Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:06, контрольная работа
Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что машиностроение:
- создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и, тем самым, создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
- является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;
Введение.
I. Структура машиностроения.
II. Место машиностроения в народном хозяйстве.
III. Экономика размещения предприятий.
IV. Концентрация производства.
V. Машиностроение в Республике Татарстан.
VI. Перспективы развития машиностроения.
Заключение.
Список литературы.
В Сибири и на Дальнем востоке
отрасль представлена в основном
предприятиями
Машиностроение России территориально слабо ориентировано на потребителя. Подавляющая часть продукции, производимой в восточных районах, вывозится в европейскую часть страны. Потребности Сибири и Дальнего Востока в машинах и оборудовании на 70 — 90% удовлетворяются за счет поставок из западных районов и импорта.
Размещение предприятий
Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию, создающим новые возможности для размещения производства. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышает технический уровень. В отрасли широко распространена предметная (выпуск определенных конечных видов продукции - машин, оборудования), технологическая (производство литья, заготовок) и подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций) специализация. Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др. Кооперировать следует предприятия, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. Особое значение при этом имеет кооперирование внутри одного экономического района, что сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Кооперирование в противоположность специализации интегрирует размещение взаимодействующих между собой предприятий. На этой основе возникают машиностроительные комплексы, где различные заводы связаны совместным выпуском готовой продукции. Расширение сферы кооперирования в машиностроении приводит к увеличению числа предприятий-смежников, обеспечивающих работу головного завода.
Размещение предприятий
Машиностроение, как крупный потребитель металла, имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.
Отрасли машиностроения, производящие
малотранспортабельную
Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Вопросы специализации и концентрации машиностроительного производства в значительной степени решаются в зависимости от транспортных возможностей и величины транспортных затрат. При формировании машиностроительных комплексов добиваются сокращения транспортных затрат и дальности перевозок.
Следует также учитывать влияние на географическое размещение машиностроительных предприятий энергоемкости и фондоемкости производства.
Факторы и особенности размещения отраслей общего машиностроения.
Технико-экономические
Несмотря на множество факторов, влияющих на размещение предприятий общего машиностроения, их можно систематизировать и в зависимости от важности сгруппировать в соответствующие группы.
Размещаемая отрасль должна
рассматриваться как составная
часть всего хозяйственного территориально-
Размещение отрасли
При экономическом обосновании размещения предприятий общего машиностроения в том или ином экономическом районе следует учитывать конкретные условия снабжения их топливом, энергией, водой, основными материалами, полуфабрикатами, наличие квалифицированной рабочей силы, мощностей строительных организаций и баз строительной индустрии и т. д. Кроме того, следует учитывать и специализацию хозяйств экономических районов, и в какой мере с народнохозяйственной точки зрения целесообразно размещать это производство в данном районе. При этом надо помнить о необходимости комплексного развития хозяйства района и совершенствовании его отраслевой структуры, о влиянии на размещение внутрирайонных связей, специализации и кооперации производства.
Для того, чтобы не было чрезмерной концентрации промышленности в крупных городах, следует исключить возможность строительства в этих городах новых и расширения действующих предприятий. Действующие предприятия в таких городах должны развиваться с учетом более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей и полного удовлетворения градостроительных и экологических требований, без увеличения численности работающих, производственных площадей и заводской территории.
В городах с напряженным водохозяйственным балансом и сложными условиями очистки сточных вод и отведения промышленных стоков техническое перевооружение и реконструкция предприятий не должны сопровождаться существенным увеличением водопотребления и водоотведения.
В городах с неудовлетворительным состоянием охраны окружающей среды допустима реконструкция предприятий только при условии устранения загрязнения окружающей среды.
В районах с недостаточными
трудовыми ресурсами должны развиваться
в первую очередь
Таким образом, технико-экономическое обоснование размещения предприятий общего машиностроения требует учета многих факторов.
Для решения вопросов размещения
производства необходим определенный
круг информации, содержащей сведения
о размещаемом производстве, условиях
его территориальной
* внутрипроизводственные
факторы, связанные
* внепроизводственные факторы, связанные с экономическими и природными условиями в районах размещения машиностроительных предприятий;
* отраслевые особенности
машиностроительных
* факторы социального характера.
Внутрипроизводственные факторы определяют характер и результаты деятельности предприятий общего машиностроения и представляют собой совокупность необходимых условий и средств на предприятии для изготовления данного вида продукции, способствующих достижению определенного уровня технико-экономических показателей производства: характер используемых для производства продукции техники и технологических процессов, уровень и формы организации производства, степень загрузки основного технологического оборудования и т. д.
При планировании размещения не безразлично, каким способом, какими техническими средствами и на основе каких процессов будет организовано намечаемое к размещению производство. Это важно, потому что фактор технической оснащенности производства вместе с уровнем развития специализации, концентрации и кооперирования, а также другими организационными моментами существенно влияет не на удельные нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии и труда на предприятиях общего машиностроения, но и на объемы выпуска продукции, что в совокупности с другими факторами определяет и размещение предприятий.
Исследование
Все это говорит о том, что техническая база размещаемого производства должна иметь научное обоснование и строиться на передовых методах и средствах организации труда, в противном случае производные от нее технико-экономические параметры производства (энерго - и электровооруженность, трудоемкость, топливоемкость и др.) могут быть определены неправильно, что, в свою очередь, приведет к ошибкам и в его территориальной организации.
Под внепроизводственными
факторами следует понимать совокупность
природных и экономических