Линейное программирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2015 в 13:21, контрольная работа

Краткое описание

В прямоугольной декартовой системе координат строим прямую -x1 + x2 =2 , соответствующую ограничению (1) по двум точкам, например, (2; 0) и (1; 3). Находим, какая из полуплоскостей, на которые эта прямая делит всю координатную плоскость, является областью решений неравенства (1). Для этого достаточно координаты какой-либо точки, не лежащей на прямой, подставить в неравенство. Так как прямая не проходит через начало координат, подставляем координаты точки А(0;0) в первое ограничение 0+0≤2. Получаем строгое неравенство 0 ≤2. Следовательно, точка А лежит в полуплоскости решений.

Вложенные файлы: 1 файл

Математическое МОДЕЛИРОВАНИЕ.doc

— 863.50 Кб (Скачать файл)

1  

39.68  

4.424  

108.9  

0  

1  

5091/33970  

-1305/6794  

0  

4.0728  

1.13984  

-0.896  


 

 
от 1; 3 строк отнимаем 2 строку, умноженную соответственно на 39.68; 4.0728

1  

0  

-129319/84925  

791649/6794  

0  

1  

5091/33970  

-1305/6794  

0  

0  

899287/1698500  

-38621/339700  


 

 
3-ую строку делим  на 899287/1698500

1  

0  

-129319/84925  

791649/6794  

0  

1  

5091/33970  

-1305/6794  

0  

0  

1  

-193105/899287  


 

 
от 1; 2 строк отнимаем 3 строку, умноженную соответственно на -129319/84925; 5091/33970

1  

0  

0  

1044924761/8992870  

0  

1  

0  

-143796/899287  

0  

0  

1  

-193105/899287  


 

Ответ:

a = 1044924761/8992870

b1 = -143796/899287

b2 = -193105/899287


 
Уравнение регрессии Y = 116,19-0,16X1-0,21X2

 

При заданных показателях котировка акций будет равна = 116,19-0,16*33,5-0,21*3 = 110,2

 

Задание № 6. Анализ зависимостей в слабых шкалах

(10 баллов)

  1. Имеется таблица сопряженности  о зависимости количества товаров в корзине покупателя по данным маркетингового обследования. Требуется проверить наличие зависимости количества товаров от пола покупателя с помощью таблиц сопряженности.

Пол

Количество товаров в корзине покупателя

Корзина пуста

В корзине только один товар

В корзине два и более товара

Мужской

88

122

276

Женский

164

147

300


 

 

Для проверки независимости признаков «A» и «B» проверяем нулевую гипотезу Н0:(pij = pi*p*j для всех i, j).

Таблица сопряженности теоретических частот распределения: 

Пол

Количество товаров в корзине покупателя 

 

Корзина пуста

В корзине только один товар

В корзине два и более товара

ВСЕГО

Мужской

111,6427

119,1741

255,1832

486

Женский

140,3573

149,8259

320,8168

611

ВСЕГО

252

269

576

1097


 

Вычислим статистику χ2 набл по формуле: 
 
где nij – наблюдаемые частоты. 
Если значение χ2набл попало в критическую область: χ2> χ2крит(α ; v=2), нулевая гипотеза отвергается с вероятностью ошибки α и признаки считаются зависимыми. 
В этом случае имеет смысл измерить полученную связь между X и Y с помощью коэффициентов связи (сопряженности). 
Вычислим статистику χ2:

=5,006827+0,067008+1,698145+3,982517+0,0533+1,350734=12,15853     
По таблице χ2-распределения находим:

χ2крит(0.05;2) = 5.99

где v = (r-1)(s-1) = (2-1)(3-1) = 2 - число степеней свободы.

Критическая область имеет вид χ2 > χ2крит.

Так как вычисленное значение хи-квадрат попадает в критическую область, то гипотеза о независимости количества товаров от пола покупателя с помощью таблиц сопряженности отвергается с вероятностью ошибки 0,05.

 
7. Теория игр (15 баллов)

6. Найти оптимальные стратеги  игроков и цену игры по заданной матрице .

Решение:

 

ИГРОКИ

Стратегии "B"

 

Стратегии "A"

B1

B2

B3

a = min(Ai)

A1

24

0

2

0

A2

0

8

3

0

A3

4

5

6

4*

b = max(Bi)

24*

8

6

 

 

Находим гарантированный выигрыш, определяемый нижней ценой игры a = max(ai) = 4, которая указывает на максимальную чистую стратегию A3.

Верхняя цена игры β — это минимальный проигрыш, который может гарантировать себе игрок "В", в игре против разумного противника, если на протяжении всей игры он будет использовать одну и только одну стратегию.

Верхняя цена игры b = min(bj) = 6.

Для того чтобы гарантировать себе проигрыш не хуже чем 6 ( игрок "B") должен придерживаться стратегии B3.

