Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы: изучить основные подходы в реализации бюджетно-налоговой политики, инструменты бюджетно-налоговой политики и их эффективность в различных экономических условиях. Сделать анализ применения бюджетно-налоговых инструментов в Беларуси, оценив влияния применения отдельных инструментов бюджетно-налоговой политики на уровень ВВП, занятость.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2 1 Основные подходы в реализации бюджетно-налоговой политики 5 1.1 Сущность и виды бюджетно-налоговой политики 5 1.2 Эффективность фискальной политики 11 2 Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики 20 2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция 20 2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция 21 3 Анализ применения бюджетно-налоговых инструментов в Беларуси 31 3.1 Бюджетная политика Республики Беларусь 31 3.2 Анализ развития бюджетно-налоговой политики Беларуси за период 2008–2011 гг 32 3.3 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в 2012 году 38 3.4 Проблемы реализации фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе 42 3.5 Налоговая нагрузка в Беларуси до 2015 г. 46 3.6 Совершенствование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Запланировано уменьшение дефицита
консолидированного бюджета с 2,6 % в 2010
г. до 1,5 % к ВВП в 2015 г., создание эффективной
системы управления государственным долгом.
Как сказано в Программе, уменьшение
налоговой нагрузки, а также реализация
других целей будут осуществляться путем
снижения на 2–4 процентных пункта ставки
налога на прибыль и рассмотрения вопроса
о снижении ставки НДС с учетом итогов
работы экономики, введения механизма
переноса убытков на будущие прибыли,
сокращения количества налоговых льгот
и (или) повышение их целевой направленности
на достижение конкретного результата,
перехода к формированию инновационных
фондов за счет отчислений из прибыли
подчиненных государственных организаций
и расширения сферы применения упрощенной
системы налогообложения;
Помимо этого, будет проводиться
улучшение структуры и механизмов взимания
установленных налогов и сборов с учетом
практики экономически развитых и быстро
развивающихся стран. Произойдет снижение
временных затрат на расчет и уплату налогов,
оформление необходимых для этого учетных
документов, будут отменены неэффективные
налоговые процедуры, произойдет сближение
национального законодательства в сфере
бухгалтерского учета и финансовой отчетности
с международными стандартами, сокращение
количества обязательных к применению
форм первичных учетных документов и заполняемых
в них реквизитов, формирование общественно
значимыми организациями финансовой отчетности
по международным стандартам финансовой
отчетности начиная с 2012 г.
Кроме того, в Программе предусматривается
создание в Беларуси Банка развития в
целях совершенствования механизма финансирования
государственных программ и обеспечения
структурных реформ в экономике.
Правительство также намерено
оптимизировать сеть бюджетных учреждений,
численность занятых в бюджетном секторе,
осуществить переход от содержания бюджетной
организации к оплате ее услуг, расширить
спектр внебюджетных источников финансирования
традиционных бюджетных услуг, включая
медицину и образование.
Совершенствование
бюджетно-налоговой политики Республики
Беларусь
Представленные недостатки
бюджетно-налоговой политики Республики
Беларусь обусловливают необходимость
поэтапного реформирования фискальной
системы по следующим направлениям.
С целью совершенствования
налогообложения в Республики Беларусь
можно предложить следующие меры:
• Следует больше
внимания уделять стимулирующей
функции налогообложения, расширению
налоговой базы. Постепенно снижая
налоговую нагрузку и обеспечивая
тем самым стабилизацию экономической
ситуации в республике необходимо
последовательно сокращать количество
налогов с оборота и смещать
акценты на прямое налогообложение;
• Представляется возможным
отмена отчислений в государственные
целевые фонды, включаемые в цену или себестоимость,
а необходимость осуществления целевых
мероприятий и программ может финансироваться
за счет формирования в бюджете отдельных
фондов исходя из общего объема бюджетных
ресурсов.
• Необходимо упорядочить
предоставление льгот особенно
в отношении налогов и сборов,
которые напрямую сказываются
на уровне конкурентоспособности
предприятий-налогоплательщиков [14].
В области расходов бюджета,
в связи со значительным сокращением налоговой
нагрузки, предполагается соразмерное
уменьшение го-сударственной поддержки
реального сектора экономики. Выделяемые
средства могут быть перераспределены
на стимулирование экспорта
и создание новых инновационных производств.
Средства, которые направляются
на бюджетное субсидирование
организаций ЖКХ, необходимо увязать
с повышением тарифов на жилищно-коммунальные
услуги для населения. При этом
тарифную политику на услуги
ЖКХ важно серьезно изменить,
введя дифференцированную оплату коммунальных
услуг, которая будет зависеть от объема
и времени их потребления. Доведение до
себестоимости оплаты населением ряда
услуг позволит создать конкурентную
среду на рынке жилищно-коммунальных услуг,
привлечь к их предоставлению частный
бизнес и, в конечном итоге, будет способствовать
сокращению затрат по их оказанию [9].
