Размещение транспорта Восточно – Сибирского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Восточно – Сибирский экономический район располагается между реками Енисей и Лена, от побережья Северного Ледовитого океана до подножия гор Южной Сибири.
Восточно - Сибирский экономический район является гораздо менее хозяйственно освоенной из-за своего значительного удаления от наиболее развитых в экономическом отношении центральных районов страны, суровости климата, наличия торфяных болот, мерзлоты, тундр, тайги, а также преобладанием возвышенностей и гор.
Влияние природных условий и ресурсов на размещение и развитие хозяйства в некоторых районах очень велико.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………....2
Население…………………………………………………………………………………………………3
Природные условия, влияющие на конфигурацию………………………………..7
транспортных путей
Транспорт района в дореволюционный период…………………………………….9
Развитие и размещение транспорта в послереволюционный период….11
Внутренние и внешние экономические связи……………………………………….. 15
Проблемы и пути развития транспорта…………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………………………………21
Список используемой литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач (География).docx

— 116.35 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине:

«Экономическая география транспорта»

На тему: «Размещение транспорта Восточно – Сибирского района»

 

 

 

Исполнитель:

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

План.

  1. Введение………………………………………………………………………………………………....2
  2. Население…………………………………………………………………………………………………3
  3. Природные условия, влияющие на конфигурацию………………………………..7

транспортных путей

  1. Транспорт района в дореволюционный период…………………………………….9
  2. Развитие и размещение транспорта в послереволюционный период….11
  3. Внутренние и внешние экономические связи……………………………………….. 15
  4. Проблемы и пути развития транспорта…………………………………………………..18
  5. Заключение………………………………………………………………………………………………21
  6. Список используемой литературы…………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В состав Восточно - Сибирского района входят: Красноярский край, Иркутская  и Читинская области, Республика Бурятия, Тувы, Хакасия.

Восточно – Сибирский экономический район располагается между реками Енисей и Лена, от побережья Северного Ледовитого океана до подножия гор Южной Сибири.

Восточно - Сибирский экономический  район является гораздо менее хозяйственно освоенной из-за своего значительного удаления от наиболее развитых в экономическом отношении центральных районов страны, суровости климата, наличия торфяных болот, мерзлоты, тундр, тайги, а также преобладанием возвышенностей и гор.

Влияние природных условий и  ресурсов на размещение и развитие хозяйства в некоторых районах  очень велико.

 Таким образом, себестоимость  продукции напрямую зависит от  степени суровости природных  условий. Наиболее удобной в  природно-климатическом отношении  считается юго-западная часть.  Поэтому здесь сосредоточена  основная масса населения, крупнейшие  промышленные центры, наиболее развиты  транспортные связи.

К отраслям рыночной специализации  Восточно - Сибирского экономического района, определяющим его место в территориальном разделении труда, относятся угольная промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия (особенно производство алюминия), некоторые производства химической промышленности, лесная промышленность и пушной промысел.

 

 

Население.

Территория – 4.1 млн.кв. км

Население – 8.3 млн. чел. (по данным 2009 года)

Крупнейшие города: Красноярск, Иркутск, Чита, Норильск, Улан – Удэ.

Общая численность  городского населения 71,5%. Наиболее урбанизированы Иркутская  обл. и Красноярский край. Сельское население преобладает в автономных округах: в Бурятском Усть-Ордынском  округе вообще нет городского населения, в Бурятском Агинском округе его  только 32%, а в Эвенкийском — 29% .

По площади  Восточно – Сибирский  экономический район уступает в России  лишь Дальневосточному району.

Численность населения Восточно - Сибирского экономического района 2008 г.

Субъекты Федерации

 

2005

 

2006

 

2007

 

2008

Восточно-Сибирский эк. район

 

8424

 

8372

 

8336

 

8326

Республика Бурятия

 

969

 

964

 

960

 

960

Республика Тыва

 

308

 

309

 

309

 

312

Республика Хакасия

 

541

 

538

 

537

 

537

Красноярский край

 

2925

 

2906

 

2894

 

2890

Иркутская область

 

2545

 

2527

 

2514

 

2508

Забайкальский край

 

1136

 

1128

 

1122

 

1119


 

Увеличение населения происходило  все годы благодаря естественному  приросту. Несмотря на большой приток населения, вызванный масштабным строительством, отток был все же больше, что  хорошо видно из таблицы выше.