Это свидетельствует об отсутствии седловой точки, так как a ≠ b, тогда цена игры находится в пределах 4 ≤ y ≤ 6. Находим решение игры в смешанных стратегиях. 

Смешанная стратегия, это чередуемые случайным образом чистые стратегии, с определенными вероятностями (частотами).

Смешанную стратегию игрока "А" будем обозначать

SA =

 

A1

A2

A3

p1

p2

p3


 


где A1, A2, A3 - стратегии игрока "A", а p1, p2, p3 - соответственно вероятности (частоты), с которыми эти стратегии применяются, причем p1 + p2 + p3 = 1.

Аналогично смешанную стратегию игрока "В" будем обозначать

SB =

 

B1

B2

B3

q1

q2

q3


 


где B1, B2, B3 - стратегии игрока "B", а q1, q2, q3 - соответственно вероятности, с которыми эти стратегии применяются, причем q1 + q2 + q3 = 1.

Оптимальная смешанная стратегия для игрока "А" та, которая обеспечивает ему максимальный выигрыш. Соответственно для "B" - минимальный проигрыш. Обозначаются эти стратегии  SA* и SB* соответственно. Пара оптимальных стратегий образует решение игры.

В общем случае в оптимальную стратегию игрока могут входить не все исходные стратегии, а только некоторые из них. Такие стратегии называются активными стратегиями.

Из теории игр известно, что если игрок "А" в своей оптимальной смешанной стратегии использует не более чем N активных стратегий, то и оптимальная стратегия игрока "B" состоит не более чем из N активных стратегий. В нашем случае у обоих игроков одинаковое число стратегий поэтому можем предположить что все они, для обеих сторон, являются активными. Игры такого класса называются полностью усредненными. А из теории игр известно, что если игрок "А" использует свою оптимальную стратегию, а игрок "B" остается в рамках своих активных стратегий, то средний выигрыш остается неизменным и равным цене игры v независимо от того как игрок "В" использует свои активные стратегии. Поэтому если предположить, что игрок "В" будет пользоваться чистой стратегией B1, то средний выигрыш v составит:

k11p1 + k21p2 + k31p3 = v    (1)

где:  kij - элементы платежной матрицы. 
 
Аналогичные уравнения можно составить и для всех остальных стратегий игрока "В", предполагая что он будет пользоваться каждой из них в чистом виде. 

k12p1 + k22p2 + k32p3 = v    ( 2 ) 
k13p1 + k23p2 + k33p3 = v    ( 3 )

Кроме того, если учесть, что: 

p1 + p2 + p3 = 1    ( 4 )

В итоге мы имеем 4 уравнений содержащих 4 неизвестных, если после решения системы из данных уравнений мы получим осмысленные значения вероятностей ( в диапазоне от нуля до единицы ), то предположение о том что данная задача является полностью усредненной верно и оптимальная стратегия для "A" будет найдена.

Перенесем переменную v влево от знака равенства и решим систему из уравнений 1…4 методом Гаусса-Жордана.


 

Сформируем расширенную матрицу : 

 

24

0

4

-1

 

0

0

8

5

-1

 

0

2

3

6

-1

 

0

1

1

1

0

 

1


 

 

Применяя к расширенной матрице, последовательность элементарных операций стремимся, чтобы каждая строка, кроме, быть может, первой, начиналась с нулей, и число нулей до первого ненулевого элемента в каждой следующей строке было больше, чем в предыдущей.

 

 
Итерация:2

Разделим строку 1 на 24 a1,1 =

 

Получим матрицу :

 

1

0

1

 

6


-1

 

24


 

0

0

8

5

-1

 

0

2

3

6

-1

 

0

1

1

1

0

 

1


 


 

 
Итерация:3

Вычтем из строки 3 строку 1 умноженную на 2   a3,1=

 

Вычитаемая строка :

 

2

0

1

 

3


-1

 

12


 

0

           

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

1

 

6


-1

 

24


 

0

0

8

5

-1

 

0

0

3

17

 

3


-11

 

12


 

0

1

1

1

0

 

1


 


 

 
Итерация:4

Вычтем из строки 4 строку 1 умноженную

на 1 a4,1=

 

Вычитаемая строка :

 

1

0

1

 

6


-1

 

24


 

0

           

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

1

 

6


-1

 

24


 

0

0

8

5

-1

 

0

0

3

17

 

3


-11

 

12


 

0

0

1

5

 

6


1

 

24


 

1


 


 

 
Итерация:5

Разделим строку 2 на 8 a2,2 =

 

Получим матрицу :

 

1

0

1

 

6


-1

 

24


 

0

0

1

5

 

8


-1

 

8


 

0

0

3

17

 

3


-11

 

12


 

0

0

1

5

 

6


1

 

