Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:05, курсовая работа
Восточно – Сибирский экономический район располагается между реками Енисей и Лена, от побережья Северного Ледовитого океана до подножия гор Южной Сибири.
Восточно - Сибирский экономический район является гораздо менее хозяйственно освоенной из-за своего значительного удаления от наиболее развитых в экономическом отношении центральных районов страны, суровости климата, наличия торфяных болот, мерзлоты, тундр, тайги, а также преобладанием возвышенностей и гор.
Влияние природных условий и ресурсов на размещение и развитие хозяйства в некоторых районах очень велико.
Введение………………………………………………………………………………………………....2
Население…………………………………………………………………………………………………3
Природные условия, влияющие на конфигурацию………………………………..7
транспортных путей
Транспорт района в дореволюционный период…………………………………….9
Развитие и размещение транспорта в послереволюционный период….11
Внутренние и внешние экономические связи……………………………………….. 15
Проблемы и пути развития транспорта…………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………………………………21
Список используемой литературы………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
«Экономическая география транспорта»
На тему: «Размещение транспорта Восточно – Сибирского района»
Исполнитель:
Руководитель:
Санкт-Петербург
План.
транспортных путей
Введение.
В состав Восточно - Сибирского района входят: Красноярский край, Иркутская и Читинская области, Республика Бурятия, Тувы, Хакасия.
Восточно – Сибирский экономический район располагается между реками Енисей и Лена, от побережья Северного Ледовитого океана до подножия гор Южной Сибири.
Восточно - Сибирский экономический район является гораздо менее хозяйственно освоенной из-за своего значительного удаления от наиболее развитых в экономическом отношении центральных районов страны, суровости климата, наличия торфяных болот, мерзлоты, тундр, тайги, а также преобладанием возвышенностей и гор.
Влияние природных условий и ресурсов на размещение и развитие хозяйства в некоторых районах очень велико.
Таким образом, себестоимость
продукции напрямую зависит от
степени суровости природных
условий. Наиболее удобной в
природно-климатическом
К отраслям рыночной специализации Восточно - Сибирского экономического района, определяющим его место в территориальном разделении труда, относятся угольная промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия (особенно производство алюминия), некоторые производства химической промышленности, лесная промышленность и пушной промысел.
Население.
Территория – 4.1 млн.кв. км
Население – 8.3 млн. чел. (по данным 2009 года)
Крупнейшие города: Красноярск, Иркутск, Чита, Норильск, Улан – Удэ.
Общая численность городского населения
71,5%. Наиболее урбанизированы Иркутская
обл. и Красноярский край. Сельское
население преобладает в
По площади Восточно – Сибирский экономический район уступает в России лишь Дальневосточному району.
Численность населения Восточно - Сибирского экономического района 2008 г.
Субъекты Федерации |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Восточно-Сибирский эк. район |
8424 |
8372 |
8336 |
8326 |
Республика Бурятия |
969 |
964 |
960 |
960 |
Республика Тыва |
308 |
309 |
309 |
312 |
Республика Хакасия |
541 |
538 |
537 |
537 |
Красноярский край |
2925 |
2906 |
2894 |
2890 |
Иркутская область |
2545 |
2527 |
2514 |
2508 |
Забайкальский край |
1136 |
1128 |
1122 |
1119 |
Увеличение населения
Устойчивый миграционный отток
населения можно объяснить
Русские составляют в населении преобладающее большинство. В районе живут также украинцы, белорусы, татары, немцы, евреи и представители других национальностей. Коренное население проживает преимущественно на территориях автономных образований.
Самые многочисленные из коренных народов Восточно – Сибирского экономического района - буряты, относящиеся к монгольской языковой группе. Они проживают в Республике Бурятия и на территории двух бывших автономных округов: Усть-Ордынского Бурятского и Ачинского Бурятского. К тюркской языковой группе относятся тувинцы (Республика Тыва), хакасы ( Республика Хакасия), долганы (Долгано-Ненецкий автономный округ). Ненцы, энцы, нганасаны, проживающие в низовьях р. Енисей и на Таймыре, относятся к самодийской группе народов уральской языковой семьи. Эвенки и эвены - народы тунгусо-маньчжурской языковой семьи.
В Восточно - Сибирском экономическом районе численность женщин на 536 тыс. человек превосходит мужчин. Населения трудоспособного возраста практически в 2 раза больше, чем населения моложе и старше трудоспособного возраста вместе взятых.
Население экономического района занято во всех сферах экономики, в том числе 14% населения занято в сфере оптовой и розничной торговли, 13% в обрабатывающей промышленности, 12% в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, 11% заняты в образовании, 10% в сфере транспорта и связи.
Численность безработных за период 1995 -2007 гг. уменьшилась с 427тыс. чел. до 391 тыс. чел. Уровень безработицы в 2007 г. колеблется от 6,9% (Республика Хакасия) до 17,1% (Республика Тыва), что в среднем по стране составляет 6,1%. В целом по экономическому району за период 1995-2007 гг. наблюдается увеличение числа занятых в экономике и сокращение уровня безработицы с 11,5% в 1995 г. до 10,5% в 2007 г.
