Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методов решения задач математического моделирования на примере задач планирования производства и транспортной задачи.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучение теоретической части материала.
2. Создание математических моделей задач планирования производства и транспортных задач
3. Решение задачи планирования производства аналитическим и программным методами.
4. Решение транспортной задачи различными методами и программным способом.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Определение основных понятий математического моделирования и характеристика этапов создания математической модели
1.2 Характеристика типовых задач математического моделирования и подходов к их решению
1.3 Определение и характеристика линейного программирования
1.4 Характеристика симплекс-метода как основного аппарата решения задач линейного программирования
1.5 Основные этапы, особенности и методы решения транспортной задачи
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Составление математической модели задачи планирования производства
2.2 Решение задачи планирования производства геометрическим способом
2.3 Решение задачи планирования производства симплекс-методом
2.4 Решение задачи планирования производства с помощью табличного процессора MS Excel
2.5 Составление математической модели транспортной задачи
2.6 Нахождение опорного плана транспортной задачи методом северо-западного угла
2.7 Нахождение опорного плана транспортной задачи методом наименьшего элемента
2.8 Решение транспортной задачи методом потенциалов
2.9 Решение транспортной задачи при помощи табличного процессора Excel
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Система ограничений, определяющая множество планов, диктуется условиями производства. Задачей линейного программирования является выбор из множества допустимых планов наиболее выгодного (оптимального).
В общей постановке задача линейного программирования выглядит следующим образом:
Имеются какие-то переменные х = (х1, х2, … хn) и функция этих переменных f(x) = f (х1, х2, … хn), которая носит название целевой функции. Ставится задача: найти экстремум (максимум или минимум) целевой функции f(x) при условии, что переменные x принадлежат некоторой области G:
В зависимости от вида функции f(x) и области G и различают разделы математического программирования: квадратичное программирование, выпуклое программирование, целочисленное программирование и т.д. Линейное программирование характеризуется тем, что а) функция f(x) является линейной функцией переменных х1, х2, … хnб) область G определяется системой линейных равенств или неравенств.
Математическая модель любой задачи линейного программирования включает в себя:
Возникновение и развитие Линейного программирования связано с экономикой. Предположение о линейности экономических зависимостей несколько ограничивает возможности Линейного программирования, однако простота и наглядность линейных моделей, с достаточной степенью точности описывающих экономические процессы, позволяет применять эти модели в различных видах экономической деятельности.
Симплекс-метод является основным в линейном программировании. Решение задачи начинается с рассмотрений одной из вершин многогранника условий. Если исследуемая вершина не соответствует максимуму (минимуму), то переходят к соседней, увеличивая значение функции цели при решении задачи на максимум и уменьшая при решении задачи на минимум. Таким образом, переход от одной вершины к другой улучшает значение функции цели. Так как число вершин многогранника ограничено, то за конечное число шагов гарантируется нахождение оптимального значения или установление того факта, что задача неразрешима.
Допустим, предприятие предполагает выпускать два вида продукции и , для производства которых используется сырьё трех видов.
Производство обеспечено сырьем каждого вида в количествах: , , кг. На изготовление единицы изделия требуется затратить сырья каждого вида , , кг., соответственно, а для единицы изделия – , , кг. Прибыль от реализации единицы изделия составляет ден.ед., для единицы изделия – ден.ед. (табл.1.4.1).
Таблица 1.4.1
Вид сырья |
Продукция |
Ограничения по сырью | |
А1 |
А2 | ||
1-й |
a11 |
a12 |
b1 |
2-й |
a21 |
a22 |
b2 |
3-й |
a31 |
a32 |
b3 |
Прибыль |
c1 |
c2 |
Составляем математическую модель:
математический моделирование производство транспортный
(1.4.1)
Введем базисные переменные и преобразуем исходную задачу к виду:
(1.4.2)
Решим систему уравнений относительно базисных переменных x3, x4, x5.
Таблица 1.4.2
Итерация № 0
Базис |
Х1 |
Х2 |
Х3 |
Х4 |
Х5 |
Свободные члены |
Отношение | |
Х3 |
C1 |
596/5 | ||||||
Х4 |
C2 |
264/3 | ||||||
Х5 |
C3 |
640/2 | ||||||
Z |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
При составлении исходной симплекс таблицы, коэффициенты при переменных функции Z записываются с противоположными знаками, а свободный член со своим знаком.
– вектор, составленный из координат соответствующих базисных переменных.
Текущий план не оптимален, так как в индексной строке находятся отрицательные коэффициенты.
Будем считать что Z2 наименьший элемент, а строку с наименьшим отношением свободного члена к соответствующему элементу выбранного столбца - строку Х4.
Ведущий столбец Х2, так как ( – наименьшее отрицательное число.