24


 

1


 


 

 
Итерация:6

Вычтем из строки 3 строку 2 умноженную на 3 a3,2=

 

Вычитаемая строка :

 

0

3

15

 

8


-3

 

8


 

0

           

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

1

 

6


-1

 

24


 

0

0

1

5

 

8


-1

 

8


 

0

0

0

91

 

24


-13

 

24


 

0

0

1

5

 

6


1

 

24


 

1


 


 

 
Итерация:7

Вычтем из строки 4 строку 2 умноженную на 1 a4,2=

 

Вычитаемая строка :

 

0

1

5

 

8


-1

 

8


 

0

           

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

1

 

6


-1

 

24


 

0

0

1

5

 

8


-1

 

8


 

0

0

0

91

 

24


-13

 

24


 

0

0

0

5

 

24


1

 

6


 

1


 


 

 
Итерация:8

Разделим строку 3 на 91/24а a3,3 =

 
 
 
 


Получим матрицу :

 

1

0

1

 

6


-1

 

24


 

0

0

1

5

 

8


-1

 

8


 

0

0

0

1

-1

 

7


 

0

0

0

5

 

24


1

 

6


 

1


 


 

 
Итерация:9

Вычтем из строки 4 строку 3 умноженную на 5/24 a4,3=

 

Вычитаемая строка :

 

0

0

5

 

24


-5

 

168


 

0

           

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

1

 

6


-1

 

24


 

0

0

1

5

 

8


-1

 

8


 

0

0

0

1

-1

 

7


 

0

0

0

0

11

 

56


 

1


 


 

 
Итерация:10

Разделим строку 4 на 11/56 a4,4 =

 

Получим матрицу :

 

1

0

1

 

6


-1

 

24


 

0

0

1

5

 

8


-1

 

8


 

0

0

0

1

-1

 

7


 

0

0

0

0

1

 

56

 

11



 


 

 
Итерация:11

Вычтем из строки 3 строку 4 умноженную        -1/7 на a3,4=

 

Вычитаемая строка :

 

0

0

0

-1

 

7


 

-8

 

11


           

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

1

 

6


-1

 

24


 

0

0

1

5

 

8


-1

 

8


 

0

0

0

1

0

 

8

 

11


0

0

0

1

 

56

 

11



 


 

 
Итерация:12

Вычтем из строки 2 строку 4 умноженную на – 1/8 a2,4=

 

Вычитаемая строка:

 

0

0

0

-1

 

8


 

-7

 

11


           

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

1

 

6


-1

 

24


 

0

0

1

5

 

8


0

 

7

 

11


0

0

1

0

 

8

 

11


0

0

0

1

 

56

 

11



 


 

 
Итерация:13

Вычтем из строки 1 строку 4 умноженную на -1/24 a1,4=

 

Вычитаемая строка:

 

0

0

0

-1

 

24


 

-7

 

33


           

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

1

 

6


0

 

7

 

33


0

1

5

 

8


0

 

7

 

11


0

0

1

0

 

8

 

11


0

0

0

1

 

56

 

11



 


 

 
Итерация:14

Вычтем из строки 2 строку 3 умноженную на 5/8 a2,3=

 

Вычитаемая строка :

 

0

0

5

 

8


0

 

5

 

11


           

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

1

 

6


0

 

7

 

33


0

1

0

0

 

2

 

11


0

0

1

0

 

8

 

11


0

0

0

1

 

56

 

11



 


 

 
Итерация:15

Вычтем из строки 1 строку 3 умноженную на 1/6 a1,3=

 

Вычитаемая строка :

 

0

0

1

 

6


0

 

4

 

33


           

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

0

0

 

1

 

11


0

1

0

0

 

2

 

11


0

0

1

0

 

8

 

11


0

0

0

1

 

56

 

11



 


     

Из последней матрицы выпишем все найденные переменные 
 
p1 = 1/11 , p2 = 2/11 , p3 = 8/11 , v = 56/11 
Найденные значения вероятностей не противоречат гипотезе о том, что данная задача является полностью усредненной.  

Рассуждая аналогично, только относительно игрока "В", можно сказать, что если игрок "В" использует свою оптимальную стратегию, а игрок "А" остается в рамках своих активных стратегий, то средний выигрыш остается неизменным и равным цене игры v независимо от того как игрок "А" использует свои активные стратегии. Это позволит составить ряд следующих уравнений: 

k11q1 + k12q2 + k13q3 = v    ( 5 ) 
k21q1 + k22q2 + k23q3 = v    ( 6 ) 
k31q1 + k32q2 + k33q3 = v    ( 7 )

q1 + p2 + p3 = 1    ( 8 )

 
Так как значение v нам уже известно, то имеем 4 уравнений содержащих 3 неизвестных. Решим систему из уравнений 5…8 методом Гаусса-Жордана. 


