Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы: изучить основные подходы в реализации бюджетно-налоговой политики, инструменты бюджетно-налоговой политики и их эффективность в различных экономических условиях. Сделать анализ применения бюджетно-налоговых инструментов в Беларуси, оценив влияния применения отдельных инструментов бюджетно-налоговой политики на уровень ВВП, занятость.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2 1 Основные подходы в реализации бюджетно-налоговой политики 5 1.1 Сущность и виды бюджетно-налоговой политики 5 1.2 Эффективность фискальной политики 11 2 Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики 20 2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция 20 2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция 21 3 Анализ применения бюджетно-налоговых инструментов в Беларуси 31 3.1 Бюджетная политика Республики Беларусь 31 3.2 Анализ развития бюджетно-налоговой политики Беларуси за период 2008–2011 гг 32 3.3 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в 2012 году 38 3.4 Проблемы реализации фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе 42 3.5 Налоговая нагрузка в Беларуси до 2015 г. 46 3.6 Совершенствование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
В бюджетной политике нашего
государства реализуется пассивная форма
дефицита. Это означает, что большая часть
бюджетных средств направляется на социальную
поддержку населения, финансирование
образования, культуру, поддержку нерентабельных
предприятий государственного сектора.
Это в большой степени определяет наши
трудности по сокращению разрыва между
доходами и расходами.
Актуальной остается проблема
по снижению задолженности перед бюджетом,
а также весь комплекс мер по ее принудительному
взысканию. Самое пристальное внимание
работники налоговых органов обращают
на выявление теневых оборотов и незарегистрированной
предпринимательской деятельности, а
также на улучшение качества исковой работы
[11].
Бюджетно-налоговая
политика Республики Беларусь в 2012 году
Что же касается фискальной
политики Беларуси, проводимой в текущем,
2012 году, то следует сказать, что правительство
принимает все необходимые меры, чтобы
бюджетно-налоговая политика носила характер
сдержанного исполнения.
Рассмотрим показатели исполнения
государственного бюджета за январь-ноябрь
2012 года:
Таблица 3.1 - Выполнение важнейших параметров
прогноза социально-экономического развития
Республики Беларусь в январе-ноябре 2012
г.
Итоги социально-экономического
развития Республики Беларусь в январе-ноябре
2012 г. характеризуются постепенным замедлением
экономического роста по сравнению с итогами
первых трех кварталов на фоне тенденции
снижения темпов роста объемов промышленного
производства, экспорта товаров и услуг,
при восстановлении платежеспособного
спроса населения. Из 12 важнейших прогнозных
параметров выполнены 8.
По итогам 11 месяцев 2012 г. обеспечен
умеренный экономический рост на уровне
102,0% (при годовом прогнозе 105,0-105,5%). При
этом достигнута основная цель внешней
сбалансированности – рост экономики
за счет внешнего спроса. Умеренная динамика
экономического роста в текущем году обусловлена
реализацией комплекса мер по сжатию внутреннего
спроса с целью ликвидации сформировавшихся
в последние годы макроэкономических
диспропорций. ВГ то же время ослабление
влияния внешнего фактора в июле-ноябре
2012 г. привело к замедлению роста ВВП и
стало причиной снижения его динамики.
Одним из позитивных факторов
экономического роста в отчетном периоде
является увеличение производительности
труда (по ВВП), которая по темпам опережала
рост ВВП и увеличилась за январь-октябрь
2012 г. на 4,3%.
Рост ВВП в текущем году в наибольшей
степени поддерживался динамикой промышленности.
Из 2,0% прироста ВВП 1,9% сформировано за
ее счет. Заметный вклад в прирост ВВП
внесен также транспортом и связью (0,5%
прироста ВВП), сельским хозяйством (0,5%),
поступлением чистых налогов на продукты
(0,3%).
Рисунок 3.4 – График соотношения
темпов роста ВВП в 2011-2012 г.
Результаты в строительстве
продолжают оказывать отрицательное влияние
на прирост ВВП (вклад в прирост ВВП «минус»
0,7%). Сокращение объемов строительно-монтажных
работ (на 10,5%) стало следствием проведения
в текущем году более жесткой денежно-кредитной
политики и бюджетных ограничений, в т.ч.
связанных с оптимизацией финансирования
госпрограмм.
Усилилось отрицательное влияние
торговли, вклад которой в прирост ВВП
составил – «минус» 0,6%.По итогам января-ноября
2012 г. по сравнению с 10 месяцами т.г. основные
формирующие ВВП секции (промышленность,
торговля, транспорт и связь) не прибавили,
а показывают дальнейшее замедление темпов
роста.
В то же время в сельском хозяйстве,
строительстве и поступлении чистых налогов
отмечается положительная динамика, что
соответственно влияет на увеличение
их вклада в прирост ВВП.
