Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:42, курсовая работа
В современном мире сельское хозяйство как и многие другие производства не может развиваться и функционировать отдельно от национальной экономики. Сейчас его основа это межотраслевая производственная кооперация. Это когда одни сопряженные отрасли экономики поставляют и создают средства и условия производства, другие перерабатывают сырье и готовые продукты доводят до потребителей.
Введение……………………………………………………………………………….5
АПК………………………………………………………………………………6-11
АПК: понятие, структура, значение………………………………............6-7
Современное состояние и проблемы АПК……………………….................8
Краткий анализ состояния АПК………………………………………….9-11
2. Варианты решения проблем, перспективы развития АПК……………12-41
Обозначение проблемы………………………………………………….12-14
Определение вариантов решения………………………………………..15-18
Государственная программа……………………………………………..19-38
2.3.1 Государственная программа развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы………………………………………19-22
2.3.1.1 Общая характеристика сферы реализации Государственной
программы, основные проблемы и прогноз развития АПК
на период до 2020 года……………………………………………………..19-22
2.3.1.2 Общая характеристика состояния и основные проблемы
развития АПК…………………………………………………………………..22
2.3.1.3 Прогноз развития АПК на период до 2020 года……………… 23-24
2.3.1.4 Приоритетная государственная политика в сфере реализации
Государственной программы………………………………………………….24
2.3.1.5 Цели и задачи реализации Государственной программы………….25
2.3.1.6 Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач
Государственной программы………………………………………………25-26
2.3.1.7 Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы
реализации Государственной программы……………………………………26
2.3.1.8 Сроки и этапы реализации Государственной программы………26-27
2.3.1.9 Характеристика основных мероприятий и подпрограмм, федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу……..27-32
2.3.1.10 Обобщенная характеристика мер государственного
регулирования…………………………………………………………………...32
2.3.1.11 Прогноз сводных показателей реализации
Государственной программы………………………………………………….33
2.3.1.12 Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации……………………………………………33
2.3.1.13 Участие государственных корпораций, акционерных обществ
с государственным участием в реализации Государственной программы………………………………………………………………………34
2.3.1.14 Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав
Государственной программы реализуемых федеральных целевых
программ…………………………………………………………………………34
2.3.1.15 Объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации
Государственной программы…………………………………………………34-35
2.3.1.16 Риски реализации Государственной программы и меры
по управлению этими рисками……………………………………………...35-36
2.3.1.17 Методика оценки эффективности Государственной программы…………………………………………………………………..36-38
Перспективы развития АПК……………………………………………...39-41
Заключение…………………………………………………………………………...42
Список используемой литературы………………………………………………..43
-Росагролизинг;
-Россельхозбанк;
-Объединенная зерновая компания.
2.3.1.14 Обоснование выделения подпрограмм
и включения в состав
Государственной программы реализуемых
федеральных целевых
программ
Представленный перечень подпрограмм определен в целях увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и достижения показателей Доктрины продовольственной безопасности по тем направлениям сельскохозяйственного производства, по которым рентабельность не достаточна для их самостоятельного эффективного развития.
За счет средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на цели поддержки определенных подотраслей сельского хозяйства, предполагается снизить затраты и повысить уровень рентабельности, что позволит ежегодно увеличивать объемы производимой продукции, наращивать производство, вытеснять экспортную продукцию и формировать благоприятную среду для привлечения инвесторов.
Осуществление государственной
поддержки для целей
Структура и перечень
подпрограмм, а также включённых
в Государственную программу
федеральных целевых программ, соответствует
принципам программно-целевого управления
экономикой, охватывает все основные
сферы агропромышленного
Состав подпрограмм и федеральных целевых программ рассчитан на комплексное развитие агропромышленного комплекса и его основных сфер, получение высокого синергетического эффекта в целом по экономике страны.
2.3.1.15 Объемы финансовых ресурсов,
необходимые для реализации
Государственной программы
Общий объем финансирования
мероприятий Государственной
2013 г. |
189 229 107,51 |
тыс. руб. |
2014 г. |
221 257 793,30 |
тыс. руб. |
2015 г. |
240 069 518,21 |
тыс. руб. |
2016 г. |
254 148 824,58 |
тыс. руб. |
2017 г. |
271 121 839,50 |
тыс. руб. |
2018 г. |
290 294 199,07 |
тыс. руб. |
2019 г. |
311 778 479,25 |
тыс. руб. |
2020 г. |
335 173 176,20 |
тыс. руб. |
Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из средств
консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации составляет
2 375 149 585,03 тыс. руб., из средств внебюджетных
источников –
2 279 092 257,54 тыс. руб.
