Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций
Работа содержит конспекты лекций по "Экономической географии".
Широкую известность во всем мире получила традиция японской чайной церемонии (тяною) – сложного эстетического обряда, который был заимствован в Китае и внедрен в Японии монахами буддийской секты дзэн еще в XIV в. Во время этой церемонии монахи читали молитвы, созерцали природу или находились в состоянии медитации (размышления). Затем чайная церемония стала непременным атрибутом встреч художников и философов, а позднее охватила и другие слои общества, прежде всего аристократию и самураев.
Чайная
церемония происходит в небольшом
чайном домике (тясицу), состоящем из
одной комнаты и обычно окруженном
небольшим садиком. В церемонии
участвуют несколько человек, действия
которых подчиняются строгому ритуалу.
То же относится и к хозяину
или хозяйке чайного домика, руководителю
этого ритуала. А сам ритуал заключается
в том, что гости, совершив поклон,
усаживаются по-японски на циновки,
причем в строго определенном порядке,
по старшинству. Руководитель церемонии
заваривает зеленый чай, взбалтывает
его в чашечке бамбуковой кисточкой,
превращая в густую пенистую жидкость.
В это время в домике зажигают
ароматные свечи и раздвигают
перегородки стен, чтобы участники
церемонии могли оказаться
Очень интересны спортивные традиции японцев. К ним относятся: стрельба из лука, фехтование, дзюдо, каратэ, борьба борцов-тяжеловесов сумо и др.
Особого внимания заслуживают и японские праздники. Представление о государственных праздниках, являющихся нерабочими днями (если же такой праздник попадает на воскресенье, то нерабочим считается следующий день), дает их перечень:
I января – Новый год,
15 января – День совершеннолетия,
11 февраля – День основания нации,
21 марта
– День весеннего
3 мая – День Конституции,
5 мая – День детей,
15 сентября – День уважения старших,
23 сентября – День осеннего равноденствия,
10 октября – День спорта,
3 ноября – День культуры,
23 ноября – День благодарения труду,
23 декабря – День рождения императора Акихито.
Из всех этих праздников самый массовый и популярный – Новый год, который отмечается по европейскому образцу в ночь с 31 декабря на 1 января. Для японцев он не просто означает смену календаря, а символизирует надежды на новую жизнь.
Еще за несколько недель до Нового года устраивается бонзикай – прощание с горестями минувшего года. С середины декабря в доме производится генеральная уборка. Рассылается множество новогодних поздравительных открыток. На Новый год собираются всей семьей, навещают родственников и друзей, а также посещают храмы. Особой популярностью пользуется токийский храм Мэйдзи, в котором в новогоднюю ночь бывает до 3,5 млн человек. Перед посещением храма японцы съедают тосикоси соба – лапшу из гречневой муки. Еще одна новогодняя достопримечательность – колокольный звон в буддийских храмах (108 ударов колокола); при этом считается, что Новый год наступает именно после 108-го удара. В первые три дня Нового года вся семья ест праздничное кушанье осэти и пьет специальное сакэ. Дома украшают сосновыми ветвями.
Все другие праздники также имеют свои ритуальные особенности. Во время Весеннего равноденствия, которое отмечается несколько дней, проводятся специальные церемонии в каждом храме. В эти дни люди посещают могилы предков, чтобы почтить их память. 5 мая, в День детей, у каждого дома, где есть мальчики, на шестах вывешиваются надувные карпы – символы силы, ловкости и выносливости. Необходимо добавить, что кроме государственных отмечается еще много других праздников: в начале февраля – переход от зимы к весне, в начале марта – праздник кукол, в начале апреля – День рождения Будды, в середине июля – День поминовения умерших, в сентябре – праздник полнолуния, в середине ноября – праздник «семь – пять – три», когда мальчиков трех и пяти лет и девочек трех и семи лет одевают в лучшие одежды и ведут в храмы.