Энергоемкость ВВП за январь-октябрь
2012 г. по сравнению с январем-октябрем
2011 г. увеличилась на 8,4% (прогноз на год
– снижение на 3-4%), что связано с увеличением
в т.г. импорта топлива, используемого
на производство нетопливной продукции.
В то же время отмечается тенденция постепенного
уменьшения положительного значения данного
показателя.
Социальная сфера.
С начала года отмечается рост
реальных располагаемых денежных доходов
населения. За январь-октябрь 2012 г. их рост
составил 118,1%.Основным источником дохода
для большей части населения страны является
оплата труда. Реальная заработная плата
по сравнению с январем-октябрем 2011 г.
увеличилась на 18,1%.Номинальная начисленная
среднемесячная заработная плата по республике
в январе-октябре составила 3 590,1 тыс. рублей,
в том числе в октябре – 4 228,4 тыс. рублей.
Ниже среднереспубликанского уровня заработная
плата сложилась в большинстве регионов
республики, за исключением г. Минска и
Минской области. Среднемесячный размер
пенсии по возрасту в январе-ноябре т.г.
составил 1480,5 тыс. рублей, в том числе в
ноябре – 1963,9 тыс. рублей. Реальный размер
пенсии по возрасту – 126,8%.
Постоянный рост реальной заработной
платы в текущем году при замедлении роста
производительности труда привел к нарушению
важной экономической пропорции – превышению
темпов роста реальной заработной платы
над темпом роста производительности
труда.
В январе-октябре текущего года
рост производительности труда отставал
от темпов роста реальной заработной платы
на 13,8 процентных пункта.
Представленный выше анализ
показал, что бюджетно-налоговая политика
проводимая в Беларуси характеризуется
как положительными, так и отрицательными
результатами. Негативные моменты свидетельствуют
прежде всего о несовершенстве данного
вида макроэкономической политики, что
вызывает необходимость выявления ее
проблем и нахождения основных путей реформирования.
Проблемы реализации
фискальной политики Республики Беларусь
на современном этапе
Как уже было отмечено ранее,
проводимая в Беларуси бюджетно-налоговая
политика недостаточна эффективна – она
не содействует достижению макроэкономических
целей, основными из которых являются:
стабильный экономический рост, полная
занятость ресурсов, стабильный уровень
цен. Эти обстоятельства говорят о том,
что фискальная политика сталкивается
с серьезными проблемами, что обусловлено
в большей мере структурными характеристиками
экономической модели Беларуси.
Основным недостатками проводимой
в настоящее время в нашей стране фискальной
политики является ее преимущественно
фискальный характер – особое внимание
уделяется не расширению налоговой базы,
а сбалансированности бюджета. Это сдерживает
производственно–инвестиционную активность
товаропроизводителей.
С позиции фискального значения
важнейшую роль играют косвенные налоги.
Однако известно неоднозначное влияние
косвенных налогов на экономическую ситуацию.
С одной стороны, они являются наиболее
стабильным и гарантированным источником
поступлений в бюджет, с другой - являются
одним из значимых ценообразующих факторов.
Для налоговой системы Республики Беларусь
актуальна проблема увеличения удельного
веса косвенных платежей. В республике
снижается значение прямого налогообложения.
Усиление роли косвенных налогов
усиливает социальную несправедливость,
поскольку лица с высоким уровнем доходов
могут значительную их часть обращать
в накопление, а лица с низкими размерами
доходов вынуждены полностью направлять
их на покупку товаров первой необходимости.
Важным недостатком налоговой
системы Республики Беларусь является
высокий уровень налогообложения субъектов
хозяйствования. Современная налоговая
система Республики Беларусь до сих пор
оказывает угнетающее воздействие на
производственный сектор экономики. Многие
предприятия вынуждены использовать различные
нелегальные схемы ухода от налогов, связанные
с обращением наличных денег.
Еще одной проблемой белорусской
налоговой системы является большое количество
налогов и сборов, а также их нестабильность,
что усложняет механизм налогообложения
в целом, порождает излишний документооборот
и увеличивает затраты, связанные с взиманием
налогов, ведет к многократному обложению
одной и той же налоговой базы (в частности,
фонда заработной платы), к инфляционному
повышению цен. Особенно негативно отражается
на неконкурентоспособности белорусских
предприятий многочисленные налоги, исчисляемые
на фонд заработной платы и включаемые
в себестоимость продукции. Эти налоги
выступают мощным фактором роста цен,
что ведет к трудностям сбыта, замедлению
оборачиваемости капитала, уменьшению
прибыли и другим негативным последствиям
для предприятий [4].
Одной из проблем существующей
налоговой системы является применение
различных внебюджетных (целевых бюджетных)
фондов. Mножественность целевых налогов
даже при умеренных ставках по каждому
виду в сумме приводит к значительному
усилению налогового бремени. Кроме того,
используемый механизм включения отчислений
в целевые бюджетные фонды в цену продукции
влечет увеличение стоимости продукции
и, как следствие, неконкурентоспособность
белорусской продукции, как на внешнем,
так и на внутреннем рынке.
