Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций
Работа содержит конспекты лекций по "Экономической географии".
«Экономическая столица» КНР – Шанхай – крупнейший промышленный, торговый, транспортный, финансовый и культурный центр страны. Он расположен на р. Хуанпу, в месте впадения ее в устье-эстуарий р. Янцзы. В переводе с китайского название «Шанхай» означает «над морем» (хай – «море»).[45] ЭГП Шанхая чрезвычайно выгодно: здесь сформировался главный в стране узел сухопутных, речных (Янцзы и Великий канал) и морских транспортных путей.
История Шанхая восходит к IV в., когда на морском побережье возник рыбачий поселок. Долгое время это место оставалось малопривлекательным. Некоторые изменения произошли значительно позднее, когда в устье Янцзы стали строить суда для китайского морского флота. Но главный перелом произошел уже в середине XIX в. После первой «опиумной войны» (1840–1842) англичане сумели навязать Китаю договор, согласно которому Шанхай становился портом, открытым для иностранных судов. Вскоре иностранные компании получили также право судоходства по Янцзы. Все это обусловило быстрый рост Шанхая, который за короткое время превратился в главный портовый город, промышленный, торговый и финансовый центр Китая. В нем возникли так называемые сеттльменты, где вся полнота власти фактически принадлежала европейским странам-метрополиям. Позднее к ним присоединились Япония и США.
Рис. 96. Бывший императорский дворец в Пекине
К середине XX в. значение Шанхая как «экономической столицы» Китая еще более укрепилось. Его порт стал главными морскими воротами страны. Как центр текстильной промышленности Шанхай не только занял первое место в Китае, но и вошел в число крупнейших в мире. Он стал также самым большим городом страны – одним из трех в Азии, которые еще в XIX в. достигли ранга города-миллионера. Но при всем этом Шанхай оставался космополитическим городом, где процветали беззаконие, эксплуатация, преступность. Для него были характерны самые разительные социальные контрасты: наряду с богатыми фешенебельными районами европейского стиля в нем существовали районы бедных лачуг с невероятной скученностью населения. Не случайно слово «шанхай» стало нарицательным. Так называли бедные и неблагоустроенные окраины больших городов во всем мире.
Современный Шанхай сохранил свои прежние ведущие функции, но в преобразованном виде.
Шанхай остается главным морским портом Китая, тылом (хинтерландом) для которого служит весь огромный по территории бассейн Янцзы. По размерам грузооборота (450 млн т в 2005 г.) он занимает первое место не только в Китае, но и в мире. В него заходят суда более чем 160 стран.
Шанхай остается и главным промышленным центром Китая: в нем насчитывается 13 тыс. предприятий, дающих 7 % всей промышленной продукции страны. После 1949 г. в городе не только многократно возросли масштабы промышленного производства, но и изменилась его структура. На первое место вышло разнообразное машиностроение (станки, автомобили, морские суда, электроника, приборы и др.). Возникли и такие «портовые» отрасли промышленности, как металлургия, нефтепереработка. Шанхай стал самым большим в стране центром химической промышленности (минеральные удобрения, химические волокна, фармацевтика). Хотя значение текстильной промышленности уменьшилось, по абсолютным размерам производства ее продукции Шанхай может соперничать не только с другими текстильными центрами, но и с целыми странами.
В последнее
время внимание уделяется прежде
всего развитию в Шанхае наукоемких
производств с экспортной ориентацией.
Здесь уже созданы экспортно-
Получила дальнейшее развитие и торгово-транспортная функция Шанхая. Во-первых, потому, что (особенно в годы первых пятилеток) он играл роль лидера растущей китайской экономики и отправлял свою продукцию во все другие районы страны. Во-вторых, потому, что с течением времени его промышленность стала приобретать все большую экспортную направленность: в целом Шанхай обеспечивает 1/4 внешней торговли КНР.
Совершенно новым для Шанхая явлением стало развитие непроизводственной сферы. За годы народной власти он превратился в очень крупный центр культуры и науки с 45 вузами, многими десятками научно-исследовательских институтов. В них работает 800 тыс. специалистов, и в том числе многие ведущие ученые в таких отраслях, как микроэлектроника, биотехнология, робототехника, искусственные материалы, оптика, океанология. Шанхай стал своего рода инкубатором самых высококвалифицированных научно-технических кадров. Возросла и его роль как внутреннего и международного финансового центра.
