Министерство образования и
науки России
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Казанский национальный исследовательский
технологический университет»
ФГБОУ ВПО «КНИТУ»
Кафедра логистики и управления
Курсовая работа
по дисциплине «Экономико-математические
методы и модели в логистике»
на тему «Управление запасами
в производственной системе и цепях поставок
на основе экономико-математических методов
и моделей»
Выполнил(а): студент Салахутдинов
Р.Р.
группа 319151
_____________________________
Руководитель: науч. рук. к.э.н,
доцент Медведева В.Р.
Работа защищена с оценкой
«___»
“____” _____________20__г.
________________________
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ НА
ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ И МОДЕЛЕЙ……….......5
1.1
Основные понятия управления
запасами и его сущность…………..5
1.2
Необходимость управления запасами
в производстве…………….11
1.3
Классификация экономико-математических
методов и моделей управления
запасами, используемых в производственной
логистике…….....14
2 ИССЛЕДОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗАПАСАМИ
ОАО «Нидан Соки»……………………………………………...29
2.1 Экономическая
характеристика ОАО «Нидан Соки»……………...29
2.2 Анализ
эффективности системы управления
запасами ОАО «Нидан Соки»……………………………………………………………………………..37
2.3 Построение
оптимизационной модели управления
запасами и разработка рекомендаций
по совершенстованию механизма
управления запасами ОАО «Нидан
Соки»………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...49
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...51
ВВЕДЕНИЕ
Запасы, управление запасами
и стратегии оптимального управления
– на сегодняшний день эти понятия являются
атрибутами многих систем логистики, особенно
в производственной сфере. Любое предприятие
стремящееся к эффективности своей деятельности
и представляющее свой результат в виде
ощутимой чисто прибыли, сталкивается
с такими проблемами как: выбор моментов
подачи заказов на пополнение запаса;
выбор объема партии заказа для пополнения
запаса и т. д. Но не эти проблемы делают
тему данной курсовой работы наиболее
актуальной в логистике и производственной
сфере на сегодняшний день, а то что именно
сейчас ( в последние 5-10 лет ) бизнес начал
осознавать тонкую, но очень отчетливую
взаимосвязь грамотного и эффективного
управления запасами с итоговыми результатами
своей деятельности , которая в свою очередь
выражается не только в размере чистой
прибыли, но и в отношении потребителя
к компании, его желанию вновь обратится
за продукцией предприятия. Производители
теперь очень хорошо понимают как управление
запасами способствует улучшению сервиса
и качества, сокращению времени на выполнение
заказа , удовлетворению потребностей
потребителя.
Существуют различные модели
управления запасами и способы оптимизации
в рамках каждой из них. Основываясь на
этом, формируются цель и задачи моей курсовой
работы.
Цель исследования: рассмотрение
сущности управления запасами в производственной
системе и цепях поставок.
Исходя из цели поставлены следующие
задачи:
- изучение понятия
запасов, их классификация;
- определение значимости
в логистике;
- рассмотрение моделей управления
запасами и способов их оптимизации с
помощью экономико-математических методов;
- исследование деятельности
по управлению запасами на примере конкретного
предприятия.
Объектом исследования выступает
моделирование управления запасами.
В то время как предметом будут
являться варианты оптимизации моделей
управления запасами с помощью экономико-математических
моделей.
Данная курсовая работа будет
строиться на методах исследования:
- теоретический метод
(анализ литературы по теме исследования);
- эмпирический метод (изучение
официальной документации конкретного
предприятия), количественный и качественный
анализ полученных результатов.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
СИСТЕМЕ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ И МОДЕЛЕЙ
1.1 Основные
понятия управления запасами и его сущность
Прежде всего необходимо разобраться
с определением понятия запасы. Определений
запасов в разной литературе огромное
количество, но наиболее общую и в тоже
время понятную формулировку понятия
запасы дает в своей книге «Логистика»
Гаджинский А. М.: «Материальные запасы
– это находящиеся на разных стадиях производства
и обращения продукция производственно-технического
назначения, изделия народного потребления
и другие товары, ожидающие вступления
в процесс производственного или личного
потребления»[5].
