Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, контрольная работа
Цель курсовой работы раскрыть наиболее важные аспекты свободных экономических зон, в особенности их влияние на развитие регионов.
Для раскрытия моей темы целесообразно решить следующие задачи:
Раскрыть Сущность СЭЗ, и их роль в развитии регионов;
Так как идею о создания СЭЗ мы переняли у иностранных государств следует описать опыт создания таких зон зарубежом;
Описать процесс создания экономических зон в РФ;
Раскрыть понятия технополюсов и технопарков;
Привести примеры свободных экономических зон, таких как «Находка» и «Янтарь»;
Составить картосхему на которой изображены все экономические зоны РФ;
Осветить выводы и результаты проделанное работы в заключении.
Введение 3
1. Сущность СЭЗ 5
2. Роль СЭЗ в период проведения рыночных реформ. Преимущества и недостатки СЭЗ. 8
3. Опыт создания СЭЗ в Китае 12
4. Процесс создания СЭЗ 19
5. Деятельность научных парков и технополюсов РФ 32
6. Свободная экономическая зона «Находка» 34
7. Свободная экономическая зона «Янтарь» 38
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложение(картосхема) 45
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономическая география»
На тему «Размещение отраслей машиностроительного комплекса»
Исполнитель:
Игамбердыева Лола Рустамовна
Специальность: Фик
Группа: День
№ зачетной книжки: 08ффд11485
Руководитель:
Ремезова Людмила Семеновна
Воронеж 2009
Оглавление
Следует отметить, что проблематика особых экономических зон была предметом обсуждения на страницах экономической, финансовой и правовой литературы1, кроме того, данная проблема была предметом различного рода научно-практических конференций2. Исследование научной литературы позволяет выявить различные взгляды на статус особых экономических зон. В научной литературе нет устоявшегося определения особой экономической зоны. Данное обстоятельство обусловлено многообразием особых экономических зон, целей их создания, а также их постоянной трансформацией и модификацией в процессе их исторического развития»3.
Однако в России механизм особых экономических зон пока находится в стадии становления и отладки, поэтому имеются значительные возможности по его развитию и оптимизации.
В условиях экономического кризиса, вопрос о создании свободных экономических зон наиболее актуален, что и объясняет мое решение о выборе темы «Свободные экономические зоны РФ»
Цель курсовой работы раскрыть наиболее
важные аспекты свободных
Для раскрытия моей темы целесообразно решить следующие задачи:
Для выполнения этих задач в курсовой работе будет использована информация с интернет источников, учебников и монографии, журналов и статей, а так же официальные документы.
Особая экономическая зона ассоциируется
с частью территории государства. По
мнению С.Н. Бабурина, «территория
объективно представляет собой пространственные
пределы осуществления государственной
власти»4.
Б.М. Клименко указывает, что «государственная
территория - это принадлежащая данному
государству и находящаяся под исключительной
его властью часть земного пространства
над сушей и водами»5.
Следует отметить, что конституции ряда
государств употребляют термин «территория»
применительно к своему внутреннему административно-
Термин
«территория», кроме значения государственной
территории, имеет и смысл естественной
географической среды, в которой существует
данное человеческое общество6.
В.Г. Вишняков говорит о том, что, помимо
этих двух смыслов, территорию можно рассматривать
как объект хозяйствования, базис и условие
хозяйственной деятельности7.
Понятие «территория» уже закреплено
во многих законодательных и подзаконных
актах, содержание которых достаточно
обстоятельно проанализировано Н.Н. Поповой,
в связи с чем в настоящей работе нет смысла
возвращаться к данному анализу8.
Зона (от греч. zo№e - пояс) - полоса, пространство
между какими-либо границами; территория,
участок чего-либо, характеризующийся
определенными признаками9.
Таким образом,
особая экономическая зона - это специальная
территории государства с особым правовым
режимом. Как отмечает Н.Н. Попова, «к особым
территориям следует отнести определенные
участки местности, для которых законодательством
Российской Федерации установлен специальный
режим хозяйственной, градостроительной
деятельности, природопользования, охраны
этих территорий либо деятельности органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций, их должностных
лиц, общественных объединений в целях
защиты основ конституционного строя,
здоровья, прав и законных интересов граждан,
обеспечения обороны и безопасности государства.
Иными словами, на особых территориях
устанавливается отличный от обычного
административно-правовой режим»10.
Режимная концепция особой экономической
зоны отождествляется с определенными
льготами и преференциями для субъектов
предпринимательской деятельности.
Особые экономические зоны, создаваемые на территории нашего государства, подразделяются на промышленно-производственные и технико-внедренческие11.
Под промышленно-производственной особой экономической зоной следует понимать участок территории площадью не более 20 кв. км, на котором ее резидент вправе осуществлять производство и (или) переработку товаров (продукции), а также их реализацию, за исключением добычи полезных ископаемых и металлургического производства; переработки полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов; производства и переработки подакцизных товаров (исключение составляют легковые автомобили и мотоциклы). Такие зоны созданы на территории Липецка и Елабуги.
