Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 08:53, контрольная работа
Цель работы - изучение показателей деятельности, экономических проблем, перспектив развития железнодорожного транспорта России.
Задачи исследования:
- раскрыть значение железнодорожного транспорта в экономике страны, показать его роль в развитии территориального разделения труда, развитии рыночных отношений в стране, раскрыть его преимущества перед другими видами транспорта;
- раскрыть основные этапы и условия развития железнодорожного транспорта;
- провести анализ и дать экономическую оценку деятельности железнодорожного транспорта;
- раскрыть проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта;
Введение 3
1. Значение железнодорожного транспорта в экономике страны 5
1.1. Показатели железнодорожного транспорта 5
1.2. Изменение удельного веса железнодорожного транспорта в общем грузообороте страны за годы экономических реформ 7
2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, ОСНОВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ 9
2.1. Направление и структура основных грузопотоков 9
2.2. Характеристика размещения железнодорожного транспорта 11
3. ВАЖНЕЙШИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Эксплуатационная длина путей сообщения составляет по железнодорожному транспорту – 158,1 тыс. км, в том числе общего пользования – 86,8 тыс. км, не общего пользования – 71,3 тыс. Протяженность электрифицированных 48,3 тыс. км
Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала – 5км на 1000км2, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог
Основными грузами железнодорожного транспорта являются каменный уголь (23%), строительные грузы (16,2), нефть и нефтепродукты (15), руда железная и марганцевая (8,6), черные металлы (6), лесные грузы (4,5), а так же химические и минеральные удобрения, цемент, зерно и комбикорма, руды цветных металлов, лом черных металлов, кокс, продукция машиностроения и др.
Основные грузопотоки угля формируются в Кузнецком бассейне, так же значительные перевозки осуществляются из Украины (Донбасс) и из Казахстана (Караганда). Уголь доставляется на Урал, в центральные районы, в Поволжье. Основные грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урала, Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с европейского Севера и из Сибири. Основные грузопотоки черных металлов определяются обменом продукцией между металлургическими базами Центральной, Сибирской и Южной (в Украине) и тесными связями с потребителями: Центр, Северный Кавказ, Северо-запад. Хлебные грузы формируются в лесостепной и степной зонах и идут в густонаселенные потребляющие районы.
За период 1980—2009 гг. в 2 раза
сократились перевозки
Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог сосредоточена в европейской части России. Она складывалась под влиянием географического положения Москвы, портовых городов на Балтийском и Черном морях, расположения угольной и металлургической баз Украины и Урала. Современная железнодорожная сеть России тесно связана с железными дорогами новых независимых государств. Эти связи нельзя недооценивать.[3, с. 364]
В центральных районах образовалась радиально-кольцевая система транспортной сети. От Москвы железные дороги лучеобразно расходятся по 12 направлениям, а на некотором расстоянии от нее соединяются кольцевыми линиями.
В Сибири и на Дальнем
Востоке железнодорожная есть менее
развита, ее конфигурация имеет широтное
направление. В постомных районах
основная Транссибирская магистраль проходит
от Челябинска до Владивостока. Между
Западной Сибирью и Уралом через
Северный Казахстан проложены
В Восточной Сибири и на
Дальнем Востоке завершено
На западе БАМ соединилась
с Транссибирской магистралью участком
Уст-Кут—Тайшет, а на востоке ее
продолжает дорога Комсомольск-на-Амуре
- Советская Гавань. Ответвления
от основной трассы свяжут БАМ с
районами богатейших природных ресурсов.
Так, для перевозки углей Южно-
В Забайкальском крае сдана в эксплуатацию дорога к Чинейскому месторождению титано-магнетитовых руд и строится новая ветка к Удоканскому медно-рудному месторождению. В Республике Саха (Якутия) приступили к прокладке путей к Эльгинскому месторождению коксующихся углей. Освоение этих месторождений позволит увеличить объемы перевозок по БАМу. Сибирь и Дальний Восток по Транссибу (от ст. Арысь до Новосибирска), Трансказахстанской магистрали (Чу — Астана — Петропавловск) и линии Ташкент — Оренбург имеют транспортно-экономические связи с Казахстаном и странами Центральной Азии.
Рост внешнеэкономических связей будет физически возможен только при дальнейшем развитии транспортной сети и поддержании эффективного сотрудничества с сопредельными государствами.
В транспортной системе России железные дороги занимают ведущее положение, тогда как в большинстве других государств удельный вес железнодорожных перевозок ниже. Соизмеримы с российскими показателями по доле железных дорог в грузообороте всех видов транспорта, лишь Канада (73%) и США (50%), по доле в пассажирообороте Япония (31%). Уровень конкуренции между различными видами транспорта в России, намного ниже, чем в остальных странах мира. Это очень важный фактор, который необходимо учитывать при выборе модели организации железнодорожной отрасли.
По эксплуатационной длине железные дороги России занимают второе место в мире (после США), по грузообороту и объёму перевозимых грузов — третье (после США и Китая), по пассажирообороту - третье (после Китая и Индии), по перевозкам пассажиров - третье (после Японии и Индии).
Одна из острых проблем в отрасли – бартер. Железнодорожный транспорт более чем кто-либо, получает вместо денег за услуги разнообразные товарные ценности. При этом не хватает средств на уплату налогов, на инвестирование производства, на расчеты с поставщиками и т.д.
Железнодорожный транспорт
имеет сложную систему
Многие проблемы связаны
с распадом СССР и разрывом транспортно-экономических
связей. Например, даже участок Транссиба
проходит через территорию сопредельного
государства Казахстан, не говоря уже
о Среднесибирской и
К недостаткам следует отнести, также, капиталоемкость сооружения железных дорог и относительно медленную отдачу авансируемого капитала (6-8 лет, а иногда и больше). Железные дороги являются крупными потребителями металла. Кроме того, железнодорожный транспорт является весьма трудоемкой отраслью, производительность труда в которой ниже, чем на трубопроводном, морском и воздушном транспорте (но выше, чем на автомобильном). В среднем на 1 км эксплуатационной длины железных дорог России приходится почти 14 человек, занятых на перевозках, а в США - 1,5 чел. при примерно близких по размерам объемах транспортной работы.
К тому же к недостаткам
российских железных дорог следует
отнести невысокий уровень
Отрасль функционирует как
единое предприятие, так единый органичный,
непрерывный во времени и пространстве,
производственно-
Необходимость подъема экономики страны обусловила конкретное реформирование системы железнодорожного транспорта.
Приоритетными направлениями
развития транспортного комплекса
(в том числе и
Железные дороги в настоящее
время – основное звено в транспортной
системе народного хозяйства. Их
удельный вес в общих грузовых
перевозках постоянно увеличивается.
По сравнению с другими отраслями
народного хозяйства
Сегодня железные дороги – один из самых надежных и доступных видов транспорта. Надежная работа отрасли – необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, расширения международных экономических связей.
Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Эти преимущества делают железнодорожный транспорт универсальным для перевозки всех видов грузов в межрайонных и внутрирайонных сообщениях и пассажиров в пригородном, местном и дальнем сообщениях. Однако, учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.
Таким образом, основное отличие
транспортного комплекса России
от большинства стран мира заключается
в ведущей роли магистральных
железных дорог в обслуживании реального
сектора экономики. Это определяет
роль и значение железнодорожного транспорта
в обеспечении экономической
безопасности страны. В условиях действия
неблагоприятных
Железнодорожный транспорт
осуществляет основной
Информация о работе География железнодорожного транспорта России