Требует существенной доработки
вопрос предоставления налоговых льгот.
В большинстве случаев они нарушают принцип
справедливости и равнозначности налогообложения
по отношению к участникам экономической
деятельности, не пользующихся налоговыми
привилегиями, поскольку льготный режим
для одних налогоплательщиков неизбежно
означает увеличение налоговой нагрузки
для других. Льготы по косвенным налогам
по отдельным видам деятельности или продукции
не достигают конечного потребителя, не
вызывают желаемого социального эффекта
к снижению цен, которые независимо от
предоставляемых льгот достигают уровня
спроса [10].
Анализ бюджетно-налоговой
системы свидетельствует, что в Беларуси
высока доля централизации финансовых
ресурсов в государственном бюджете. Экономическая
модель Беларуси предусматривает
ведущую роль государства и
основанная на незавершенной
реструктуризации сектора предприятий
и широком перераспределении доходов,
что находит свое выражение в значительных
расходах бюджета на различные трансферты
и субсидии домашним хозяйствам и предприятиям.
Кроме этого нерациональными и неэффективными
являются субсидии в энергетическом секторе,
сельском хозяйстве и некоторых других
отраслях экономики.
Сельское хозяйство в нашей
стране является в значительной мере нерентабельным
и характеризуется наличием предприятий
со стремительно растущим уровнем задолженности,
что создает значительные фискальные
риски. "Не реформированное и не эффективно
функционирующее сельское хозяйство Беларуси
является бременем для государственного
бюджета. Удельный вес сектора в ВВП составляет
8%; при этом он получает до 5% ВВП в виде
государственной поддержки" – отмечают
эксперты Всемирного банка [9].
Эксперты также рекомендуют
пересмотреть несправедливые, по их мнению,
энергетические субсидии. По данным Всемирного
банка, бюджетные расходы в результате
заниженных энергетических тарифов составляют
в Беларуси около 2% ВВП на фоне роста стоимости
импорта энергоресурсов из России [11].
Также отмечается, что в Беларуси
функционирует одна из наиболее масштабных
систем социальной помощи в регионе. Социальная
составляющая расходов бюджета превышает
50 %. Существующий категориальный механизм
социальной помощи приводит к тому, что
значительную часть пособий получают
домашние хозяйства, которые не являются
малообеспеченными.
Эксперты Всемирного банка
также подчеркивают необходимость реформирования
пенсионной системы в Беларуси, что обусловлено
высокой ставкой взносов на социальное
страхование. Взятые вместе, максимальные
предельные ставки налогов на фонд оплаты
труда достигают величины свыше
40 процентов. Постепенное и
неуклонное повышение пенсий
в связи с их индексацией на
рост заработной платы не позволяет понизить
высокие предельные ставки налогов на
фонд оплаты труда, что создает отрицательные
стимулы для предпринимателей и формирует
заинтересованность в неполном раскрытии
доходов [6].
Завершая рассмотрение данного
вопроса следует еще раз подчеркнуть основные
проблемы, которые характерны для нашей
страны при проведении фискальной политики:
преимущественно фискальный
характер, который сдерживает производственно-инвестиционную
активность товаропроизводителей;
сильный налоговый пресс; неравномерное
распределение налогового бремени;
высокая доля централизации финансовых
ресурсов в государственном бюджете; нерациональные
расходы на сельское хозяйство;
несправедливые энергетические
субсидии; масштабная система социальной
помощи.
Указанные недостатки отражают
необходимость дальнейшего совершенствования
бюджетно-налоговой системы Республики
Беларусь и проведения комплекса реформ
бюджета в целях сокращения государственных
расходов и снижения налоговой нагрузки.
Налоговая нагрузка
в Беларуси до 2015 г.
Налоговая нагрузка в Беларуси
до 2015 г. должна снизиться до 26 % к ВВП.Снижение
налоговой нагрузки предусмотрено Программой
деятельности Правительства Республики
Беларусь на 2011–2015 годы (далее — Программа).Основной
целью бюджетно–финансовой и налоговой
политики на текущее пятилетие станет
стимулирование качественного экономического
роста, создание конкурентоспособной
налоговой системы при безусловном сохранении
социальных расходных обязательств бюджета,
поддержание его дефицита и государственного
долга страны на экономически безопасном
уровне.
Программой также предусмотрено
повышение в ближайшее время рейтинга
отечественной налоговой системы в исследовании
Всемирного банка «Ведение бизнеса» до
не менее чем 70–го места.Будет также проведена
оптимизация структуры бюджетных расходов
с ориентацией на достижение конкретных
результатов, концентрация бюджетных
средств на приоритетных направлениях
социально–экономического развития страны,
налоговое стимулирование инноваций.