Еще одна особенность японского образа жизни – обилие разного рода фестивалей. Всего их в течение года – более 40. В качестве яркого примера такого рода можно привести всемирно известный Снежный фестиваль, который с 1950 г. ежегодно проводится в конце февраля в главном городе о. Хоккайдо – Саппоро. Во время этого фестиваля вдоль почти двухкилометрового бульвара в центре Саппоро, как на параде, выстраиваются сделанные из снега фигуры и целые ансамбли. Они могут изображать героев литературных произведений и сказок, драконов, такие конкретные архитектурные сооружения, как Букингемский дворец в Лондоне или Тадж-Махал в Агре. Некоторые из них достигают высоты трехэтажного дома, а общее их число нередко превышает 300.
Чтобы закончить характеристику японского культурного феномена, остается рассказать еще о некоторых особенностях японского образа жизни. При этом имеются в виду такие общие черты характера японцев, как трудолюбие, вежливость, стремление к взаимопониманию и доверию между людьми, но в особенности – семейные и рабочие отношения.
Как и в других странах, семья в Японии служит первичной структурной ячейкой общества. На протяжении веков считалось, что в состав семьи входят родители и дети, умершие предки и еще не родившиеся потомки, что подразумевало сохранение преемственности поколений. Семья характеризовалась также строгой иерархией, субординацией, основанной на принципе непреложного патриархата. Конечно, с тех пор многое изменилось. Но тем не менее едва ли не главной чертой современной японской семьи, особенно в сельской местности, остается патриархальность. Еще сохраняется основанная на принципах конфуцианства строгая внутрисемейная субординация, проявляющаяся в явной дискриминации женщин. Эту субординацию можно выразить примерно так: мать подчиняется отцу, жена – мужу, младшие братья – старшим, сестры – всем братьям, дети – всем старшим. Особое значение в семье имеют культ предков – еще одно наследие конфуцианства, а также культ семейной солидарности.
Для трудовых отношений наиболее специфична японская система пожизненного найма на работу, применяемая практически во всех крупных японских компаниях. При этой системе рабочие и служащие приходят на работу в фирму, что называется, на всю жизнь. По меткому выражению В. Овчинникова, «японский труженик приходит к нанимателю, чтобы установить с ним отношения, очень похожие на пожизненный брачный контракт». От стажа работы в одной фирме зависят уровень зарплаты, продолжительность отпуска, размер пенсии по старости. Как и в семье, на производстве также действует система «старший – младший», «начальник – подчиненный», «все работники фирмы – одна семья».
Отношения
на японском предприятии внешне напоминают
семейные. Начальник по-японски «оябун»,
что означает «родитель», рабочие
– «кобун», что означает «дети».
Перед началом трудового дня
рабочие обычно произносят гимн-клятву
своей фирме. Например, на предприятиях
электронной компании «Мацусита» он
звучит так: «Мы приложим все силы
нашего ума и тела на благо Японии.
Мы сделаем все возможное для
повышения производительности труда,
и пусть наша продукция поступает
в страны всего мира непрестанно,
все больше и больше, как вода
из источника. Промышленность – расти
и процветай! Гармония и чувство
единения! Да здравствует «Мацусита-
Но
нельзя не видеть и того, что в
последние десятилетия
До последнего времени Япония по праву гордилась самым низким в мире уровнем преступности. Но теперь он стал возрастать.[62]
68. Образование в Японии
Японцам издавна свойственно стремление к приобретению знаний, почтение к учебе и учености. После революции Мэйдзи в середине XIX в. страна стала последовательно проводить новую образовательную политику, создавая продуманную систему образования и воспитания. Еще больше внимания этим вопросам начали уделять в эпоху НТР. Как отмечают многие авторы, японцы убедились в том, что только рабочие с высоким уровнем образования в состоянии освоить новую технику и обеспечить высокую производительность труда. Поэтому систему образования можно считать одной из главных составных частей японского «экономического чуда».
