора – 1 чел.;
производственный персонал – 9 чел.;
секретарь – 1 чел.;
служащие бухгалтерии – 2 чел.;
продавец – 2 чел.
Таблица 2.1. Состав и структура работников ИП «Кочкин» в динамике
с 2009 по 2011 гг.
Категории работников | 2009 | 2010 | 2011 | |||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
руководящие работники | 2 | 28,6 | 2 | 18,2 | 2 | 12,5 |
административный персонал | 1 | 14,3 | 2 | 18,2 | 3 | 18,8 |
производственный персонал | 4 | 57,1 | 6 | 54,5 | 9 | 56,3 |
торговый персонал | 0 | 0 | 1 | 9,1 | 2 | 12,5 |
Всего | 7 | 100 | 11 | 100 | 16 | 100 |
Управление предприятием осуществляется на основе централизованного руководства, объединяющего всех работников. Непосредственное управление предприятием осуществляет Директор. Он организует работу предприятия, управляет всей его деятельностью, осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров. Отвечает за качество оказываемых услуг и осуществляемых работ. Действует от имени предприятия и представляет его во всех организациях и учреждениях. В пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения.
Общие вопросы развития предприятия, касающиеся определения перспектив работы, планирования деятельности, координации деятельности решает заместитель директора.
Организационная структура ИП «Кочкин» построена по линейно-функциональному принципу. Структура предприятия отражена на рисунке 2.1.
Как видно из рисунка, руководство предприятием осуществляет Директор, в линейном подчинении к нему находится заместитель по общим вопросам, контролирующий нижеприведенные функциональные блоки.
Рисунок 2.1. Организационная структура управления ИП «Кочкин»
Остановимся подробнее на характеристиках финансово-хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия.
Новые идеи и современный подход к делам в сочетании с профессионализмом и опытом производственного персонала фирмы в сфере углевыжигающей промышленности на предприятии ИП «Кочкин» за короткий период времени завоевать доверие широкого круга клиентов. Динамику основных технико-экономических показателей за весь период существования предприятия можно представить в виде таблицы 2.2.
Таблица 2.2. Динамика технико-экономических показателей деятельности ИП «Кочкин» за период с 2009 по 2011 гг.
Показатели | 2009 год | 2010 год | 2011 год | Изменения +/- 2011 к 2010гг | Темп роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Среднесписочная численность работников, чел. | 9 | 14 | 16 | + 2 | 114 |
2. Среднегодовая стоимость основных фондов, руб. | 0 | 8341,5 | 16683 | + 8341,5 | 200 |
3. Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств, руб. | 46196,5 | 228991 | 540988,5 | + 311997,5 | 236 |
4. Выручка от реализации в сопоставимых ценах, руб. | 815557,34 | 1695925,01 | 3007112,00 | + 1311186,99 | 177 |
5. Затраты на производство реализованной продукции, руб. | 699111,29 | 1312698,09 | 2405150,00 | + 1092451,91 | 183 |
6. Прибыль от реализации продукции, руб. | 116446,05 | 383158,47 | 601962,00 | + 173313,53 | 210 |
7. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб./руб. (п.5/п.4) | 0,86 | 0,77 | 0,80 | + 0,03 | 104 |
8. Фондоотдача на 1 руб. основных фондов, руб./руб. (п. 4/п.2) | 0 | 203,31 | 180,25 | - 23,06 | 89 |
9. Фондовооруженность, руб./чел. (п.2./п.1) | 0 | 595,82 | 1042,69 | + 446,87 | 175 |
10. Производительность труда, руб./руб. (п.4./п.1) | 90617,48 | 121137,5 | 187944,5 | + 66807 | 155 |
11. Рентабельность продаж, % (п.6/п.4) | 9,1 | 9,3 | 11,0 | + 1,7 | 118 |
Для расчета выручки от реализации в сопоставимых ценах пересчитаем полученные показатели с поправкой на коэффициент инфляции в 2009, 2010 и в 2011 году (см. Таблицу 2.3).
Таблица 2.3. Динамика индекса-дефлятора по данным Госкомстата РФ за период с 2009г по 2011 г
Год | Значение индекса дефлятора |
2009 | 118,6 % |
2010 | 109,0 % |
2011 | 106,7 % |
Выручка от реализации за 2009 год составила 701 235 руб., что в сопоставимых ценах с 2011 годом составит: 701235*109 %*106,7% = 764346,15*106,7 % = 815557,34 руб.
Выручка от реализации за 2010 год составила 1589433 руб., что в сопоставимых ценах с 2011 годом составит 1589433*106,7% = 1695925,01 руб.
Таким образом, динамика выручки от реализации продукции и услуг будет выглядеть следующим образом:
2009 г. – 815 557,34 руб.;
2010 г. – 1 695 925,01 руб.;
2011 г. – 3 007 112,00 руб.
Затраты на производство в 2009 году составили 601 112 руб., что в сопоставимых с 2011 годом ценах равно 601 112*109%*106,7% = 699 111,29 руб.
