Моделирование и прогнозирование спроса на продукцию предприятия с помощью платформы 1С: Предприятие 8.1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:34, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является прогнозирование спроса на продукцию фирмы с помощью статистического анализа и построения экономико-математической модели спроса предприятия, а, так как у некоторых предприятий достаточно обширный список номенклатуры и полноценное прогнозирование займет очень много времени и будет стоить очень дорого, то необходимо создание программы, позволяющей даже неспециалисту строить достаточно точные и достоверные прогнозы спроса на продукцию.
Исходя из цели вытекают следующие задачи:
- дать характеристику методам статистического анализа данных;
- дать характеристику методам экономико-математического моделирования;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 7
1.1. Основные показатели 7
1.2. Динамика основных показателей 8
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ И МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 16
2.1. Проверка существования тенденции временных рядов методом серий, основанным на медиане выборки 17
2.2. Корреляционный анализ данных и уравнение регрессии 26
2.3. Построение математической модели с помощью уравнения множественной регрессии. 28
2.4. Построение прогнозных данных показателей и сравнение с эталонными данными 31
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПЛАТФОРМЕ 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8.1 53
3.1. Постановка технического задания 54
3.2. Описание алгоритма расчета 57
3.3. Описание обработки, пользовательская форма, код 59
3.4. Инструкция пользователя 66
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение 1. 75
Приложение 2 79

Вложенные файлы: 1 файл

диплом казаковой.doc

— 1.95 Мб (Скачать файл)

 

     Как видно из таблицы 11, медианой является процент 9,4.

     Число серий ν(n) = 2, протяженность самой длинной серии τ(n) = 17, количество наблюдений n = 33.

     Так как  то гипотеза о случайности ряда отвергается, следовательно, ряд имеет тенденцию. 

     Следующим временным рядом, который необходимо проверить на существование тенденции будет ряд «Выручка от продаж тыс. руб».

     С помощью программы MS Excel проранжируем ряд, определим медиану и проставим знаки + и -.

     Таблица 12.

yt y’t +/-
1 43123,4 43123,4 +
2 42172,5 13272,57 -
3 46469,7 18708,96 +
4 23376,85 23376,85 -
5 33840,83 24475,85 -
6 25178,94 25178,94 -
7 13272,57 25615,5 -
8 24475,85 27291,55 -
9 34145,13 27871,19 -
10 46449,29 33027,42 +
11 36277,09 33840,83 -
12 39250,62 34145,13 -
13 25615,5 36277,09 -
14 33027,42 37071,47 -
15 42114,48 37950,72 -
16 27291,55 39250,62 -
17 37950,72 42114,48 -
18 46853,73 42172,5 +
19 18708,96 44199,79 -
20 44199,79 46269,69 +
21 55294,84 46397,83 +
22 55019,9 46449,29 +
23 57949,1 46469,7 +
24 55955,18 46853,73 +
25 60742,58 48639,59 +
6 48639,59 50124,28 +
27 55993,36 55019,9 +
28 46269,69 55294,84 +
29 37071,47 55955,18 -
30 46397,83 55993,36 +
31 27871,19 57949,1 -
32 50124,28 60742,58 +
33 61476,14 61476,14 +

 

     Как видно из таблицы 12, медианой является сумма 42172,5.

     Число серий ν(n) = 13, протяженность самой длинной серии τ(n) = 9, количество наблюдений n = 33.

     Так как  то гипотеза о случайности ряда отвергается, следовательно, ряд также имеет тенденцию. 

     2.2. Корреляционный анализ данных и уравнение регрессии

     Корреляционный  анализ является одним из методов  стандартного анализа взаимосвязей нескольких признаков.

     Применяется когда данные наблюдения можно считать  случайными и выбранными из генеральной  совокупности, распределённой по многомерному нормальному закону.

     Основной  задачей корреляционного анализа  – оценка корреляционной матрицы  и определение на ее основе оценок частных и множественных коэффициентов корреляции и детерминации.

     Парный (частный) коэффициент корреляции характеризует  тесноту связи между двумя переменными на фоне действия (парный коэффициент) и при исключении влияния всех остальных показателей (частный коэффициент) входящих в модель.

     Множественный коэффициент характеризует связь  между одной переменной результирующей и всеми остальными входящими в модель.

     Построим  генеральную совокупность признаков в виде таблицы.

     Генеральная совокупность признаков.

     Таблица 13.

Средний доход на душу населения, руб. в месяц Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, руб. в месяц Индекс потребитель-ских цен в процентах к предыдущему месяцу Кредиты, предостав-ленные предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам, млн. рублей Ставки рефинан-сирования Центрального Банка Российской Федерации, процент Выручка от продаж тыс. руб
8239,5 3810 100,3 24014 10,9 43123,4
7964,8 3810 100,5 25196 11 42172,5
8245,5 3810 100 25886 11 46469,7
8600,2 3933 101,1 27001 11 23376,85

     Продолжение таблицы 13.

