Свободные экономические зоны: структура и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся, причем как в России ,таки в других странах.
К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся изучение сущности и типов свободных экономических зон, а так же анализ опыта стран, в которых функционируют СЭЗ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Свободные экономические зоны
1. 1.Структура СЭЗ
1. 2. Особенности функционирования СЭ
1.3. Законодательство регулирующее СЭЗ
ГЛАВА 2. Современное состояние СЭЗ России
2.1. СЭЗ и проблемы их функционирования в РФ
2.2. Перспективы развития СЭЗ в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

эконом.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»


ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Экономический факультет 

 

Кафедра экономики и финансов 

 

 

 

 

 

Свободные экономические  зоны: структура и особенности  функционирования  

 

Курсовая работа

по дисциплине «Мировая экономика»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 

             ГЛАВА 1. Свободные экономические зоны

                       1. 1.Структура СЭЗ

                       1. 2. Особенности функционирования СЭ

                     1.3. Законодательство  регулирующее СЭЗ

            ГЛАВА 2. Современное состояние СЭЗ России

                       2.1.   СЭЗ  и проблемы их функционирования в РФ

                       2.2.    Перспективы развития СЭЗ в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И

ЛИТЕРАТУРЫ 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Осо́бая, cвобо́дная  или, как ее еще называют, специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон  — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. [16.]

    В настоящее  время свободные экономические  зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику, и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов. Именно поэтому тема «Свободные экономические зоны: структура и особенности функционирования» является довольно актуальной и требует углубленного изучения.

Создание свободных  экономических зон – важное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, направленное на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами.

Задача данного исследования заключается в оценке структуры свободных экономических зон, а так же в изучении особенностей и проблем их функционирования, как в Российской Федерации, так и других странах мира.

В мировой практике существует множество разновидностей свободных  экономических зон. В зависимости  от поставленных задач они могут  быть ориентированы на расширение экспортного  производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том  числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.

Свободные экономические  зоны существуют более чем в 120 странах мира, стимулируя в этих странах рост экспорта и занятости населения. По оценкам специалистов, к 2020г. на свободные экономические зоны будет приходиться от 20 до 25% мирового товарооборота. Их роль в мировой экономики постоянно растет и укрепляется.

Объект курсовой работы – свободные (особые) экономические  зоны России и других стран мира, как важный экономический институт интеграции национальной экономики в мировую.

Предмет - экономические отношения производства и распределения товаров между хозяйствующими субъектами, различных организационно – правовых форм.

Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся, причем как в России ,таки в других странах.

К задачам, решаемым для  достижения поставленной цели, относятся изучение сущности и типов свободных экономических зон, а так же анализ опыта стран, в которых функционируют СЭЗ.

При написании работы были использованы материалы учебной  и периодической экономической  литературы, монографии и научные статьи отечественных и зарубежных авторов, законодательные акты, материалы Интернет-ресурса.

Работа состоит из введения; двух глав, состоящих из параграфов; заключения; списка использованных источников и приложения. Первая глава раскрывает теоретические аспекты СЭЗ, во второй главе представлены проблемы СЭЗ на современном этапе развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

    1. Структура СЭЗ

 

 

          В последние десятилетия получила распространение новая форма внешнеэкономических отношений в виде создания на территории страны свободных экономических зон.

          Существует множество определений понятия «СЭЗ». В законодательстве таможенного союза: Свободная (специальная, особая) экономическая зона - часть территории государства - члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. [15.]

            Современная история зон свободного предпринимательства началась в конце 1950-х гг., когда правительство Ирландии объявило о создании в международном аэропорту Шэннон, расположенном на западе острова, в устье одноименной реки, зоны свободной торговли, в которой иностранным бизнесменам разрешалось строить предприятия. Благодаря удобствам транспортно-географического положения находящегося на трансатлантическом воздушном пути аэропорта и представлению целого ряда льгот для инвесторов эта зона довольно быстро достигла успехов. 
Особенно много СЭЗ возникло в 1970-е гг. как в развитых, так и в развивающихся странах. Вначале 1980-х гг. СЭЗ появились и в бывших социалистических странах Восточной Европы.

