Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить моделирование социально – экономических процессов с применением теории игр.
Задачей курсовой работы является:
Рассмотреть цели моделирования социально – экономических процессов;
Изучить применение теории игр
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие, основные этапы и цели моделирования социально – экономических процессов………………………………………………………...5
Понятие модели и моделирования………………………………………..5
Моделирование как метод научного познания…………………………..7
Понятие , виды социально – экономических процессов………………...9
Применение математических методов моделирования социально –
экономических процессов и явлений в России………………………………...11
Раздел 2. Теория игр: определение, предмет, цели и задачи, …………….…..15
Предмет и задачи теории игр…………………………………………….15
Классификация игр……………………………………………………….17
Раздел 3. Практическое применение теории игр………………………………20
3.1. Практическое применение теории игр в моделировании экономических процессах………………………………………………………………………....20
3.2. Парные игры с нулевой суммой. Решение в чистых стратегиях………...23
3.3. Решение игр в смешанных стратегиях…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...36
Выигрыш игрока А (проигрыш
игрока В) – случайная величина,
математическое ожидание которой является
ценой игры. Поэтому средний выигрыш
игрока А (при использовании
Пусть игра задача платежной матрицей:
A = |
|
a11 a12 |
. |
Средний выигрыш игрока А, если он использует оптимальную смешанную стратегию U* = ( , ), а игрок В – чистую стратегию B1 (что соответствует первому столбцу платежной матрицы), равен цене игры v, т.е.:
a11 |
Тот же средний выигрыш получает игрок А, если противник применяет стратегию B2, т.е. a12 + a22 = v. Учитывая, что + = 1, получим систему уравнений:
|
(1) |
Решая систему(1), можно найти оптимальную стратегию U* и цену игры v.
Аналогичная система уравнений может быть получена для определения оптимальной стратегии игрока В:
|
(2) |
Далее вернемся к решению игры "Поиск" (пример 1).
Игра задана платежной матрицей без седловой точки:
A = |
|
-1 1 |
, |
Будем искать решение в смешанных стратегиях. Составим систему уравнений (1) для нахождения стратегий игрока А:
|
Выразим из третьего уравнения: = 1 - . Сделаем подстановку в другие уравнения:
|
преобразуя, получим:
|
сложим уравнения:
4 = 2, откуда = 1/2, v = 0, = 1/2.
Система уравнений для игрока B (система (2)):
|
откуда: = = 1/2.
Таким образом, оптимальная стратегия каждого игрока состоит в том, чтобы чередовать свои чистые стратегии, выбирая каждое из убежищ с вероятностью 1/2, при этом гарантированный средний выигрыш каждого из игроков равен нулю.
Далее рассчитаем еще один пример.
Пример 3. Найдите решение игры, заданной платежной матрицей:
A = |
|
2 5 |
. |
Решение.
Прежде всего, проверим наличие седловой точки. Для этого найдем минимальные элементы в каждой из строк (2 и 4) и максимальные в каждом из столбцов (6 и 5). Таким образом, нижняя цена игры = max (2, 4) = 4, верхняя цена игры = min (6, 5) = 5. Поскольку ≠ , решение игры следует искать в смешанных стратегиях, при этом цена игры находится в следующих пределах: 4 ≤ v ≤ 5.
Предположим, что для игрока А стратегия задается вектором U = (u1, u2). Тогда на основании теоремы об активных стратегиях можно записать систему уравнений:
|
Решая систему из трех уравнений с тремя неизвестными, получим: = 2/5, = 3/5, v = 22/5.
Теперь найдем оптимальную стратегию игрока В. Пусть стратегия данного игрока задается вектором Z = (z1, z2). Система уравнений (5.2), основанная на использовании теоремы об активных стратегиях, запишется следующим образом:
|
Решая систему, состоящую из любых двух уравнений, взятых из последней системы, получим = 1/5, = 4/5.
Следовательно, решением игры примера 3 являются смешанные стратегии: U* = (2/5, 3/5), Z* = (1/5, 4/5), цена игры v = 22/5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы значение теории игр существенно возросло во многих областях экономических и социальных наук. В экономике она применима не только для решения общехозяйственных задач, но и для анализа стратегических проблем предприятий, разработок организационных структур и систем стимулирования.
В условиях альтернативы (выбора) очень
часто нелегко принять решение
и выбрать ту или иную стратегию.
Исследование операций позволяет с
помощью использования
Уже в момент ее зарождения, которым считают публикацию в 1944 г. монографии Дж. Неймана и О. Моргенштерна “Теория игр и экономическое поведение”, многие предсказали революцию в экономических науках благодаря использованию нового подхода. Эти прогнозы нельзя было считать излишне смелыми, так как с самого начала данная теория претендовала на описание рационального поведения при принятии решений во взаимосвязанных ситуациях, что характерно для большинства актуальных проблем в экономических и социальных науках. Такие тематические области, как стратегическое поведение, конкуренция, кооперация, риск и неопределенность, являются ключевыми в теории игр и непосредственно связаны с управленческими задачами.
Первые работы по теории игр отличались упрощенностью предположений и высокой степенью формальной абстракции, что делало их малопригодными для практического использования. За последние 10 - 15 лет положение резко изменилось. Бурный прогресс в промышленной экономике показал плодотворность методов игр в прикладной сфере.
В последнее время эти методы проникли и в управленческую практику. Вполне вероятно, что теория игр наряду с теориями трансакционных издержек и “патрон - агент” будет восприниматься как наиболее экономически обоснованный элемент теории организации.
Следует отметить, что уже
в 80-х годах М. Портер ввел
в обиход некоторые ключевые
понятия теории, в частности такие,
как “стратегический ход” и
“игрок”. Правда, эксплицитный анализ,
связанный с концепцией
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ:
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Учебные материалы по курсу для самостоятельной работы и практических занятий / Екатеринбург: УрАГС, 2005. – 218 с.
методы в экономике: Учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2001.
организационными системами.2-
поведение
«Современная математика». – Дубна: 2008.
МЦНМО, 2007. - 40 с
Информация о работе Моделирование социально - экономических процессов с применением теории игр