Технико-внедренческой особой экономической зоной признают участки территории (количеством не более двух) общей площадью не более 2 кв. км, на которых резиденты вправе осуществлять деятельность по созданию и реализации научно-технической продукции, доведению ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также по созданию программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказанию услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Подобные зоны созданы в Дубне, Москве, Санкт-Петербурге и Томске12.
Названные виды зон различаются по составу резидентов, которыми являются коммерческие предприятия или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в пределах муниципального образования, на территории которого функционирует ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственных зонах резидентами могут быть только организации, а в технико-внедренческих - организации и предприниматели13.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации с точно определенной границей и специальным режимом предпринимательской деятельности, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской деятельности (отдельных видов предпринимательской деятельности).
Особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются государством с учетом его экономических задач в переходный период и предлагаются в качестве перспективной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования центров роста14.
До недавнего времени в
Появление зон офшорного типа в России приходится на середину 1990-х гг. Основными в то время являлись учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования «Ингушетия» и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позднее такие зоны были образованы в ряде других регионов15.
Большинство из них так и не стали функционировать в полной степени, их деятельность во многом нарушала федеральное законодательство, по причине чего они и были ликвидированы.
Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон № 116-ФЗ), который закрепил их правовое определение. В соответствии с положениями Закона особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, создаваемая в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
В перспективе благодаря отечественным и иностранным инвестициям ОЭЗ должны стать основным стимулом развития наукоемких производств, внедрения передовых технологий и выпуска товаров, конкурентоспособных на мировых рынках16.
В январе 2006 г. Правительство РФ и шесть субъектов Федерации - Москва, Санкт-Петербург, Томск, Липецкая область, Московская область и Республика Татарстан - подписали соглашения о создании особых экономических зон17.
Постановлениями Правительства РФ в декабре 2005 г. особого статуса по результатам конкурса были удостоены разработчики микроэлектроники в Зеленограде (Москва), ядерные физики Дубны (Московская область), специалисты по информационным технологиям Санкт-Петербурга, создатели новых материалов в Томске. Кроме того, в Липецке будут производить бытовую технику, а в Елабуге (Республика Татарстан) - автокомпоненты и высокотехнологичные продукты нефтехимии.
Основной проблемой
Создание особых экономических
зон - действенное направление
Особые экономические зоны должны стать новым вектором развития российской экономики, действенным инструментом зарождения ее нового оздоровленного типа18.
Однако не стоит забывать, что
при существующих масштабах распространения
свободных зон в мировом
Идея особых экономических зон
(ОЭЗ) – это формирование точек
роста на специально выделенных территориях
за счет привлечения инвестиций на
льготных условиях. В России определены
три типа ОЭЗ: промышленно-производственные,
технико-внедренческие и туристско-рекреационные.
В ближайшее время должны появиться и
портовые зоны.
Статус
ОЭЗ присваивается по результатам федерального
конкурса, на котором рассматриваются
заявки регионов. Именно поэтому задача
качественной проработки заявки является
ключевой для региона, желающего воспользоваться
механизмом особой экономической зоны19.
При этом стоит отметить, что вопрос
подготовки заявки актуален не только
для самих регионов, но и для
инвесторов. Уже на этапе формирования
заявки определяется концепция и потенциальные
резиденты ОЭЗ. В принципе, если компания
на этом этапе идет на сотрудничество
с регионом и включается в проект, у нее
больше шансов стать резидентом особой
экономической зоны, добиться того, чтобы
инфраструктура разрабатывалась с учетом
потребности ее предприятия. Следовательно,
компаниям тоже полезно отслеживать и
даже стимулировать эти процессы.
Тем не менее, не все регионы уверены в
том, что особые экономические зоны –
это абсолютное благо.
Разумеется, есть безусловные преимущества:
стимулирование притока частных инвестиций,
получение федеральных средств на развитие
инфраструктуры и другие положительные
эффекты, стимулирующие рост в регионе20.
Но часто
региональные власти смущают некоторые
вопросы, снижающие привлекательность
механизма ОЭЗ. Например, необходимы затраты
на подготовку конкурсной заявки, причем
без гарантии успеха на конкурсе21.
На самом деле этот недостаток не настолько
серьезный, потому как сумма затрат невелика.
Кроме того, сам процесс работы над заявкой,
даже если регион не выиграет, все равно
полезен. Проработанные проекты имеют
шанс быть реализованы и без статуса особой
экономической зоны. Смущает многие регионы
так же то, что налоговые льготы в значительной
степени предоставляются за счет региональных
и муниципальных бюджетов. Но тут надо
иметь в виду, что льготы касаются только
очень ограниченной территории, на которой
в противном случае просто ничего бы и
не строилось.
Информация о работе Размещение отраслей машиностроительного комплекса