Устойчивый миграционный отток  населения можно объяснить суровыми природными условиями, невысоким уровнем  обеспеченности жильем, его низким качеством, плохим культурным и бытовым  обслуживанием. Поэтому, несмотря на переселение сюда из европейской части страны многих тысяч людей, особенно молодежи, приживаемость в районе была невысокой. В последние годы к числу факторов, вызывающих отток населения, добавились экономическая нестабильность, рост безработицы. Сибирь утратила привлекательность как район интересных и высокооплачиваемых мест приложения труда.

Русские  составляют в населении  преобладающее большинство. В районе живут также украинцы, белорусы, татары, немцы, евреи и представители  других национальностей. Коренное население  проживает преимущественно на территориях  автономных образований.

Самые многочисленные из коренных народов  Восточно – Сибирского экономического района - буряты, относящиеся к монгольской языковой группе. Они проживают в Республике Бурятия и на территории двух бывших автономных округов: Усть-Ордынского Бурятского и Ачинского Бурятского. К тюркской языковой группе относятся тувинцы (Республика Тыва), хакасы ( Республика Хакасия), долганы (Долгано-Ненецкий автономный округ). Ненцы, энцы, нганасаны, проживающие в низовьях р. Енисей и на Таймыре, относятся к самодийской группе народов уральской языковой семьи. Эвенки и эвены - народы тунгусо-маньчжурской языковой семьи.

В Восточно - Сибирском экономическом районе численность женщин на 536 тыс. человек превосходит мужчин. Населения трудоспособного возраста практически в 2 раза больше, чем населения моложе и старше трудоспособного возраста вместе взятых.

Население экономического района занято во всех сферах экономики, в том числе 14% населения занято в сфере оптовой и розничной торговли, 13% в обрабатывающей промышленности, 12% в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, 11% заняты в образовании, 10% в сфере транспорта и связи.

Численность безработных за период 1995 -2007 гг. уменьшилась с 427тыс. чел. до 391 тыс. чел. Уровень безработицы в 2007 г. колеблется от 6,9% (Республика Хакасия) до 17,1% (Республика Тыва), что в среднем по стране составляет 6,1%. В целом по экономическому району за период 1995-2007 гг. наблюдается увеличение числа занятых в экономике и сокращение уровня безработицы с 11,5% в 1995 г. до 10,5% в 2007 г.

Плотность населения Восточно - Сибирского экономического района на 2008 г.

Субъект Федерации

Плотность

населения,

человек на 1 км2

Российская Федерация

8,3

Республика Бурятия

2,7

Республика Тыва

1,9

Республика Хакасия

8,7

Забайкальский край

2,6

Красноярский край

1,2

Иркутская область

3,2


 

Наиболее удобном в природно-климатическом  отношении считается юго-западная часть Восточно – Сибирского района. Поэтому здесь сосредоточены основная масса населения, крупнейшие промышленные центры, наиболее развиты транспортные связи. Самая высокая плотность населения в Республике Хакасия (8,7чел.\км2), а наиболее низкая в Красноярском крае. В общем, по экономическому району наблюдается низкая плотность населения. Средняя плотность населения района равна 3,3 чел.\1 км2, что по Российской Федерации составляет 8,3 чел.\1 км2.

 

 

 

 

 

 

Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей.

Климат Восточно – Сибирского экономического района континентальный, так как это связано со значительной удаленностью природного района от морей и океанов. Зимой происходит сильной выхолаживание территории (средняя температура января - 35, но бывают морозы и до -70).  Мощность снегового покрова невелика, поэтому происходит сильное промерзание грунта.  Для района характерен слой вечной мерзлоты. Строительные работы на Дальнем Севере по сравнению с Центральным районом страны обходятся дороже примерно в 3 раза, на Ближнем Севере - в 2,5 раза, на Юге – до 2 раз.

