Валютный кризис в России в 1998 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть предпосылки кризиса 17 августа 1998 г. в РФ. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
– определить состояние экономики на протяжении 1992–1998 гг.;
– рассмотреть причины произошедшего кризиса;
– обозначить последствия дефолта 1998 г. для экономики России.

Содержание

Введение
Глава 1. Характерные особенности экономической системы РФ в 1992–1998 гг……………………………………………………………………………...5
1.1 Анализ системообразующих тенденций российской экономики 90-х гг. XX в…………………………………………………………………………….5
1.2 Общая хронология событий, предшествующих кризису 1998 г…..11
Глава 2. Причины экономического кризиса 17 августа 1998 г……………….15
2.1 Анализ денежно-кредитной политики российского правительства накануне дефолта 1998 г………………………………………………………...15
2.2 Непосредственные причины кризиса 1998 г………………………..18
Глава 3. Последствия экономического кризиса 1998 г……………………….23
3.1 Анализ решений Временной комиссии Совета Федерации, принятых в результате расследования причин кризиса………………………23
3.2 Социально-экономические последствия кризиса 1998 г…………..25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………..….32

Вложенные файлы: 1 файл

Куровая но ВТР.doc

— 542.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Восточно-Сибирский государственный  университет технологии и управления

 

Кафедра: «Таможенное дело и международное  право»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Валютное регулирование»

 

на тему: Валютный кризис в России в 1998 г.

 

 

 

                                                                                                    Выполнил: студент __ курса __

 

                                                                                                Проверил: Кубрикова Ю.А

                                                                                                      ________ «____»_____2013 г.

                                                                                                    _______ «____»______2013 г.

 

Улан-Удэ, 2013 г.

 

Содержание

Введение

Глава 1. Характерные особенности экономической системы РФ в 1992–1998 гг……………………………………………………………………………...5

1.1 Анализ системообразующих тенденций российской экономики 90-х гг. XX в…………………………………………………………………………….5

1.2 Общая хронология  событий, предшествующих кризису  1998 г…..11

Глава 2. Причины экономического кризиса 17 августа 1998 г……………….15

2.1 Анализ денежно-кредитной политики российского правительства накануне дефолта 1998 г………………………………………………………...15

2.2 Непосредственные причины  кризиса 1998 г………………………..18

Глава  3. Последствия экономического кризиса 1998 г……………………….23

3.1 Анализ решений Временной  комиссии Совета Федерации, принятых в результате расследования причин кризиса………………………23

           3.2 Социально-экономические последствия кризиса 1998 г…………..25

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы…………………………………………………………..….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Последнее десятилетие  прошлого века характеризуется многочисленными переломными моментами в истории нашей страны, которая переживала в то время крах советской системы управления и хозяйствования, что требовало от руководства государства решительных, но осторожных и взвешенных решений в части урегулирования проблемных ситуаций. Данный этап также прошел под знаком разнообразных реформ общественной, политической и экономической сфер, призванных к одной цели – формирование принципиально нового общества и государства в рамках неолиберальной модели экономики с присущими ей свободным рынком, конкуренцией и многообразием форм собственности. Однако результативность, а главное успешность подобных преобразований в итоге оказалась под вопросом, причиной чему явились ограниченные меры бюджетной и денежно-кредитной политики со стороны регулирующих органов высшей исполнительной власти, выразившиеся в приоритетности противодействия инфляционным процессам над стимулированием капитальных вложений в реальный сектор экономики; в увеличении налогового бремени в целях сокращения дефицита государственных финансов, а также в акселерации внешних и внутренних заимствований. Подобный набор инструментов государственного регулирования являлся искаженной интерпретацией методов и принципов монетаризма, выбранной тогда и остающейся до сих пор доминирующей теорией. Итогом накопленных противоречий, явившихся результатом насаждаемой со стороны международных финансовых и торговых организаций – ВТО, МВФ, экономической политики, стала глубокая стагнация российской промышленности, в частности, и экономики, в целом. Именно августовский кризис 1998 г. в данных условиях ознаменовал собой «дно» продолжающегося с 1991 г. экономического спада.

