Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 05:49, контрольная работа
Сложный характер рыночной экономики и современный уровень предъявляемых к ней требований стимулируют использование более серьезных методов анализа ее теоретических и практических проблем. В настоящее время значительный вес в экономических исследованиях приобрели математические методы. Математическое моделирование становится одним из основных методов изучения экономических процессов и объектов. Математический анализ экономических задач органично превращается в часть экономики.
Введение. 3
1. Задачи линейного программирования 4
Задача №1 4
Решение. 5
2. Транспортная задача линейного программирования. 10
Задача №2 10
Решение. 12
3. Сетевые методы планирования и управления. 25
Задача №3. 25
Решение. 27
Заключение. 39
Список литературы: 40
Где e – расходная ставка на 10 ткм. Для рассматриваемого рода груза принимается равной 4 руб.; L – минимальное расстояние, рассчитываемое для заданного полигона между пунктами производства и потребления, км.
1. В 5 местах отправки имеется однородный груз, который требуется доставить в 10 пунктов назначения. Известно, сколько груза отправляется из каждого пункта и сколько груза должно поступить в пункт назначения. Причем безразлично, какой именно отправитель будет доставлять груз тому или иному получателю. Требуется так организовать перевозки, чтобы обеспечить минимальный общий пробег груза, т.е. минимизировать затраты на транспортировку. Экономико-математическая модель транспортной задачи представляется в виде транспортной таблицы. (Табл. 8)
Таблица 8
Экономико-математическая модель транспортной задачи
Потребители и их спрос | ||||||||||
Поставщики и их мощности |
Пункт назначения
Пункт отправления |
В1 |
… |
Bj |
… |
Bn | ||||
b1 |
… |
bj |
… |
bn | ||||||
A1 |
a1 |
c11 |
… |
c1j |
… |
c1n | ||||
x11 |
x1j |
x1n | ||||||||
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… | ||||
Ai |
ai |
ci1 |
… |
cij |
… |
cin | ||||
xi1 |
xij |
xin | ||||||||
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… | ||||
Am |
am |
cm1 |
… |
cmj |
… |
cmn | ||||
xm1 |
xmj |
xmn |
Примечание. Аi – название пункта отправления; Bj – название пункта назначения; аi – производственная мощность поставщиков; bj – спрос потребителей; m – число поставщиков; n – число потребителей; i – номер строки (i-й поставщик) i=1…m; j – номер столбца (j-й потребитель) j=1…n; сij – показатель критерия оптимальности , удельные затраты на транспортировку единицы продукции (себестоимость перевозок) от поставщика i до потребителя j; xij – количество продукции, перевозимое от поставщика i до потребителя j, план перевозок, распределение поставок, корреспонденция грузов.
2. Определим показатели производственных мощностей (табл. 4) и рассчитаем производственные затраты.
а1=550 т, а2=690 т, а3=370 т, а4=950 т, а5=450 т.
Затраты на производство ед. запасных частей рассчитываем по формуле:
; ;
; .
3. Производим расчет
затрат на транспортировку
Рис.7. Транспортная сеть
По сети рассчитываем кратчайшее расстояние между каждым пунктом производства и потребления. Результаты заносим в табл.9.
Таблица 9
Кратчайшее расстояние между пунктами потребления и производства (км).
Пункты производства и их № узлов |
Пункты потребления и их № узлов | ||||||||||
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
В6 |
В7 |
В8 |
В9 |
В10 | ||
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
9 |
11 |
12 |
14 |
15 | ||
А1 |
1 |
110 |
75 |
118 |
179 |
245 |
300 |
335 |
300 |
357 |
470 |
А2 |
8 |
290 |
130 |
49 |
242 |
117 |
100 |
245 |
95 |
350 |
265 |
А3 |
10 |
130 |
290 |
389 |
98 |
223 |
440 |
95 |
245 |
117 |
257 |
А4 |
13 |
524 |
343 |
225 |
455 |
330 |
113 |
340 |
190 |
340 |
200 |
А5 |
16 |
326 |
486 |
522 |
294 |
419 |
410 |
184 |
300 |
79 |
130 |
Теперь рассчитаем минимальные транспортные затраты по формуле:
; ; ; ;
; ; .
Результаты расчетов заносим в табл.10.
Таблица 10.
Затраты на транспортировку одной тонны запасных частей, руб.
Номера пунктов производстваi |
Номера пунктов потребления j | |||||||||
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
В6 |
В7 |
В8 |
В9 |
В10 | |
А1 |
44 |
30 |
47 |
72 |
98 |
120 |
134 |
120 |
143 |
188 |
А2 |
116 |
52 |
20 |
97 |
47 |
40 |
47 |
38 |
140 |
106 |
А3 |
52 |
116 |
156 |
39 |
89 |
176 |
38 |
98 |
47 |
103 |
А4 |
210 |
137 |
90 |
182 |
132 |
45 |
136 |
76 |
136 |
80 |
А5 |
130 |
194 |
209 |
118 |
168 |
164 |
74 |
120 |
32 |
52 |
На основе модели:
Применительно к данной задачи, строим матрицу, отражающую особенности решаемой задачи. В процессе ее решения открытая модель транспортной задачи сводится к закрытой за счет искусственной балансировки ресурсов и потребностей. Для этого в модель вводится фиктивный потребитель и ему назначается спрос, равный разнице суммарных мощностей и потребностей:
Матрица, отражающая особенности решаемой задачи принимает следующий вид (табл.11).