В последнее
время «визитной карточкой» Шанхая
все более становится возникший
на месте болот и
Уже к концу 1990-х гг. в Пудуне действовали зона свободной торговли, районы промышленной, торговой, научной специализации, морской порт с контейнерным терминалом. Промышленность этого района специализируется на микроэлектронике, биофармацевтике, информационных технологиях. В Пудуне зарегистрировано более 4000 предприятий с иностранным участием. Здесь обосновались штаб-квартиры или представительства нескольких транснациональных корпораций. Капитал поступает сюда из Сянгана и более чем из 50 стран, причем половину этого притока обеспечивает Сянган, а остальное– Япония, США, Республика Корея, Сингапур, Тайвань и другие страны. К 2000 г. валовая продукция Пудуна превысила 20 млрд долл. (это больше того, что в 1989 г. давал весь Шанхай). Можно сказать, что теперь именно Пудун в наибольшей мере способствует превращению Шанхая в один из крупнейших промышленных (а также финансовых и торговых) центров не только Китая, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Рис. 97. План Шанхая
По мере экономического роста Шанхая росло и его население. В 1950 г. Шанхайская агломерация насчитывала 5,3 млн жителей, в 1970 г. – 11,2 млн, в 1990 г. – 13,3 млн, в 2000 г. – 14,2 млн, а в 2005 г. – 17,4 млн. По административной реформе 1994 г. территория города тоже была увеличена до 6,3 тыс. км2 за счет «прирезки» соседних сельских уездов.
Архитектурно-планировочный
По-прежнему его главным фасадом служит набережная р. Хуанпу. Но на ее противоположном, правом, берегу находится район Пудун с контейнерным терминалом и международным аэропортом. Другие промышленные районы сформировались на северных и южных окраинах города. По размаху нового жилищного строительства Шанхай не уступает Пекину, хотя здесь сохранился и Старый город, который до 1912 г. огораживали городские стены. На рубеже XX и XXI вв. в Шанхае были сооружены небоскребы высотой в 380, 400 и 460 м (Мировой финансовый центр), и его все чаще стали называть «Манхэттеном Азии».
Как и в Пекине, в Шанхае еще много нерешенных проблем, что называется трудностей роста. Самая главная из них – перенаселенность: плотность населения здесь превышает 40 тыс., а в некоторых районах даже 160 тыс. человек на 1 км2.
«Народу на торговых улицах в часы «пик», – пишет В. С. Куликов, – столько, что, для того чтобы попасть в нужный магазин, покупателю приходится, как шоферу в потоке машин, «перестраиваться», дабы толпа не пронесла его мимо. Чтобы разделить потоки пешеходов, в Шанхае стали делать дополнительные тротуары и переходы на уровне вторых этажей зданий. Отсюда через окна, превратившиеся в двери, можно попасть прямо в магазин или другие заведения сферы обслуживания».[46]
С перенаселенностью
непосредственно связаны и
Перспективные
планы развития и Пекина, и Шанхая
учитывают необходимость
53. Хозяйство Китая: достижения и проблемы
Еще в середине XX в. Китай был довольно отсталой, преимущественно аграрной страной; нередко его называли «больным человеком Азии». С тех пор прошло всего несколько десятилетий, но за этот сравнительно короткий для истории страны промежуток времени роль Китая в мировой экономике кардинально изменилась. Прежде всего об этом свидетельствуют данные о ВВП страны, который вырос с 280 млрд долл. в 1950 г. до 4,9 трлн в 2000 г. и 10,2 трлн в 2006 г. В результате доля КНР в ВМП увеличилась с 3 до 15,8 %; по этому показателю она еще в конце XX в. вышла на второе место после США. По темпам среднегодового прироста ВВП Китай тоже стал «рекордсменом мира»: в 1980–1990 гг. эти темпы составили 8 %, в 2001–2006 гг. – 10–11 %. Все это говорит о том, что в стране имел место не единовременный рывок вперед, а произошло настоящее «экономическое чудо».
В литературе часто приводятся данные о том, в каких отраслях производства Китай занимает лидирующие места в мире. Эти данные выглядят очень впечатляюще (табл. 37).
Таблица 37
ПРОМЫШЛЕННАЯ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ, ПО ВЫПУСКУ КОТОРОЙ КИТАЙ ЗАНИМАЕТ 1—2-е МЕСТА В МИРЕ
Если
же выйти за пределы промышленного
и сельскохозяйственного
За годы народной власти существенно изменилась и отраслевая структура экономики КНР, которая превратилась из аграрной в индустриально-аграрную страну. Еще в начале 1950-х гг. в структуре ее ВВП на долю сельского хозяйства приходилось 50 %, а на долю промышленности – 17,5, но в 2006 г. – соответственно 12 и 48 %. Доля сферы услуг уже достигла 2/5.
Однако экономическое развитие страны во второй половине XX в. отнюдь не было поступательно-равномерным. Для его определения более всего подходит, пожалуй, термин «скачкообразное».