              Преимущественно это были зоны свободной торговли, главной целью создания которых стало стимулирование экспорта товаров и услуг и развитие транзитной торговли. В 1980 гг. в Китае было принято решение по созданию четырех специальных экономических зон на юго-востоке страны; а позднее такой зоной был объявлен остров Хайнань. 
              Что касаемо России, то там к 1993 году было сформировано 10 свободных зон: Санкт-Петербургская, Новгородская, Находка, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Технополис «Зеленоград», Кемеровской области, «Янтарь», Читинской области, «Алтай».

           В настоящее время общее количество СЭЗ в мире составляет, по разным оценкам, от нескольких сот до двух тысяч. Через них проходит 1/10 мирового торгового оборота, в них работает более 3 млн. человек. СЭЗ стран мира имеют различные названия и выполняют похожие, но все-таки разные функции. [9.]

              Разнобой количественных оценок  объясняется в первую очередь  тем, что само понятие свободной экономической зоны ни в отечественной, ни в зарубежной литературе абсолютно четко еще не сформулировано. [12.]

Правительства различных  стран, создавая свободные экономические зоны, преследуют самые разнообразные цели. К таковым относятся: активизация деятельности предприятий, расположенных на их территории; модернизация промышленности; насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами; развитие внешнеэкономических связей; расширение экспорта и импорта; привлечение иностранных инвестиций, освоение новых технологий; развитие экономически отсталых районов; повышение квалификации рабочей силы и т. п. [13.]

Рассматривая свободные  экономические зоны как важную составную  часть современной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функционирования СЭЗ во многих странах мира свидетельствует об их ограниченном влиянии на развитие национальной экономики и использовании их в достаточно жестко запрограммированном направлении. Как отмечалось выше, в промышленно развитых странах свободные экономические зоны представляют собой инструменты урегулирования некоторых проблем региональной политики (подъем депрессивных отраслей, выравнивание межрегиональных различий и др.), а также стимулирования внешнеторговых связей. [7.]

В зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности, целей создания зон и характера предоставления свободы различают следующие зоны: свободные таможенные территории; экспортные промышленные зоны; зоны свободной торговли; зоны совместного предпринимательства; свободные «открытые» зоны; технологические зоны; комплексные зоны. [7.]

Свободные таможенные территории характеризуются тем, что они  освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Экспортные промышленные зоны изначально создаются для развития в них промышленности, которая, следовательно, производит продукцию на экспорт. Зоны свободной торговли характеризуются снятием всех ограничений на торговлю. Зоны совместного предпринимательства предназначены для осуществления бизнеса с участием предпринимателей из разных стран. Так называемые открытые зоны характеризуются высокой степенью доступа в них граждан других стран для ведения экономической деятельности. Технологические зоны ставят своей целью развитие прогрессивных технологий. Комплексные зоны сочетают свойства выше перечисленных зон.

          По функциям можно выделить следующие свободные экономические зоны: зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.); промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы; технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы; туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктурытуризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма; сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками); комплексные зоны-зоны, которые представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района (это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии) .

      По степени интеграции в экономику выделяют зоны, интегрированные в национальную экономику,  и анклавные (экспортно-ориентированные) зоны. В анклавных зонах производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна. Интегрированные зоны ориентированы на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, улучшение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.

По системам льгот зоны могут быть: налоговые, таможенные, финансовые и административные. 

Налоговые: налоговые  «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %) .

Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны. Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию. Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений. Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

      Сравнительно недавно стали возникать также международные СЭЗ. Такие зоны, как правило,  создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств. Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган. [8.]

            Можно сделать вывод, что смысл СЭЗ решается совокупностью решаемых задач, а не преференциальным, льготным механизмом функционирования, что нередко выдвигается как основной аргумент необходимости их создания. Последнее – средство, а не цель. Свободные экономические зоны призваны способствовать ускорению экономического роста, эффективному встраиванию национальной экономики в мировое хозяйство. [14, c.28]

 

    1. Особенности функционирования СЭЗ

Информация о работе Свободные экономические зоны: структура и особенности функционирования