Плотность населения Восточно - Сибирского экономического района на 2008 г.
Субъект Федерации |
Плотность населения, человек на 1 км2 |
Российская Федерация |
8,3 |
Республика Бурятия |
2,7 |
Республика Тыва |
1,9 |
Республика Хакасия |
8,7 |
Забайкальский край |
2,6 |
Красноярский край |
1,2 |
Иркутская область |
3,2 |
Наиболее удобном в природно-
Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей.
Климат Восточно – Сибирского экономического района континентальный, так как это связано со значительной удаленностью природного района от морей и океанов. Зимой происходит сильной выхолаживание территории (средняя температура января - 35, но бывают морозы и до -70). Мощность снегового покрова невелика, поэтому происходит сильное промерзание грунта. Для района характерен слой вечной мерзлоты. Строительные работы на Дальнем Севере по сравнению с Центральным районом страны обходятся дороже примерно в 3 раза, на Ближнем Севере - в 2,5 раза, на Юге – до 2 раз.
Восточно – Сибирской район беден на железные дороги. Основная причина этого заключается в слабой развитости промышленности Восточно - Сибирского экономического района и небольшом количестве природных ресурсов. На территории Среднесибирского плоскогорья нет ни одной железной дороги.
Во многом это определяется наличием
слоя вечной мерзлоты, не позволяющего
прокладывать железные дороги. Все
железнодорожные линии
Здесь рельеф (равнинные плоскогорья высотой до 1000 м над уровнем моря) позволяет беспрепятственно прокладывать железные дороги.
Большую часть Восточно – Сибирского экономического района занимает среднесибирское плоскогорье, в основании которого лежит древняя Сибирская платформа.
На большей территории
Высота Среднесибирского плоскогорья 500-700 м. Медленные колебания, которые совершала Сибирская платформа, привели к возникновению серии расколов земной коры. По ним разливалась лава, которая, разливаясь по поверхности, образовывала покровы базальтов (траппы, от швед. trapp- лестница). Эти покровы при врезании в них рек и выветривания образуют ступенчатые склоны Среднесибирского плоскогорья. Площадь, занятая этим слоем, огромна, а толщина его достигает сотен метров.
Крупнейшими реками района являются Енисей и Лена с притоками. Все реки этого района многоводны, их бассейны обширны. Многие из них порожисты.
Зимой крупные реки надолго покрываются льдом, а мелкие промерзают до дна. Восточно - Сибирский экономический район как бы ограничен с двух сторон руслами крупных рек: Енисей и Лена.
Изрезанность береговой линии этих рек местами довольно значительна. Кроме того, тот факт, что реки протекают среди горных возвышенностей, определяет местами обрывистость берегов. Однако, несмотря на это, речной транспорт играет важную роль в хозяйстве Восточно – Сибирского экономического района.
Течения рек имеют почти строго меридиональное направление (за исключением верховья Лены), что также очень удобно для использования речного транспорта в качестве связующего звена транспортной сети экономического района.
Транспорт района в дореволюционный период.
Огромные изменения в экономике всего Восточно – Сибирского района. В 1893-1899 гг. был сооружен участок Красноярск – Иркутск. Последний участок – Кругобайкальская дорога – был достроен в 1905 г. Это позволило организовать сквозное движение поездов до Владивостока. Рельсовый путь положил конец былой оторванности Восточно – Сибирского района от центра страны.
Резко увеличился приток переселенцев с запада. Все население Восточно – Сибирского экономического района за 1897-1917 гг. увеличилось более чем на 1 млн. человек и к 1917 г. достигло 3 млн. человек. Особенно быстро росло население городов и уездов, оказавшихся на железной дороге.
Большое влияние железная дорога оказала на торговлю. Прежде всего, вся русско-китайская торговля и перевозки товаров между Россией и Китаем стали осуществляться непосредственно по железной дороге через Маньчжурию.
Дешевый транспорт позволил увеличить ввоз из Центральной России фабрично-заводских товаров и вывоз сырья, вовлечь в Восточно – Сибирский экономический район в торговый оборот товары, ранее не вывозившиеся или вывозившиеся на небольшие расстояния (хлеб, кожа).
Железной дороге нужен был уголь, и в Восточно – Сибирском районе было разведано несколько угольных месторождений. Наиболее значительными были угольные разработки у села Черемхово, где добыча достигала 300-500 тыс. т угля в год и в ней было занято около 5 тыс. рабочих. Для нужд железной дороги велись заготовки лесоматериалов, лесопиление. Были построены железнодорожные мастерские, крупнейшие из них – Красноярские (2 тыс. рабочих) и Читинские (1,5 тыс. рабочих). Но железная дорога, вызвав к жизни ряд отраслей, в то же время затормозила развитие или даже полностью уничтожила некоторые предприятия.
Для XVI-XVII вв. характерно освоение речных путей, по которым шло проникновение в регион русских.
Информация о работе Размещение транспорта Восточно – Сибирского района