За ведущую выберем строку 2, так как отношение свободного члена к соответствующему элементу выбранного столбца для 2 строки является наименьшим.
Разрешающий элемент .
Разделим элементы строки 2 на разрешающий элемент ( ).
От элементов строки 1 отнимаем соответствующие элементы строки 2, умноженные на .
От элементов строки 3 отнимаем соответствующие элементы строки 2, умноженные на .
От элементов строки Z отнимаем соответствующие элементы строки 3, умноженные на .
Заменяем базисную переменную Х5 на Х1.
Количество итераций будет продолжаться до тех пор, пока в строке Z остаются отрицательные элементы.
Порядок работы с симплекс таблицей
Первая симплекс-таблица подвергается преобразованию, суть которого заключается в переходе к новому опорному решению.
Алгоритм перехода к следующей таблице такой:
В результате получают новую симплекс-таблицу, отвечающую новому базисному решению.
Следует просмотреть строку целевой функции (индексную), если в ней нет отрицательных значений (в задачи на нахождение максимального значения), либо положительных (в задачи на нахождение минимального значения) кроме стоящего на месте Y0 (свободного столбца), то значит, что оптимальное решение получено. В противном случае, переходим к новой симплекс таблице по выше описанному алгоритму. Рассмотрим порядок решения задачи с помощью симплекс-таблиц на примере.
Под названием “транспортная задача” объединяется широкий круг задач с единой математической моделью. Данные задачи относятся к задачам линейного программирования и могут быть решены симплексным методом. Однако матрица системы ограничений транспортной задачи настолько своеобразна, что для ее решения разработаны специальные методы. Эти методы, как и симплексный метод, позволяют найти начальное опорное решение, а затем, улучшая его, получить оптимальное решение.
Предположим что на три базы , , поступил однородный груз в количествах: соответственно. Груз требуется развезти в пять пунктов: в пункт в пункт в пункт в пункт в пункт
Таблица 1.5.1
Пункт направления |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B5 |
Запасы, ai |
A1 |
c11 |
c12 |
c13 |
c14 |
c15 |
A1 |
A2 |
c21 |
c22 |
c23 |
c24 |
c25 |
A2 |
A3 |
c31 |
c32 |
c33 |
c34 |
c35 |
A3 |
Потребности, bj |
b1 |
b2 |
b3 |
b4 |
b5 |
Составим математическую модель данной задачи:
Целевая функция:
(1.5.1)
Ограничения:
(1.5.2)
– количество груза, отправляемого с базы в пункт
Одним из способов решения транспортных задач является метод северо-западного угла. На каждом этапе метода максимально возможным числом заполняют левую верхнюю клетку оставшейся части таблицы. Заполнение происходит таким образом, что полностью выносится груз из или полностью удовлетворяется потребность .
Методы решения транспортных задач
Так как транспортная задача является задачей линейного программирования, то её можно решать симплекс-методом, но в силу своей особенности её можно решить гораздо проще.
Условия задачи удобно располагать в таблице, вписывая в ячейки количество перевозимого груза из Аi в Bj груза Xij ≥ 0, а в маленькие клетки – соответствующие тарифы Cij.(рис. 1.5.1)
Рисунок 1.5.1
Затем решение задачи разбивается на два этапа:
Сущность метода заключается в том, что на каждом шаге заполняется левая верхняя (северо-западная) клетка оставшейся части таблицы, причем максимально возможным числом: либо полностью выносится груз из Аi, либо полностью удовлетворяется потребность Вj. Процедура продолжается до тех пор, пока на каком-то шаге не исчерпаются запасы аi и не удовлетворятся все потребности bj. В заключении проверяют, удовлетворяют ли найденные компоненты плана Хij горизонтальным и вертикальным уравнениям.
Метод наименьшего элемента
Сущность метода в том, что на каждом шаге заполняется та клетка оставшейся части таблицы, которая имеет наименьший тариф; в случае наличия нескольких таких равных тарифов заполняется любая из них. В остальном действуют аналогично предыдущему способу.
Метод потенциалов
Соотношения определяют систему из m+n-1 линейных уравнений с m+n известными, имеющую бесчисленное множество решений; для её определённости одному неизвестному присваивают произвольное значение (обычно альфа равное 0), тогда все остальные неизвестные определяются однозначно.
Критерий оптимальности
Если известны потенциалы решения Х0 транспортной задачи и для всех незаполненных ячеек выполняются условия αi+βj ≤ Cij, то Х0 является оптимальным планом транспортной задачи.
Если план не оптимален, то необходимо перейти к следующему плану (таблице) так, чтобы транспортные расходы не увеличивались.
Цикл перерасчёта таблицы – это последовательность ячеек, удовлетворяющая условиям: