Курс лекций по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит конспекты лекций по "Экономической географии".

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 2 ЗАРУБЕЖНАЯ азия.docx

— 3.03 Мб (Скачать файл)

Широкую известность во всем мире получила традиция японской чайной церемонии (тяною) – сложного эстетического обряда, который был заимствован в Китае и внедрен в Японии монахами буддийской секты дзэн еще в XIV в. Во время этой церемонии монахи читали молитвы, созерцали природу или находились в состоянии медитации (размышления). Затем чайная церемония стала непременным атрибутом встреч художников и философов, а позднее охватила и другие слои общества, прежде всего аристократию и самураев.

Чайная  церемония происходит в небольшом  чайном домике (тясицу), состоящем из одной комнаты и обычно окруженном небольшим садиком. В церемонии  участвуют несколько человек, действия которых подчиняются строгому ритуалу. То же относится и к хозяину  или хозяйке чайного домика, руководителю этого ритуала. А сам ритуал заключается  в том, что гости, совершив поклон, усаживаются по-японски на циновки, причем в строго определенном порядке, по старшинству. Руководитель церемонии  заваривает зеленый чай, взбалтывает  его в чашечке бамбуковой кисточкой, превращая в густую пенистую жидкость. В это время в домике зажигают ароматные свечи и раздвигают перегородки стен, чтобы участники  церемонии могли оказаться лицом  к лицу с цветущим садом или  звездным и лунным небом. А знаменитые четыре принципа чайной церемонии формулируются  так: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»).

Очень интересны спортивные традиции японцев. К ним относятся: стрельба из лука, фехтование, дзюдо, каратэ, борьба борцов-тяжеловесов сумо и др.

Особого внимания заслуживают и японские праздники. Представление о государственных праздниках, являющихся нерабочими днями (если же такой праздник попадает на воскресенье, то нерабочим считается следующий день), дает их перечень:

I января  – Новый год,

15 января  – День совершеннолетия,

11 февраля – День основания нации,

21 марта  – День весеннего равноденствия,

3 мая  – День Конституции,

5 мая  – День детей,

15 сентября  – День уважения старших,

23 сентября  – День осеннего равноденствия,

10 октября  – День спорта,

3 ноября  – День культуры,

23 ноября  – День благодарения труду,

23 декабря  – День рождения императора  Акихито.

Из  всех этих праздников самый массовый и популярный – Новый год, который  отмечается по европейскому образцу  в ночь с 31 декабря на 1 января. Для  японцев он не просто означает смену  календаря, а символизирует надежды  на новую жизнь.

Еще за несколько недель до Нового года устраивается бонзикай – прощание с горестями минувшего года. С  середины декабря в доме производится генеральная уборка. Рассылается  множество новогодних поздравительных  открыток. На Новый год собираются всей семьей, навещают родственников  и друзей, а также посещают храмы. Особой популярностью пользуется токийский  храм Мэйдзи, в котором в новогоднюю ночь бывает до 3,5 млн человек. Перед посещением храма японцы съедают тосикоси соба – лапшу из гречневой муки. Еще одна новогодняя достопримечательность – колокольный звон в буддийских храмах (108 ударов колокола); при этом считается, что Новый год наступает именно после 108-го удара. В первые три дня Нового года вся семья ест праздничное кушанье осэти и пьет специальное сакэ. Дома украшают сосновыми ветвями.

Все другие праздники также имеют  свои ритуальные особенности. Во время  Весеннего равноденствия, которое  отмечается несколько дней, проводятся специальные церемонии в каждом храме. В эти дни люди посещают могилы предков, чтобы почтить их память. 5 мая, в День детей, у каждого дома, где есть мальчики, на шестах вывешиваются надувные карпы – символы силы, ловкости и выносливости. Необходимо добавить, что кроме государственных отмечается еще много других праздников: в начале февраля – переход от зимы к весне, в начале марта – праздник кукол, в начале апреля – День рождения Будды, в середине июля – День поминовения умерших, в сентябре – праздник полнолуния, в середине ноября – праздник «семь – пять – три», когда мальчиков трех и пяти лет и девочек трех и семи лет одевают в лучшие одежды и ведут в храмы.

Еще одна особенность японского образа жизни – обилие разного рода фестивалей. Всего их в течение года – более 40. В качестве яркого примера такого рода можно привести всемирно известный  Снежный фестиваль, который с  1950 г. ежегодно проводится в конце февраля в главном городе о. Хоккайдо – Саппоро. Во время этого фестиваля вдоль почти двухкилометрового бульвара в центре Саппоро, как на параде, выстраиваются сделанные из снега фигуры и целые ансамбли. Они могут изображать героев литературных произведений и сказок, драконов, такие конкретные архитектурные сооружения, как Букингемский дворец в Лондоне или Тадж-Махал в Агре. Некоторые из них достигают высоты трехэтажного дома, а общее их число нередко превышает 300.