По отдельным подпрограммам
и федеральным целевым программ
2.3.1.16 Риски реализации Государственной
программы и меры
по управлению этими рисками
При реализации целей
и задач Государственной
К рискам относятся:
-макроэкономические факторы, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;
-внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;
-природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, росту импорта продовольственных товаров.
Управление рисками реализации Государственной программы будут осуществляться на основе:
-использования мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ);
-проведения мониторинга угроз и рисков развитию АПК и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления АПК;
-подготовки и представления в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» (от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ) ежегодно в Правительство Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации Национального доклада о ходе и результатах реализации Государственной программы, в котором при необходимости могут вноситься предложения о корректировке Государственной программы.
2.3.1.17 Методика оценки эффективности Государственной программы
Эффективность реализации Государственной программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Индексы валовой продукции
сельского хозяйства и
Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчёта динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом.
Показатели подпрограмм и федеральных целевых программ предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса.
Министерство сельского
хозяйства Российской Федерации
совместно с Федеральной
Для повышения эффективности
использования средств
Соглашением предусматриваются
следующие обязательства
- обязательство представлять в Минсельхоз России утвержденные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, определяющие порядок и условия предоставления средств государственной поддержки получателям;
- обязательство еженедельно представлять в Минсельхоз России информацию о доведении средств государственной поддержки до получателей;
- обязательство по
подготовке и утверждению
Оценка эффективности выполнения показателей Государственной программы производится на основе представляемой ежеквартально субъектами Российской Федерации информации о выполнении соответствующих индикаторов и количественных показателей, определенных в утверждаемым Минсельхозом России "паспорте региона".
Минсельхозом России осуществляется еженедельный мониторинг за использованием субъектами Российской Федерации средств федерального бюджета, выделяемых на цели государственной поддержки. Приказами Минсельхоза России определены формы, сроки и порядок предоставления субъектами Российской Федерации отчетности по всем направлениям государственной поддержки.
Органы управления АПК субъектов Российской Федерации, уполномоченные на взаимодействие с Минсельхозом России (далее – уполномоченные органы) предоставляют по установленной форме необходимые для проведения анализа данные, на основании которых, в случае выявления отклонения от взятых на себя субъектом Российской Федерации обязательств проводится работа по определению причин невыполнения.
В случае если в отчетном финансовом году субъектом Российской Федерации не достигнуты установленные соглашением о предоставлении субсидии значения целевых показателей использования субсидий, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации принимает решение о сокращении размера предоставляемых субсидий на год, следующий за отчетным финансовым годом.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации (выборочно) не реже одного раза в три года и в заключительный год реализации Государственной программы проводит выборочное обследование сельскохозяйственных и других товаропроизводителей агропромышленного комплекса, хозяйств населения по вопросам реализации Государственной программы.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно в срок до 15 мая готовит Национальный доклад о ходе и результатах реализации Государственной программы (далее – Национальный доклад). В Национальном докладе дается оценка хода реализации Государственной программы в целом, по ее подпрограммам и вошедшим в неё федеральным целевым программам за прошедший год, а по наиболее значимым показателям (индикаторам) – нарастающим итогом. По каждой подпрограмме, федеральной целевой программе анализируется выполнение намеченных задач, достижение предусмотренных в них показателей (индикаторов), эффективность использования бюджетных средств.
Национальный доклад представляется в установленном порядке в Правительство Российской Федерации и после его утверждения направляется в Федеральное Собрание Российской Федерации, публикуется в средствах массовой информации и размещается на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным
законом «О развитии сельского хозяйства»
Министерством сельского
Заключение экспертной комиссии направляется одновременно с Национальным докладом в органы государственной власти Российской Федерации, публикуется в средствах массовой информации и размещается на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. [1]
2.4. Перспективы развития АПК
Учитывая, что российский агропромышленный комплекс с 2013 года начал функционировать в рамках ВТО, Госпрограммой предусмотрены меры по его адаптации к условиям Всемирной торговой организации. Министр сельского хозяйства России Н. Федоров отметил, что аграрную политику в условиях адаптации к вступлению в ВТО нужно начинать с создания человеческих условий для жизни и работы в сельской местности. Именно сейчас необходимо подготовить достойные ответы на вызовы времени, найти прорывные решения, позволяющие минимизировать трудности перехода к новому этапу. И особенно важно сегодня поддержать агропромышленный комплекс страны, уделить особое внимание социальному развитию села.
Среди основных направлений адаптации российского агарного сектора к условиям ВТО можно выделить:
- принятие и реализацию
Государственной программы
- своевременный мониторинг
рынков для вычисления объемов
и стоимостных показателей
- совершенствование
- принятие мер по модернизации и развитию АПК.