Таблица 11
Транспортная таблица
Пункты производства и их мощ. |
Потребители и их спрос | ||||||||||||||||||||||
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
В6 |
В7 |
В8 |
В9 |
В10 |
ФВ | |||||||||||||
170 |
230 |
260 |
310 |
120 |
350 |
290 |
270 |
400 |
360 |
250 | |||||||||||||
А1 |
550 |
141 |
127 |
144 |
168 |
195 |
217 |
231 |
217 |
240 |
285 |
0 | |||||||||||
А2 |
690 |
201 |
137 |
105 |
182 |
132 |
125 |
183 |
123 |
225 |
191 |
0 | |||||||||||
А3 |
370 |
176 |
240 |
280 |
163 |
213 |
300 |
162 |
222 |
171 |
227 |
0 | |||||||||||
А4 |
950 |
283 |
210 |
163 |
255 |
205 |
118 |
209 |
149 |
209 |
153 |
0 | |||||||||||
А5 |
450 |
240 |
304 |
318 |
227 |
277 |
273 |
183 |
229 |
141 |
161 |
0 | |||||||||||
По строкам матрицы отражены мощности по производству запасных частей. По столбцам отражены потребители и их спрос. В клетках матрицы, в маленьких квадратиках, представлены показатели критерия оптимальности модели – суммарные затраты на производство и транспортировку продукции между предприятиями и потребителями. В столбце фиктивного потребителя показатели критерия оптимальности приравниваются к нулю.
Данная задача решается несколькими методами: метод северо-западного угла, метод наименьшего элемента в матрице, с помощью надстройки «Поиск решения» в MS Excel. Будем решать методом минимальной стоимости (наименьшего элемента в матрице).
1. Построение опорного плана.
В транспортной таблице выбирается клетка с наименьшими затратами:
А2В3 (105 руб) в нее записывается максимально возможная поставка – 260т. Далее отыскиваются клетки со следующими по величине затратами: А4В6 (118 руб) максимальная поставка – 350т, А2В8 (123 руб) – 270т, следующая – А2В6 (125 руб), однако в эту клетку поставку корреспонденции грузов ставить нельзя, поскольку спрос станции В6 полностью удовлетворен со станции А4, поэтому столбец 6 из дальнейшего построения плана исключаем. Далее: А1В2 (127 руб) – 230т, А2В5 (132 руб) – 120 т, А1В1 (141 руб) – 170т, А5В9 (141 руб) – 400 т, А4В10 (153 руб) – 360 т, А3В7 (162 руб) – 290 т, А3В4 (163 руб) – 80 т, т.к. станция А3 полностью удовлетворила спрос В7, тем самым уменьшив возможность поставки, то остаток с предприятия (370-290=80) ставим на поставку другому потребителю, в нашем случае это В4. По вышеизложенному принципу распределяем поставки между пунктами отправления и назначения: А1В4 – 150 т, А2В4 – 40 т, А5В4 – 40 т, т.к. станция еще может поставить 50 т, а пункту требуется 40 т, то на поставку в пункт В4 ставим 40 т, а оставшиеся 10 т. определяем к фиктивному потребителю. На производстве А4, из возможных поставок размером 950 т , осталось еще 240 т, которые мы определяем к фиктивному потребителю, А4ФВ. Результат представлен в табл.12.
Таблица 12.
Результат распределения поставок.
Пункты производства и их мощ. |
Потребители и их спрос | ||||||||||||||||||||||
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
В6 |
В7 |
В8 |
В9 |
В10 |
ФВ | |||||||||||||
170 |
230 |
260 |
310 |
120 |
350 |
290 |
270 |
400 |
360 |
250 | |||||||||||||
А1 |
550 |
141 |
127 |
144 |
168 |
195 |
217 |
231 |
217 |
240 |
285 |
0 | |||||||||||
170 |
230 |
150 |
|||||||||||||||||||||
А2 |
690 |
201 |
137 |
105 |
182 |
132 |
125 |
183 |
123 |
225 |
191 |
0 | |||||||||||
260 |
40 |
120 |
270 |
||||||||||||||||||||
А3 |
370 |
176 |
240 |
280 |
163 |
213 |
300 |
162 |
222 |
171 |
227 |
0 | |||||||||||
80 |
290 |
||||||||||||||||||||||
А4 |
950 |
283 |
210 |
163 |
255 |
205 |
118 |
209 |
149 |
209 |
153 |
0 | |||||||||||
350 |
360 |
240 | |||||||||||||||||||||
А5 |
450 |
240 |
304 |
318 |
227 |
277 |
273 |
183 |
229 |
141 |
161 |
0 | |||||||||||
40 |
400 |
10 |
Информация о работе Контрольная работа по "Экономико-математическому моделированию"