Восточно – Сибирской район беден на железные дороги. Основная причина этого заключается в слабой развитости промышленности Восточно - Сибирского экономического района и небольшом количестве природных ресурсов. На территории Среднесибирского плоскогорья нет ни одной железной дороги.

Во многом это определяется наличием слоя вечной мерзлоты, не позволяющего прокладывать железные дороги. Все  железнодорожные линии расположены  на юго-западе, в месте скопления  природных ресурсов.

Здесь рельеф (равнинные плоскогорья  высотой до 1000 м над уровнем  моря) позволяет беспрепятственно прокладывать железные дороги.

Большую часть Восточно – Сибирского экономического района занимает среднесибирское плоскогорье, в основании которого лежит древняя Сибирская платформа.

 На большей территории фундамент  платформы погребен под мощным  чехлом осадочных горных пород.  Только в районах Енисейского  кряжа и Анабарского плато  он выходит на поверхность,  образуя щиты.

Высота Среднесибирского плоскогорья 500-700 м. Медленные колебания, которые  совершала Сибирская платформа, привели к возникновению серии  расколов земной коры. По ним разливалась  лава, которая, разливаясь по поверхности, образовывала покровы базальтов (траппы, от швед. trapp- лестница). Эти покровы при врезании в них рек и выветривания образуют ступенчатые склоны Среднесибирского плоскогорья. Площадь, занятая этим слоем, огромна, а толщина его достигает сотен метров.

Крупнейшими реками района являются Енисей и Лена с притоками. Все реки этого района многоводны, их бассейны обширны. Многие из них порожисты.

Зимой крупные реки надолго покрываются  льдом,  а мелкие промерзают до дна. Восточно - Сибирский экономический  район как бы ограничен с двух сторон руслами крупных рек: Енисей и Лена.

Изрезанность береговой линии  этих рек местами довольно значительна. Кроме того, тот факт, что реки протекают среди горных возвышенностей, определяет местами обрывистость берегов. Однако, несмотря на это, речной транспорт  играет важную роль в хозяйстве Восточно – Сибирского экономического района.

Течения рек имеют почти строго меридиональное направление (за исключением верховья Лены), что также очень удобно для использования речного транспорта в качестве связующего звена транспортной сети экономического района.

 

 

 

 

 

Транспорт района в  дореволюционный период.

Огромные изменения в экономике всего Восточно – Сибирского района. В 1893-1899 гг. был сооружен участок Красноярск – Иркутск. Последний участок – Кругобайкальская дорога – был достроен в 1905 г. Это позволило организовать сквозное движение поездов до Владивостока. Рельсовый путь положил конец былой оторванности Восточно – Сибирского района от центра страны.

Резко увеличился приток переселенцев с запада. Все население Восточно – Сибирского экономического района за 1897-1917 гг. увеличилось более чем на 1 млн. человек и к 1917 г. достигло 3 млн. человек. Особенно быстро росло население городов и уездов, оказавшихся на железной дороге.

Большое влияние железная дорога оказала  на торговлю. Прежде всего, вся русско-китайская  торговля и перевозки товаров  между Россией и Китаем стали  осуществляться непосредственно по железной дороге через Маньчжурию.

Дешевый транспорт позволил увеличить  ввоз из Центральной России фабрично-заводских  товаров и вывоз сырья, вовлечь  в Восточно – Сибирский экономический район в торговый оборот товары, ранее не вывозившиеся или вывозившиеся на небольшие расстояния (хлеб, кожа).

Железной дороге нужен был уголь, и в Восточно – Сибирском районе было разведано несколько угольных месторождений. Наиболее значительными были угольные разработки у села Черемхово, где добыча достигала 300-500 тыс. т угля в год и в ней было занято около 5 тыс. рабочих. Для нужд железной дороги велись заготовки лесоматериалов, лесопиление. Были построены железнодорожные мастерские, крупнейшие из них – Красноярские (2 тыс. рабочих) и Читинские (1,5 тыс. рабочих). Но железная дорога, вызвав к жизни ряд отраслей, в то же время затормозила развитие или даже полностью уничтожила некоторые предприятия.

Для XVI-XVII вв. характерно освоение речных путей, по которым шло проникновение в регион русских.

Информация о работе Размещение транспорта Восточно – Сибирского района