В течение первых лет после образования КНР в 1949 г. страна добилась значительных успехов в деле индустриализации и создания тяжелой промышленности. Поскольку в это время экономика КНР была фактически почти изолирована от экономики развитых капиталистических стран, она опиралась прежде всего на помощь СССР и других социалистических государств. Именно в этот период в стране возникли такие новые отрасли промышленности, как черная металлургия, производство тракторов, приборов и др.
Но затем политическая и экономическая обстановка в стране резко изменилась к худшему. Это было связано с провозглашенной в 1958 г. концепцией «большого скачка» (она ставила задачу за короткий срок «догнать и обогнать Англию») и «культурной революцией» 1966–1976 гг. В результате экономика страны была отброшена далеко назад. Связи с большинством социалистических стран фактически прервались, а отношения с Советским Союзом и Вьетнамом доходили даже до военных столкновений. В таких условиях Китаю в еще большей степени, чем раньше, приходилось опираться на собственные силы. А неурожайные годы подвели его к грани голода.
Все это вынудило новое китайское руководство начать серьезные экономические реформы. Курс на их проведение был провозглашен в конце 1978 г., т. е. через два года после смерти Мао Цзедуна. Главным идеологом, или, как часто говорят, архитектором этих реформ стал Дэн Сяопин, который формально не занимал высоких постов в китайском руководстве. Ему же приписывают и выдвижение новой формулы, которая стала с тех пор определяющей, – «создание в стране системы социалистической рыночной экономики», и обоснование задачи строительства «социализма с китайской спецификой», и программу «четырех модернизаций» – промышленности, сельского хозяйства, образования и обороны. Разработанная на этой основе стратегия социально-экономического развития не ставила своей задачей достижение немедленных результатов. Она исходила из необходимости постепенного реформирования экономики с последовательным прохождением ею «трех шагов».
Охарактеризовать стратегию «трех шагов» можно следующим образом. «Первый шаг» должен был охватывать период 1980-х гг. Ставилась задача в течение этого времени удвоить объем ВВП и обеспечить население страны продуктами питания и предметами первой необходимости. «Второй шаг» предполагалось осуществить в 1990-е гг. Его задача – новое удвоение объема ВВП. Реализация ее означала бы, что китайское общество стало обществом малого благосостояния («сяокан»). А «третий шаг» намечалось сделать уже в начале XXI в. – до 2010 г. и даже после этого срока. Речь шла уже о четырехкратном увеличении ВВП – с тем чтобы по показателю ВВП из расчета на душу населения (4000 долл.) достигнуть уровня среднеразвитых стран мира.
Задачи «первого шага» удалось не только выполнить, но и перевыполнить. Объем ВВП Китая удвоился по сравнению с 1980 г. уже в 1988 г., и 90 % населения страны удалось накормить и одеть, обеспечить всем самым необходимым. Поэтому задания восьмой (1991–1995) и девятой (1996–2000) китайских пятилеток намечали еще большее ускорение роста. Так, только за годы девятой пятилетки предполагалось еще раз удвоить объем ВВП.
Всего за 30 лет реформ ВВП Китая вырос в 18, а из расчета на душу населения – в 11 раз. Темпы его экономического роста в 2–3 раза превосходят среднемировые. Во много раз повысилась зарплата рабочих, доходы крестьян, уровень производительности труда. Доля людей, находящихся за чертой бедности, снизилась с 53 % в 1978 г. до 7 % в 2006 г. Более того, Китай стал крупной ядерной и космической державой; в 2003 г. был осуществлен первый пилотируемый полет в космос.
Всего этого удалось добиться благодаря проведенным в стране коренным социально-экономическим преобразованиям. Во-первых, они изменили отношения собственности. Вместо единой государственной собственности в Китае была фактически восстановлена многоукладная экономика с четырьмя видами собственности – государственной, коллективной, индивидуальной и частной.[47] Например, уже к середине 1990-х гг. доля государственного сектора в промышленности уменьшилась до 40 %. При этом государство сохранило за собой контроль за стратегически важными отраслями, которые определяют развитие всего народного хозяйства и обеспечивают экономическую безопасность. Но в остальных сферах оно открыло широкие возможности для деятельности частного капитала. Во-вторых, реформы затронули вопросы планирования. Сначала, в конце 1970-х гг., реформа проходила под девизом: «плановая экономика – главное, рыночное регулирование – вспомогательное», что, в сущности, означало сохранение директивного характера государственных планов. Но постепенно рынок стал приобретать все большее значение. В-третьих, претерпела большие изменения инвестиционная политика. Основные инвестиции были направлены на создание инфраструктуры, на развитие приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры, жилищно-коммунального сектора. В результате, как нередко пишут, вся страна превратилась в одну большую стройку. В-четвертых, многое было сделано для того, чтобы трансформировать китайскую экономику из закрытой в открытую, активно участвующую в международном географическом разделении труда и привлекающую иностранные инвестиции.
Информация о работе Курс лекций по "Экономической географии"