Средний доход на душу населения, руб. в месяц Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, руб. в месяц Индекс потребитель-ских цен в процентах к предыдущему месяцу Кредиты, предостав-ленные предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам, млн. рублей Ставки рефинан-сирования Центрального Банка Российской Федерации, процент Выручка от продаж тыс. руб
8682,9 3933 101 24738 11,63 33840,83
10989,8 3933 100,6 24572 13 25178,94
6065,6 4263 101,5 24531 13 13272,57
8351,3 4263 102,8 24711 13 24475,85
7802,4 4263 101,1 24205 13 34145,13
9180,6 4339 100,4 23823 12,88 46449,29
8572,3 4339 100,6 23334 12,21 36277,09
8832 4339 100,5 23015 11,57 39250,62
9190,2 4346 100,7 22977 11,19 25615,5
8762,1 4346 100,1 26223 10,82 33027,42
9504,5 4346 100,1 26292 10,7 42114,48
9896,5 4292 99,9 26390 9,98 27291,55
9839,5 4292 100,4 26258 9,4 37950,72
14365,7 4292 100,2 26327 8,97 46853,73
6635,6 4681 100,9 26490 8,75 18708,96
9082 4681 102,4 26472 8,71 44199,79
10033,5 4681 100,5 27522 8,48 55294,84
10524,7 4715 100,2 28574 8,24 55019,9
8766,5 4715 100,5 28566 8 57949,1
10271,8 4715 100,3 28528 7,75 55955,18
9768,6 4892 100,7 30050 7,75 60742,58
10089,9 4892 101,4 30064 7,75 48639,59
10486,7 4892 101,1 30125 7,75 55993,36
11096,1 5098 100,3 27791 7,75 46269,69
10625 5098 101,2 28038 7,75 37071,47
14868,7 5098 101,4 29076 7,75 46397,83
7513,9 5512 102 29591,1 7,75 27871,19
10266,6 5512 101,5 29645,5 7,75 50124,28
11114,3 5512 100,4 29874,5 8 61476,14

 

     Загрузим  имеющиеся данные в программу  STATISTICA 6.0 и вычислим матрицу парных корреляций.

     Результат поместим в таблицу 7, указанную в приложении 1.

     Из  вышеуказанной таблицы можно сделать вывод, что наиболее коррелированными показателями являются ставка рефинансирования (с обратной зависимостью) и выданные кредиты (с прямой зависимостью).

     Менее тесную связь имеют показатели среднедушевых  доходов и прожиточный минимум  – 0,49 и 0,41 соответственно.

     Так как индекс цен имеет коэффициент корреляции равный -0,29, поэтому он не является статистически значимым. 

     2.3. Построение математической модели с помощью уравнения множественной регрессии.

     Уравнение (множественной) регрессии – метод определения зависимости среднего значения какой-либо величины от некоторой другой величины или от нескольких величин. В отличие от чисто функциональной зависимости у = f(х), когда каждому значению независимой переменной х соответствует одно определенное значение величины у, при регрессионной связи одному и тому же значению х могут соответствовать в зависимости от случая различные значения величины у.

     Общее назначение множественной регрессии (этот термин был впервые использован  в работе Пирсона - Pearson, 1908) состоит  в анализе связи между несколькими  независимыми переменными (называемыми также регрессорами или предикторами) и зависимой переменной. 
 
 
 
 
 
 

     С помощью программы MS Excel построим тренд графика выручки от продаж.

     

     Рис. 6. Линейная линия тренда 

     

     Рис. 7. Экспоненциальная линия тренда

     

     Рис. 8. Логарифмическая линия тренда 

     

     Рис. 9. Полиномиальная 2й степени линия  тренда 

     Из  графиков видно, что линии тренда различных графиков практически являются прямой, исходя из этого можно использовать линейное уравнение множественной регрессии.

     С помощью программы STATISTICA 6.0 рассчитаем коэффициенты уравнения множественной регрессии. 

     Коэффициенты  уравнения множественной регрессии

     Таблица 14.

  Итоги регрессии  для зависимой переменной: выручка  от продаж тыс. руб (данные) R= ,71296492 R2= ,50831897 Скорректир. R2= ,41726693 F(5,27)=5,5827 p
  БЕТА Стд.Ош. B Стд.Ош. t(27) p-уров.
Св.член     560821,7 276448,4 2,02867 0,052460
среднедуш. доходы, руб. в месяц 0,199875 0,155870 1,4 1,1 1,28231 0,210633
прожиточный минимум, руб. в месяц 0,023422 0,240329 0,6 6,2 0,09746 0,923083
индекс  цен, % -0,307608 0,155472 -5702,1 2882,0 -1,97854 0,058153
кредиты, млн. рублей 0,338420 0,303489 1,9 1,7 1,11510 0,274635
ставка  рефинансирования, % -0,194953 0,325654 -1259,7 2104,2 -0,59865 0,554396

 

     Введем  следующие обозначения переменных:

     Таблица 15.

Переменная Обозначение
среднедуш. доходы, руб. в месяц A
прожиточный минимум, руб. в месяц B
индекс  цен, % C
кредиты, млн. рублей D
ставка  рефинансирования, % E
выручка от продаж, тыс. руб. Y

Информация о работе Моделирование и прогнозирование спроса на продукцию предприятия с помощью платформы 1С: Предприятие 8.1