Чтобы закончить характеристику японского  культурного феномена, остается рассказать еще о некоторых особенностях японского образа жизни. При этом имеются в виду такие общие черты характера японцев, как трудолюбие, вежливость, стремление к взаимопониманию и доверию между людьми, но в особенности – семейные и рабочие отношения.

Как и в других странах, семья в Японии служит первичной структурной ячейкой общества. На протяжении веков считалось, что в состав семьи входят родители и дети, умершие предки и еще не родившиеся потомки, что подразумевало сохранение преемственности поколений. Семья характеризовалась также строгой иерархией, субординацией, основанной на принципе непреложного патриархата. Конечно, с тех пор многое изменилось. Но тем не менее едва ли не главной чертой современной японской семьи, особенно в сельской местности, остается патриархальность. Еще сохраняется основанная на принципах конфуцианства строгая внутрисемейная субординация, проявляющаяся в явной дискриминации женщин. Эту субординацию можно выразить примерно так: мать подчиняется отцу, жена – мужу, младшие братья – старшим, сестры – всем братьям, дети – всем старшим. Особое значение в семье имеют культ предков – еще одно наследие конфуцианства, а также культ семейной солидарности.

Для трудовых отношений наиболее специфична японская система пожизненного найма на работу, применяемая практически во всех крупных японских компаниях. При этой системе рабочие и служащие приходят на работу в фирму, что называется, на всю жизнь. По меткому выражению В. Овчинникова, «японский труженик приходит к нанимателю, чтобы установить с ним отношения, очень похожие на пожизненный брачный контракт». От стажа работы в одной фирме зависят уровень зарплаты, продолжительность отпуска, размер пенсии по старости. Как и в семье, на производстве также действует система «старший – младший», «начальник – подчиненный», «все работники фирмы – одна семья».

Отношения на японском предприятии внешне напоминают семейные. Начальник по-японски «оябун», что означает «родитель», рабочие  – «кобун», что означает «дети». Перед началом трудового дня  рабочие обычно произносят гимн-клятву своей фирме. Например, на предприятиях электронной компании «Мацусита» он звучит так: «Мы приложим все силы нашего ума и тела на благо Японии. Мы сделаем все возможное для  повышения производительности труда, и пусть наша продукция поступает  в страны всего мира непрестанно, все больше и больше, как вода из источника. Промышленность – расти  и процветай! Гармония и чувство  единения! Да здравствует «Мацусита-электрика»!»  Такой корпоративный дух привел, кроме прочего, к тому, что на японском производстве стали повсеместно  возникать так называемые кружки качества, которые вовлекают рабочих в деятельность по совершенствованию продукции. Подобные кружки действуют во всех крупных и в половине мелких фирм.

Но  нельзя не видеть и того, что в  последние десятилетия традиционный японский уклад жизни стал заметно  изменяться, прежде всего под воздействием западной цивилизации. Некоторые европейские  обычаи начали проникать в страну еще после революции Мэйдзи 1868 г., но в последнее время этот процесс заметно ускорился. Однако роль его нельзя оценить однозначно. С одной стороны, нет ничего предосудительного в том, что в Японии, скажем, начали отмечать Новый год и Рождество по западному образцу. То же относится к переходу от старой, патриархальной к новой, «нуклеарной» семье, состоящей из родителей и детей, и к заимствованию западного стиля одежды, и к гораздо большей, чем прежде, эмансипации женщин, и к увлечению бриджем и другими западными играми и развлечениями. Но, с другой стороны, с элементами западного образа жизни в Японию стали проникать и многие его пороки – такие, как распущенность молодежи или преступность.

До  последнего времени Япония по праву  гордилась самым низким в мире уровнем преступности. Но теперь он стал возрастать.[62]

68. Образование в Японии

Японцам издавна свойственно стремление к приобретению знаний, почтение к  учебе и учености. После революции  Мэйдзи в середине XIX в. страна стала последовательно проводить новую образовательную политику, создавая продуманную систему образования и воспитания. Еще больше внимания этим вопросам начали уделять в эпоху НТР. Как отмечают многие авторы, японцы убедились в том, что только рабочие с высоким уровнем образования в состоянии освоить новую технику и обеспечить высокую производительность труда. Поэтому систему образования можно считать одной из главных составных частей японского «экономического чуда».