 
 
Итерация:1 
Сформируем расширенную матрицу : 

 

24

0

2

 

56

 

11


0

8

3

 

56

 

11


4

5

6

 

56

 

11


1

1

1

 

1


 

 

Применяя к расширенной матрице, последовательность элементарных операций стремимся, чтобы каждая строка, кроме, быть может, первой, начиналась с нулей, и число нулей до первого ненулевого элемента в каждой следующей строке было больше, чем в предыдущей.

 

 

 

 

 

 
Итерация:2

Разделим строку 1 на 24 a1,1 =

 

Получим матрицу :

 

1

0

1

 

12


 

7

 

33


0

8

3

 

56

 

11


4

5

6

 

56

 

11


1

1

1

 

1


 


 

 

 

 

 

 

Итерация:3

Вычтем из строки 3 строку 1 умноженную на a3,1=

4


Вычитаемая строка :

 

4

0

1

 

3


 

28

 

33


         

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

1

 

12


 

7

 

33


0

8

3

 

56

 

11


0

5

17

 

3


 

140

 

33


1

1

1

 

1


 


 

 

 

 

 

 

Итерация:4

Вычтем из строки 4 строку 1 умноженную на 1 a4,1=

 

Вычитаемая строка :

 

1

0

1

 

12


 

7

 

33


         

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

1

 

12


 

7

 

33


0

8

3

 

56

 

11


0

5

17

 

3


 

140

 

33


0

1

11

 

12


 

26

 

33



 


 

 
Итерация:5

Разделим строку 2 на 8 a2,2 =

 

Получим матрицу :

 

1

0

1

 

12


 

7

 

33


0

1

3

 

8


 

7

 

11


0

5

17

 

3


 

140

 

33


0

1

11

 

12


 

26

 

33



 


 

 
Итерация:6

Вычтем из строки 3 строку 2 умноженную на 5 a3,2=

 

Вычитаемая строка :

 

0

5

15

 

8


 

35

 

11


         

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

1

 

12


 

7

 

33


0

1

3

 

8


 

7

 

11


0

0

91

 

24


 

35

 

33


0

1

11

 

12


 

26

 

33



 


 

 
Итерация:7

Вычтем из строки 4 строку 2 умноженную на 1 a4,2=

 

Вычитаемая строка :

 

0

1

3

 

8


 

7

 

11


         

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

1

 

12


 

7

 

33


0

1

3

 

8


 

7

 

11


0

0

91

 

24


 

35

 

33


0

0

13

 

24


 

5

 

33



 


 

 
Итерация:8

Разделим строку 3 на 91/ 24 a3,3 =

 

Получим матрицу :

 

1

0

1

 

12


 

7

 

33


0

1

3

 

8


 

7

 

11


0

0

1

 

40

 

143


0

0

13

 

24


 

5

 

33



 


 

 
Итерация:9

Вычтем из строки 4 строку 3 умноженную на 13 /24 a4,3=

 

Вычитаемая строка :

 

0

0

13

 

24


 

5

 

33


         

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

1

 

12


 

7

 

33


0

1

3

 

8


 

7

 

11


0

0

1

 

40

 

143


0

0

0

 

0


 


 

 
Итерация:10 
4-ю строку из матрицы удалим (она обнулилась). 
Редуцированная матрица :

 

1

0

1

 

12


 

7

 

33


0

1

3

 

8


 

7

 

11


0

0

1

 

40

 

143



 


 

 
Итерация:11

Вычтем из строки 2 строку 3 умноженную на 3/8 a2,3=

 

Вычитаемая строка :

 

0

0

3

 

8


 

15

 

143


         

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

1

 

12


 

7

 

33


0

1

0

 

76

 

143


0

0

1

 

40

 

143



 


 

 
Итерация:12

Вычтем из строки 1 строку 3 умноженную на 1 /12 a1,3=

 

Вычитаемая строка :

 

0

0

1

 

12


 

10

 

429


         

 

 
Модифицированная матрица :

 

1

0

0

 

27

 

143


0

1

0

 

76

 

143


0

0

1

 

40

 

143



 


     


Из последней матрицы выпишем все найденные переменные

q1 = 27/143 , q2 = 76/143 , q3 = 40/143

Так как все найденные вероятности имеют осмысленные значения, то данная задача действительно является полностью усредненной. 


Ответ:

Нижняя цена игры :

α = 

4

Верхняя цена игры :

β = 

6

Цена игры :

v = 

56

 

11



Оптимальная стратегия игрока "А" :

SA* =

 

A1

A2

A3

1

 

11


2

 

11


8

 

11



 


Оптимальная стратегия игрока "B" :

SB* =

 

B1

B2

B3

27

 

143


76

 

143


40

 

143



 



 


Информация о работе Линейное программирование