Уровень образования в современной Японии очень высокий. Фактически это страна полной грамотности. Перед Второй мировой войной среднее и высшее образование получали только 10 % всех японцев, в середине 1970-х гг. – уже 50 %, а к концу XX в. этот показатель значительно вырос. Не менее важно и то, что из 10 млн японских школьников ныне 98 % заканчивают полную среднюю школу. Словом, Япония может служить хорошим примером осуществления таких общих принципов современного образования, как приоритетность, непрерывность, высокое качество, демократизация и др. Неудивительно, что по индексу человеческого развития (ИЧР) страна занимает одно из первых мест в мире.
Всю
систему образования и
Дошкольному воспитанию традиционно уделяют исключительно много внимания. Детей начинают воспитывать буквально с первых дней жизни, постепенно прививая им такие чувства, как любовь к родителям, коллективизм, такие навыки, как элементарные правила поведения. На первых порах главные заботы по воспитанию детей ложатся на их матерей. Затем эту функцию берут на себя детские сады.
Школьное образование в Японии подразделяется на три этапа: начальную школу со сроком обучения шесть лет, среднюю школу первой ступени (три года) и среднюю школу второй ступени (три года). Такая структура школы (6 + 3 + 3) после Второй мировой войны была заимствована у США, но по содержанию она вовсе не стала копией американской.
Обучение
в начальной школе начинается
с шести лет. На этом этапе дети
изучают главным образом
Свои особенности имеет распорядок школьного обучения, многие его правила. Так, учебный год начинается 1 апреля, а заканчивается в марте. Он разделен на три семестра и продолжается 240 дней (в США – 180 дней). А на летние и зимние каникулы отводится всего 40 дней. Учащиеся находятся в школе шесть дней в неделю, т. е. включая субботу, с 8 до 15 часов. После этого большинство из них остается в школе (в так называемой «зубриловке») для выполнения домашних заданий. При переходе в 10 класс и при окончании школы они должны сдавать очень трудные экзамены. «Экзамены интенсивны и изнурительны. Школьники при подготовке к испытаниям отказываются буквально от всего: друзей, увлечений, общения с родными. Большинство учеников младших средних школ спят не более 7,5 ч в сутки; из оставшегося времени на досуг уходит лишь два часа».[63]
Вузовское образование (четыре года) служит прямым продолжением школьного. Особенно если учесть, что в университеты и колледжи поступает около половины юношей и более трети девушек, оканчивающих среднюю школу. Еще в середине 1980-х гг. в Японии функционировало около 450 университетов, более 500 младших колледжей, 60 технических колледжей с общей численностью студентов более 2,3 млн. Кроме того, многие молодые японцы выезжают на учебу в другие страны. В результате коэффициент охвата высшим образованием населения соответствующих возрастных групп увеличился с 30 % в 1990 г. до 54 % в 2005 г.
Система управления образованием в Японии отличается сильной централизацией. Министерство устанавливает общенациональные стандарты обучения, утверждает руководителей школьных округов, контролирует применение учебников. Во второй половине 1990-х гг. в Японии приступили к радикальной перестройке всей системы образования, исходя из задач создания информационного общества.
69. Городское и сельское население Японии
История развития городской жизни в Японии не так длительна, как в тех странах Азии, где в глубокой древности возникли так называемые речные цивилизации, например в Китае, Индии, Пакистане. Обычно к числу первых городов здесь относят Нару (710 г.) и Киото (792 г.), которые возникли не непосредственно на побережье, а поодаль от него, в месте зарождения древнего племенного союза Ямато. Затем рост городов продолжался в средние века, но в особенности после уже упоминавшейся революции Мэйдзи, когда страна вступила на путь капиталистического развития. Все это в свою очередь предопределило возникновение разных типов городов. Среди них обычно выделяют «замковые» города, связанные своим происхождением с феодальными замками; «храмовые» города, выросшие вокруг религиозных центров; «почтовые» города, обслуживавшие почтовые тракты; ремесленные и торговые центры; торговые гавани.
Информация о работе Курс лекций по "Экономической географии"