Материально-производственные
запасы в самом общем виде классифицируются
по трем видам:
- Производственные
запасы;
- Незавершенное производство;
- Готовая продукция.
К группе
производственных запасов относятся запасы
сырья и материалов, покупных полуфабрикатов
и комплектующих изделий, конструкций
и деталей, топливо, тару и тарные материалы,
отходы, запасные части, прочие материалы.
Для
каждого производственного процесса могут
быть выделены следующие виды исходных
материалов :
а) Под сырьем и материалами понимаются
любые исходные материальные составляющие,
приобретаемые компанией у внешних структур
для использования их в производственном
процессе, в том числе продукты, которые
прошли какую-то обработку. Компании часто
закупают сырье в больших количествах,
поскольку это позволяет снизить затраты
на закупки и транспортировку.
Ряду крупных компаний удалось
снизить требование по поставкам сырья,
отыскав поставщиков, располагающихся
близко к их производственным предприятиям.
Благодаря этому снизилось время поставки,
а сами поставки стали более надежными,
что в свою очередь снизило размер страхового
запаса производителя. Близость поставщика
к производственному предприятия позволяет
снизить размер получаемых партий и доставлять
их чаще, благодаря чему в целом снижается
пробег транспорты и расходы на транспортировку[6].
б) Вспомогательные материалы, занимающие
незначительную (по количеству или стоимости)
часть в составе конечного продукта. Тем
не менее, такие материалы могут иметь
важное функциональное значение. Примерами
вспомогательных материалов являются
швейные нитки при пошиве одежды, монтажные
болты, проволока[2].
После того как сырье покидается место
своего хранения и в ходе производственного
процесса начинает трансформироваться,
оно становится незавершенным производством.
Объем незавершенного производства в
каждой отрасли свой и зависит от действующих
производственных процессов. Снижение
времени производства приводит к снижению
объем незавершенного производства, а
также повышает способность компании
быстрее реагировать на изменения спроса.
Общая ошибка, которую допускают многие
организации, - разрабатывать дорогостоящие
программы усовершенствования производственных
возможностей на отдельных рабочих участках
процесса. В результате появляются более
высокие уровни незавершенного производства
и неспособность реагировать на колебания
спроса. Чтобы снизить объем незавершенного
производства, сырье должно поступать
на производственный процесс со скоростью,
соответствующей скорости работы самого
медленного участка на этом процессе.
Готовый продукт – это продукт, который
можно продать потребителю, а также можно
использовать как готовую единицу или
запасную часть для ремонта. Компании
имеют запасы готовой продукции, когда
ожидания потребителей по получению продукта
надо удовлетворять немедленно. Готовые
товары хранятся на складах или перемещаются
по распределительной сети. Готовый продукт
часто хранится на складах, расположенных
близко к потребителям, что позволяет
сократить время доставки и минимизировать
транспортный затраты[6].
В еще более общем виде, запасы делят
на два вида:
- Производственные
запасы
- Товарные запасы
Охарактеризуем
каждый из названных запасов.
Производственные
запасы – запасы, находящиеся на предприятиях
всех отраслей сферы материального производства,
предназначенные для производственного
потребления. Цель создания производственных
запасов – обеспечить бесперебойность
производственного процесса .
Товарные
запасы – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей,
а также запасы на пути следования товара
от поставщика к потребителю, то есть на
предприятиях оптовой, мелкооптовой и
розничной торговли, в заготовительных
организациях и запасы в пути.
Товарные запасы подразделяются,
в свою очередь, на запасы средств производства
и предметов потребления.
В условиях производства продукции
на основе заказа на текущий период времени
(месяц, квартал) управление производственными
запасами приобретает особую важность,
вследствие чего сосредоточимся в данной
работе на изучении проблем управления
именно производственными запасами.
Производственные и товарные
запасы подразделяются на текущие, страховые
и сезонные. Наглядное отображение представлено
в рисунке 1.