Уровень образования в современной Японии очень высокий. Фактически это страна полной грамотности. Перед Второй мировой войной среднее и высшее образование получали только 10 % всех японцев, в середине 1970-х гг. – уже 50 %, а к концу XX в. этот показатель значительно вырос. Не менее важно и то, что из 10 млн японских школьников ныне 98 % заканчивают полную среднюю школу. Словом, Япония может служить хорошим примером осуществления таких общих принципов современного образования, как приоритетность, непрерывность, высокое качество, демократизация и др. Неудивительно, что по индексу человеческого развития (ИЧР) страна занимает одно из первых мест в мире.

Всю систему образования и воспитания в Японии подразделяют на дошкольное, школьное и вузовское.

Дошкольному воспитанию традиционно уделяют исключительно много внимания. Детей начинают воспитывать буквально с первых дней жизни, постепенно прививая им такие чувства, как любовь к родителям, коллективизм, такие навыки, как элементарные правила поведения. На первых порах главные заботы по воспитанию детей ложатся на их матерей. Затем эту функцию берут на себя детские сады.

Школьное образование в Японии подразделяется на три этапа: начальную школу со сроком обучения шесть лет, среднюю школу первой ступени (три года) и среднюю школу второй ступени (три года). Такая структура школы (6 + 3 + 3) после Второй мировой войны была заимствована у США, но по содержанию она вовсе не стала копией американской.

Обучение  в начальной школе начинается с шести лет. На этом этапе дети изучают главным образом японский язык и арифметику, но, кроме того, естествознание, обществознание, музыку, искусство, мораль, занимаются физической культурой, рукоделием. В средней  школе первой ступени (или младшей  средней школе) ведется систематическое  изучение нескольких учебных дисциплин, включая географию. Оно продолжается и в старшей средней школе. Повторим, что, хотя обязательным в  Японии считается 9-летнее обучение, почти  все учащиеся продолжают учебу в  школах второй ступени.

Свои  особенности имеет распорядок школьного  обучения, многие его правила. Так, учебный  год начинается 1 апреля, а заканчивается  в марте. Он разделен на три семестра и продолжается 240 дней (в США – 180 дней). А на летние и зимние каникулы отводится всего 40 дней. Учащиеся находятся  в школе шесть дней в неделю, т. е. включая субботу, с 8 до 15 часов. После этого большинство из них остается в школе (в так называемой «зубриловке») для выполнения домашних заданий. При переходе в 10 класс и при окончании школы они должны сдавать очень трудные экзамены. «Экзамены интенсивны и изнурительны. Школьники при подготовке к испытаниям отказываются буквально от всего: друзей, увлечений, общения с родными. Большинство учеников младших средних школ спят не более 7,5 ч в сутки; из оставшегося времени на досуг уходит лишь два часа».[63]

Вузовское образование (четыре года) служит прямым продолжением школьного. Особенно если учесть, что в университеты и колледжи поступает около половины юношей и более трети девушек, оканчивающих среднюю школу. Еще в середине 1980-х гг. в Японии функционировало около 450 университетов, более 500 младших колледжей, 60 технических колледжей с общей численностью студентов более 2,3 млн. Кроме того, многие молодые японцы выезжают на учебу в другие страны. В результате коэффициент охвата высшим образованием населения соответствующих возрастных групп увеличился с 30 % в 1990 г. до 54 % в 2005 г.

Система управления образованием в Японии отличается сильной централизацией. Министерство устанавливает общенациональные стандарты  обучения, утверждает руководителей  школьных округов, контролирует применение учебников. Во второй половине 1990-х  гг. в Японии приступили к радикальной перестройке всей системы образования, исходя из задач создания информационного общества.

69. Городское и сельское население Японии

История развития городской жизни в Японии не так длительна, как в тех странах Азии, где в глубокой древности возникли так называемые речные цивилизации, например в Китае, Индии, Пакистане. Обычно к числу первых городов здесь относят Нару (710 г.) и Киото (792 г.), которые возникли не непосредственно на побережье, а поодаль от него, в месте зарождения древнего племенного союза Ямато. Затем рост городов продолжался в средние века, но в особенности после уже упоминавшейся революции Мэйдзи, когда страна вступила на путь капиталистического развития. Все это в свою очередь предопределило возникновение разных типов городов. Среди них обычно выделяют «замковые» города, связанные своим происхождением с феодальными замками; «храмовые» города, выросшие вокруг религиозных центров; «почтовые» города, обслуживавшие почтовые тракты; ремесленные и торговые центры; торговые гавани.

Информация о работе Курс лекций по "Экономической географии"