Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 13:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы можно назвать установление наиболее рационального метода нахождения оптимального плана транспортной задачи и доставка товаров до пункта назначения при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов. Также целью данной работы можно назвать изучение процесса принятия обоснованных экономических решений на основе математического моделирования.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Транспортная задача как разновидность методов и моделей
в управлении экономическими системами
1. Математическое моделирование в экономике:
построение экономико-математических моделей ………….….…. 5
2. Транспортная задача линейного программирования..…...….…. 10
2. Пример постановки и решения транспортной задачи……………….....14
Заключение………………………………………………………………..… 23
Список использованной литературы………………...…………………….. 25
Таким
образом, любая социально-экономическая
система представляет собой сложную систему,
в которой взаимодействуют десятки и сотни
экономических, технических и социальных
процессов, постоянно изменяющихся под
воздействием внешних условий, в том числе
и научно- технического прогресса. В таких
условиях управление социально- экономическими
и производственными системами превращается
в сложнейшую задачу, требующую специальных
средств и методов, которыми обладает
наука математическое моделирование.
/1/
1.2. Транспортная задача линейного программирования
Задачей
линейного программирования называется
задача исследования операций, математическая
модель которой имеет вид:
(1.2.1)
при ограничениях
неравенствах или равенствах:
(1.2.2)
и условиях:
(1.2.3)
Круг задач, решаемых при помощи методов линейного программирования достаточно широк. Это, например:
Рассмотрим подробнее такой вид линейного программирования, как транспортные задачи. Под термином «транспортные задачи» понимается широкий круг задач не только транспортного характера. Общим для них является, как правило, распределение ресурсов, находящихся у т производителей (поставщиков), по п потребителям этих ресурсов.
На автомобильном транспорте наиболее часто встречаются следующие задачи, относящиеся к транспортным:
• прикрепление потребителей ресурса к производителям;
• привязка пунктов отправления к пунктам назначения;
• взаимная привязка грузопотоков прямого и обратного направлений;
•отдельные задачи оптимальной загрузки промышленного оборудования;
•
оптимальное распределение
Задача о размещении (транспортная задача) – это распределительная задача, в которой работы и ресурсы измеряются в одних и тех же единицах. В таких задачах ресурсы могут быть разделены между работами, и отдельные работы могут быть выполнены с помощью различных комбинаций ресурсов. Примером типичной транспортной задачи является распределение (транспортировка) продукции, находящейся на складах, по предприятиям-потребителям.
Стандартная транспортная задача определяется как задача разработки наиболее экономичного плана перевозки продукции одного вида из нескольких пунктов отправления в пункты назначения. При этом величина транспортных расходов прямо пропорциональна объему перевозимой продукции и задается с помощью тарифов на перевозку единицы продукции.
Этапы построения модели транспортной задачи:
I. Определение переменных.
II. Проверка сбалансированности задачи.
III. Построение сбалансированной транспортной матрицы.
IV. Задание целевой функции.
V. Задание ограничений.
Транспортная
модель может быть представлена в
виде:
(1.2.4)
При ограничениях:
(1.2.5)
Необходимым
и достаточным условием решения
задач является условие соблюдения
уравнения баланса:
(1.2.6)
Целевая функция представляет собой общие транспортные расходы на осуществление всех перевозок в целом. Первая группа ограничений указывает, что запас продукции в любом пункте отправления должен быть равен суммарному объему перевозок продукции из этого пункта. Вторая группа ограничений указывает, что суммарные перевозки продукции в некоторый пункт потребления должны полностью удовлетворить спрос на продукцию в этом пункте.
Транспортная задача является задачей линейного программирования, и ее решение состоит из опорного и оптимального планов. При этом любая закрытая транспортная задача имеет решение. Закрытой называют такую задачу, в которой объем запасов груза и количество заявок потребителя равны друг другу.
Для
того чтобы найти решение
Таким
образом, в системе расширенного
воспроизводства транспорту принадлежит
важное место. Перевозки грузов выполняются
внутри производственных
предприятий, между предприятиями, а также
между предприятиями и сферой потребления.
Транспортные расходы занимают значительный
удельный вес в структуре затрат. Поэтому
предприятиям необходимо использовать
различные методы оптимизации транспортных
процессов для сокращение затрат на доставку
материалов и готовой продукции и соответственно
увеличение чистой прибыли.
2. Пример постановки и решения транспортной задачи
Пусть дана следующая задача:
Из трех холодильников Ai , , вмещающих мороженую рыбу в количествах ai тонн, необходимо последнее доставить в пять магазинов Bj , в количествах bj тонн. Стоимости перевозки 1т рыбы из холодильника Ai в магазин Bj заданы в виде матрицы:
C= (( cij )) , 3x5.
Написать
математическую модель задачи и спланировать
перевозки так, чтобы их общая стоимость
была минимальной.
а1=320 | b1=150 | 20 | 23 | 20 | 15 | 24 | ||
а2=280 | b2=140 | C = | 29 | 15 | 16 | 19 | 29 | |
а3=250 | b3=110 | 6 | 11 | 10 | 9 | 8 | ||
b4=230 | ||||||||
b5=220 | ||||||||
Решение задачи:
Составим математическую модель задачи. Пусть xij - количество тонн рыбы, перевозимой из холодильника (поставщика) Ai в магазин (потребитель) Bj . Тогда задача заключается в минимизации общих транспортных расходов.
Запишем
целевую функцию:
И
ограничения:
Проверим задачу на закрытость:
Таким образом, данная задача является закрытой, т.к. запасы груза у поставщиков равны потребности магазинов в товаре.
Составим опорный план:
При
нахождении опорного плана транспортной
задачи данным методом заполнение клеток
начинается с верней левой клетки (т.е
с клетки х11) и заканчивается нижним
правым углом (т.е. клеткой х35). Заполнение
таблицы в данном случае происходит как
бы по диагонали.
Склад | Магазин | Запасы груза | ||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | ||
А1 | 20 | 23 | 20 | 15 | 24 | 320 |
150 | 140 | 30 | ||||
А2 | 29 | 15 | 16 | 19 | 29 | 280 |
80 | 200 | |||||
А3 | 6 | 11 | 10 | 9 | 8 | 250 |
30 | 220 | |||||
Потребность | 150 | 140 | 110 | 230 | 220 |
В результате
получен опорный план:
150 | 140 | 30 | 0 | 0 |
0 | 0 | 80 | 200 | 0 |
0 | 0 | 0 | 30 | 220 |
С =
И общая стоимость перевозок груза составит:
Z = 150*20 + 140*23 + 30*20
+ 80*16 + 200*19 + 30*9 + 220*8 = 13 930 р.
В
отличие от метода северо-западного
угла в методе минимального элемента
учитывается стоимость
Склад | Магазин | Запасы груза | ||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | ||
А1 | 20 | 23 | 20 | 15 | 24 | 320 |
230 | 90 | |||||
А2 | 29 | 15 | 16 | 19 | 29 | 280 |
140 | 110 | 30 | ||||
А3 | 6 | 11 | 10 | 9 | 8 | 250 |
150 | 100 | |||||
Потребность | 150 | 140 | 110 | 230 | 220 |
Информация о работе Экономико-математическое моделирование транспортных процессов