Следующим направлением реформирования
структуры расходов бюджета Республики
Беларусь является оптимизация расходов
на сельское хозяйство.
Цель реформирования
заключается в обеспечении устойчивого
долгосрочного роста сельского
хозяйства за счет усиления
акцента на вопросах производительности
и рыночной конкурентоспособности.
Такая программа реформ должна
основываться на изменениях
как политики регулирования, так и бюджетно-налоговой
политики. Основными мерами могут быть:
• Сокращение государственного
контроля и регулирования. Реформирование
налогово-бюджетных аспектов системы
поддержки сельского хозяйства невозможно
осуществить в отрыве от тесно с ним связанных
структурных реформ в данном
секторе. Структурные реформы
позволили бы создать условия
для постепенного отказа от
государственного контроля на
протяжении цепочки создания добавленной
стоимости в сельском хозяйстве, включая
упразднение целевых показателей по объемам
производства и обеспечению
занятости, отмену регулирования
заработной платы и цен (как
на производимую продукцию, так и на производственные
ресурсы), повышение управленческой свободы
хозяйств и возможную приватизацию балансовых
активов хозяйств.
• Сокращение субсидирования
процентных ставок для сельскохозяйственных
предприятий и ужесточение условий доступа
к кредитам для хозяйств [9].
• Изменение структуры расходования
средств. Акцент необходимо сместить с
прямого финансирования на оказание поддержки
крупным инвестиционным проектам (строительство
животноводческих объектов, инфраструктуры
хранения, переработки и продвижения продукции
на рынок) при помощи льготных кредитов
банков на выбор партнеров.
Предполагается, что
реализация предлагаемых реформ
положительно скажется на бюджете
и позволит сформировать меньший по объему,
но в целом более прозрачный и эффективный
пакет мер поддержки сельского
хозяйства [20].
Эксперты Всемирного банка
делают акцент на необходимости реформировать
тарифную политику с целью повышения
рентабельности оказываемых энергетических
услуг и сокращения бюджетной нагрузки,
обусловленной заниженными тарифами.
Однако такие меры должны сопровождаться
укреплением системы адресной социальной
помощи, чтобы нейтрализовать
неблагоприятное воздействие на
домохозяйства с низкими доходами,
а также финансовой и технической помощью
для повышения эффективности конечного
использования энергии с целью смягчения
негативных социальных последствий.
Для дальнейшего прогресса
потребуется также укрепление регуляторной
среды энергетического сектора с целью
создания более благоприятных условий
для частных инвестиций и конкуренции.
Приоритетные реформы должны
быть направлены на предоставление
энергетическим компаниям возможности
привлекать финансирование на коммерческих
условиях и повышать свою эксплуатационную,
управленческую и финансовую эффективность.
Экономия бюджетных средств
в результате предлагаемого
повышения тарифов оценивается
в размере 1,4–3,3 % ВВП, в зависимости
от года и сценария изменения цен на газ
[11].
Также следует обратить внимание
на реформирование пенсионной системы
Беларуси. Основной задачей пенсионной
системы в нашей стране является обеспечение
долговременной финансовой устойчивости
в условиях прогнозируемых демографических
изменений при одновременном создании
возможностей для финансово ответственного
снижения ставки взноса.
Варианты реформирования предусматривают
oсуществление пакета параметрических
реформ, призванных обеспечить возможности
для финансово ответственного снижения
ставок взносов, включая следующие меры:
1) отмена досрочного выхода
на пенсию;
2) повышение пенсионного
возраста на 6 месяцев в год для женщин
и на 3 месяца в год для мужчин с доведением
до 65 лет для обоих полов в 2030 году;
3) индексация пенсий на более
высокий параметр: рост потребительских
цен или рост номинальной заработной платы
минус 3 процента;
4) постепенное снижение
ставки взноса на пенсионное
страхование с 29 процентов в 2010 году
до 24 процентов в 2015 году;
5) введение условно-накопительных
пенсионных счетов для усиления взаимосвязи
между индивидуальными размерами пенсий
и взносов.
Фактически, все пять вариантов
обеспечат значительный профицит пенсионного
фонда, создавая финансовые возможности
для потенциального снижения ставки
взноса. Прогнозируемая экономия средств
(разница между базовым вариантом и сценарием
реформ) в течение следующих десяти лет
находится в диапазоне от 1,3 до 3,4 процента
ВВП в среднем в год [8].
Также следовало бы пересмотреть
расходную часть бюджета на социальную
сферу в целях экономии средств бюджета.
В частности, необходимо провести рационализацию
категориальных льгот: отмена или сокращение
неадресных пособий для экономии бюджетных
средств. Вначале предусматривается сокращение
регрессивных льгот при сохранении пособий
с прогрессивным распределением. Что приведет
к экономии расходов бюджета в объеме
0,23-0,3 процента ВВП [11].
Исследование недостатков фискальной
политики Республики Беларусь и причин
их обусловивших позволило в этой главе
разработать рекомендации по повышению
эффективности функционирования бюджетно-налоговой
сферы, основными из которых являются:
реформирование системы налогообложения
с целью снижения налоговой нагрузки;
реформирование системы поддержки сельского
хозяйства; реформирование тарифной политики
энергетических услуг; реформирование
пенсионной системы с целью экономии средств
бюджета. Предложенные направления реформ
позволят усовершенствовать бюджетно-налоговую
политику Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ экономической литературы
и периодической печати, выполненный в
ходе работы, позволил нам сделать нижеследующие
выводы:
1) Дискреционная и недискреционная
фискальная политика проводятся в комплексе,
в зависимости от текущей динамики ВВП.
Дискреционная политика даёт эффект в
краткосрочном периоде.
2)Согласно кейнсианской
концепции фискальной политики,
дефицит государственного бюджета,
как правило, увеличивается в
период экономического спада
и сокращается в периоды оживления
и подъёма экономики. При этом
не всегда обеспечивается стабилизация
экономики и рост ВВП.
3)Особенностями бюджетно-налоговой
политики в Республике Беларусь
является:
- высокий уровень дотаций
для экономики по сравнению
с развитыми странами;
- преимущественное проведение
дискреционной стимулирующей фискальной
политики, направленной на поддержание
стратегически важных производств
и недопущение массовой безработицы;
- после 2001 года, когда темпы
инфляции сократились, фискальная
политика приобрела направление
стимулирующей инвестиционной политики;
- снижение общего уровня
централизации в бюджете финансовых
ресурсов для дальнейшей стабилизации
экономических процессов и экономического
роста.
- упор на максимальное
обеспечение социальной защищённости
всех слоёв населения, которое
достигается путём использования
бюджетных средств и упрощение
налоговой системы,а также реальное
снижение налогового бремени
на экономику.
Подводя итоги рассмотрения
фискальной политики, я пришол к выводу,
что всестороннее изучение этого вопроса,
а также грамотное использование механизмов
фискальной политики позволяет обеспечить
стабильные темпы экономического роста,
возможность использования государством
экономических рычагов регулирования.
Тема бюджетно-налоговой политики,
независимо от места и времени, будет оставаться
актуальной.
Грамотно сформированная и
последовательно проводимая фискальная
политика, как правило, характеризуется
достижением макроэкономической стабильности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Бартенев С.А. История
экономических учений: Учебник/ С.А.Бартенев:
- М.- Экономист –2004 – 45с.
2. Закон о бюджете РБ
на 2008 год. // Консультант плюс (электронная
база данных).
3.Алексеенко Т.С. Макроэкономика:
учеб. пособие для студентов заочной и
дистанционной форм обучения учреждений,
обеспечивающих получение высшего образования
по экономическим специальностям / Т.С.
Алексеенко - Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 123 с.
4.Налоговый кодекс Республики
Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З
// Консультант Плюс: Беларусь. Технология
3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,
Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
– Минск, 2011.
5. Лейонхуфвуд А. Макроэкономическая
теория в 20-м столетии: основные вехи развития./
Вопросы Экономики –2006- №11. стр.26-45.
6.Государственный бюджет:
Учеб. пособие для учреждений, обеспеч.
получение высш. образования по спец. "Финансы
и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003.
- 289с.
7. Макроэкономика : учеб. пособие
для студентов заочной и дистанционной
форм обучения учреждений, обеспечивающих
получение высшего образования по экономическим
специальностям / Т.С. Алексеенко [и др.];
Л.П.Зеньковой.- Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
-38с.
8. Макроэкономика: учеб. пособие/И.В.Новикова,
А.П.Морова, А.О.Тихонов и др.; по ред. И.В.Новиковой
и Ю.М.Ясинского.-Мн.:акад.упр.при Президенте
Республики Беларусь, 2006 -33 с.
9.Матвеева, Т.Ю. Введение
в макроэкономику: учебное пособие
/ Т.Ю.Матвеева. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 512 с.
10.Макроэкономика: Учеб.пособие/
Под ред. М.И. Плотницкого .-М.: Новое
знание, 2004. -462 с.