Рисунок
1 – Подразделение производственный и
товарных запасов
Текущие
запасы – основная часть производственных
и товарных запасов. Они обеспечивают
непрерывность производственного и торгового
процесса между очередными поставками
и находятся по формуле (1)
Zt =
(1)
где
Zt - уровень текущего запаса; Zo - общий уровень
запаса; Zs - уровень страхового запаса[5].
Страховые
запасы – дополнительный запас, необходимый
для обеспечения наличия продукции и выступающий
в качестве буфера при нестабильной работе
цепи поставок и разного рода проблемных
ситуаций[6]:
- отклонения в периодичности
и величине партий поставок от предусмотренных
договором;
- возможных задержек материалов
или товаров в пути при доставке от поставщиков;
- непредвиденного
возрастания спроса.
Выделяют также следующие виды
материальных запасов:
- сезонные;
- переходящие;
- подготовительные;
- неликвидные;
- запасы в пути и др.
Сезонные
запасы – образуются при сезонном характере
производства, потребления или транспортировки.
Примером сезонного характера производства
может служить производство сельскохозяйственной
продукции. Сезонный характер потребления
имеет потребление бензина во время уборочной
страды. Сезонный характер транспортировки
обусловлен, как правило, отсутствием
постоянно функционирующих дорог. Рассчитывается
в соответствии с формулой (2):
Zc=
(2)
где Zc - уровень сезонного запаса; Рcc -
среднесуточная потребность в сезонном
периоде, tc - продолжительность сезонного
периода, дни.
К переходящим
запасам относят остатки ресурсов материальных
средств на конец отчетного периода. Данный
вид запасов обеспечивает непрерывность
производственного или торгового процесса
от начала периода, следующего за отчетным,
до момента очередной поставки.
Запасы подготовительные —
это часть производственных запасов, которые
требуют дополнительной подготовки перед
использованием их в производственном
или торговом процессе. К данной категории
относят часть товарных запасов, которые
создаются в связи с необходимостью подготовки
товаров к отпуску потребителям.
Запасы неликвидные — это длительно
неиспользуемые производственные или
товарные запасы. Образуются в связи с
ухудшением качества товаров в процессе
хранения, а также вследствие морального
износа. К неликвидным запасам относят
также неиспользуемые запасы, которые
образуются в результате прекращения
выпуска продукции, для изготовления которой
они предназначались. Возможны и другие
случаи образования неликвидных запасов.
Запасы в пути — это запасы,
находящиеся на момент учета в процессе
транспортировки. Время пребывания запасов
в пути, то есть время транспортировки,
определяется с момента погрузки на транспорт
до прибытия груза к месту назначения.
Показатель времени транспортировки регламентируется
договорами, а также утвержденными для
различных видов транспорта нормативами
сроков доставки грузов[5].
Что касается сущности управления
запасами , то наиболее точно ее определяет
в книге «Эффективное управление запасами»
Шрайбфедер Д.Д.: «Управление запасами
- это оптимизация запасов произведенных
товаров, незавершенного производства,
сырья и других объектов деятельности
предприятиями с целью уменьшения затрат
хранения при обеспечении уровня обслуживания
и бесперебойной работы предприятия. Управление
запасами в логистике — оптимизация
операций, непосредственно связанных
с переработкой и оформлением грузов и
координацией со службами закупок и продаж,
расчет оптимального количества складов
и места их расположения».
На уровне производства и цепей
поставок запасы относятся к числу объектов,
требующих больших капиталовложений,
и поэтому представляют собой один из
факторов, определяющих политику предприятия
и воздействующих на уровень логистического
обслуживания в целом. Однако многие предприятия
не уделяют ему должного внимания и постоянно
недооценивают свои будущие потребности
в наличных запасах. В результате этого
предприятия обычно сталкиваются с тем,
что им приходится вкладывать в запасы
больший капитал, чем предполагалось.
Таким
образом, можно заключить, что в настоящее
время в экономической литературе категория
запасов описана достаточно полно и подробно.
Однако необходимо выяснить насколько
необходимы запасы для предприятия, а
также определить виды затрат, которые
оно несет в связи с содержанием запасов[17].