Затраты на производство в 2010 году составили 1 230 270 руб., что в сопоставимых ценах с 2011 годом равно 1 230 270*106,7% = 1 312 698,09 руб.
Таким образом, динамика затрат на производство будет выглядеть следующим образом:
2009 г. – 699 111,29 руб.
2010 г. – 1 312 698,09 руб.
2011 г. – 2 405 150,00 руб.
Прибыль от реализации продукции и услуг за 2009 год составила 63 989 руб., что в сопоставимых ценах с 2011 годом составит: 63 989 руб.*109 %*106,7% = 69 748,01*106,7 % = 74 421,13 руб.
Прибыль от реализации за 2010 год составила 148 395 руб., что в сопоставимых ценах с 2011 годом составит 148 395 руб.*106,7% = 158 337,47 руб.
Таким образом, динамика прибыли от реализации продукции и услуг будет выглядеть следующим образом:
2009 г. – 116 446,05 руб.;
2010 г. – 383 158,47 руб.;
2011 г. – 601 962,00 руб.
По данным таблицы 2.2 наблюдается улучшение основных показателей деятельности предприятия в динамике с 2009 по 2011 год. Данная тенденция сохраняется и в текущий момент. Выручка от реализации выросла в 2011 году по сравнению с предыдущим периодом на 1 311 186 рублей 99 копеек.
На 218 804 рубля 53 копейки возросла прибыль. Соответственно почти на 2 % улучшился показатель рентабельности продаж.
Негативным фактором является увеличение затрат на производство реализованной продукции, и особенно их доли в выручке от реализации на 4 %. Необходимо критически пересмотреть калькуляцию затрат на производство продукции и оказание услуг.
2.2 Оценка ценовой политики предприятия
В 2010 году предприятие ИП «Кочкин» несколько раз производило комплексный пересмотр цен на продукцию, причем пересмотр происходил не только под влиянием растущих затрат на производство, но и при воздействии рыночной конъюнктуры (то есть иногда и в сторону снижения продукции, что было вызвано сезонными колебаниями спроса).
Политика предприятия в области цен и скидок была направлена на ускорение продаж. В частности:
для ускорения оборачиваемости денежных средств предоставлялась скидка за 100%-ную предварительную оплату продукции (размер скидки в течение года составлял 2%);
предоставлялись скидки покупателям, выполняющим условия договора купли-продажи в части выполнения плановых объемов и ритмичности выборки продукции (5%).
Средний суммарный размер скидок, предоставленных покупателям к базовым ценам по всем основаниям, в отчетном году уменьшен и составил 6.0% (2009 – 9,1%).
Рисунок 2.2. Динамика средней цены и средней себестоимости на 1 т. угля
Динамика средней цены (с учетом фактически предоставленных скидок, без НДС) и удельных затрат представлена на рисунке показывает, что доходность производства (разрыв между кривыми) в III - IV кварталах традиционно несколько возросла, что объясняется, с одной стороны предновогодним возрастанием платежеспособного покупательского спроса, а, с другой стороны, относительной стабильностью курса доллара и, соответственно, уровня затрат на основное сырье и материалы.
2.3 Исследование рынка древесного угля
Древесный уголь — твёрдый пористый высокоуглеродистый продукт, образующийся при нагревании древесины без доступа (или при незначительном доступе) воздуха в печах и ретортах. Теплота сгорания Древесного угля 30 000—35 000 кдж/кг (7 000—8 100 ккал/кг). Плотность берёзового угля 380 кг/м3, менее плотные угли дают сосна (300 кг/м3) и ель (260 кг/м3). Большая пористость древесного угля обусловливает его высокие адсорбционные свойства. При выгрузке из печей и реторт влажность древесного угля составляет 2—4 %; при хранении она повышается до 7—15 %. Зольность Угля древесного должна быть не более 3 %, содержание летучих — не более 20 %. Особенность древесного угля — низкое содержание таких примесей, как фосфор и сера, что делает его необходимым для некоторых металлургических процессов.
Древесный уголь широко применяют в производстве кристаллического кремния, сероуглерода, активного угля, электроугольных изделий и др., а также как топливо в быту.
В настоящее время активно развивается рынок древесного угля , используемого для приготовления пищи на мангалах в предприятиях общественного питания и на отдыхе. Это обусловлено рядом его неоспоримых преимуществ перед традиционными видами топлива: отсутствие трудозатрат по подготовке, высокая теплоотдача, продолжительное время горения, экономичность, бездымность, компактность при хранении, повышенная пожаробезопасность и другое. По статистическим подсчетам специалистов нашей фирмы, за прошедшие с начала формирования устойчивого спроса годы (с 1998 года) объем продаж на внутреннем рынке России ежегодно удваивался. Тенденция к устойчивому росту сохранится и в ближайшие годы, так как возрастание спроса пока опережает скорость насыщения рынка.
Качество древесного угля, используемого для приготовления пищи, регламентируется ГОСТ 7657-84.