Значение последствий  экономического дефолта 17 августа 1998 г. сложно переоценить, в силу того, что данное событие оставило серьезный след в новейшей истории нашей страны, явившись аккумулятором бесценного опыта в области государственных финансов и государственного управления. Данный аспект, а также поиск работающих механизмов недопущения подобных кризисных ситуаций инициировали актуальность анализируемой темой.

Объектом исследования явилась фактическая составляющая экономического кризиса 1998 г. Предметом исследования выступили причинно-следственные связи рассматриваемого явления.

Цель исследования – рассмотреть предпосылки кризиса 17 августа 1998 г. в РФ. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

– определить состояние экономики на протяжении 1992–1998 гг.;

– рассмотреть причины произошедшего кризиса;

– обозначить последствия дефолта 1998 г. для экономики России.

Основой написания курсовой работы послужили монографии и статьи авторитетных специалистов в области финансово-экономической науки, кроме того, учебные пособия, периодические издания, нормативно-правовые источники и информационно-аналитические ресурсы отечественных и иностранных интернет-сайтов.

 

 

 

Глава 1. Характерные особенности экономической системы РФ в 1992–1998 гг.

 

1.1 Анализ системообразующих тенденций российской экономики 90-х гг. XX в.

 

Экономику России начала и середины 1990-х гг. характеризуют противоречивые решения экономического блока Правительства РФ, активные действия зарождающихся бизнес – структур, а также доминирование криминогенной составляющей в процессе совершения большинства средних и крупных хозяйственных сделок, что было обозначено как период первоначального накопления капитала. В качестве основных индикаторов, показывающих справедливость обозначенных выше явлений, могут выступать макроэкономические показатели системы национальных счетов – ВВП, ВДС, динамика индексов безработицы, потребительских, промышленных цен, торговый баланс в разрезе отраслей реального сектора экономики, являющегося фундаментом национальной экономики, а также отражающего глубинные изменения в её основе.

Прежде чем приступить к непосредственному  анализу состояния российской экономики  в 1992–1998 гг., определим составляющие реального сектора экономики, то есть массив отраслей образующих данный сектор. Реальный сектор экономики (РСЭ) – совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики. Однако сам термин не имеет четкого законодательного отражения и не закреплен в качестве единственно верного. Большинство авторов делают уточнения в отношении состава отраслей реального сектора экономики, отождествляя его со сферой материального производства, содержащей в себе предприятия электроэнергетики, топливной промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи. Возьмем за основу именно эти структурные элементы, что является максимальным сосредоточением нефинансовых производственных активов, трудовых и финансовых ресурсов государства, аккумулирующих в себе значительную часть национального дохода и национального богатства.

Обозначим динамику численности предприятий  реального сектора экономики  РФ с 1992 г. по 2001 г. в соответствии с общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Для отображения последующего развития ситуации включим в анализ следующие 3 посткризисных года. Из таблицы 1.1.1. заметно, как менялась структура реального сектора экономики РФ накануне и после кризисного 1998 г., численную основу которого на протяжении рассматриваемого периода составили промышленные предприятия – 17, 03% и 12, 43% в 1994 и 1998 гг. соответственно. Здесь стоит отметить важнейшую особенность в части формирования состава данного блока – снижение доли предприятий каждой из представленных отраслей снижался на протяжении 1994–2001 гг. в связи с активным формированием новых предприятий в иных сферах экономики, в главной степени торговой и финансовой.

 

Таблица 1.1.1. Динамика и структура реального сектора экономики РФ 1994–2005 гг.

Наименование

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Всего, в том числе:

кол-во, ед.

1244860

1946276

2249531

2504518

2727146

2901237

3106350

3346483

уд. вес (%)

100

100

100

100

100

100

100

100

Промышленность

кол-во, ед.

212000

289000

310000

324000

339000

352000

372000

384000

уд. вес (%)

17,03

14,85

13,78

12,94

12,43

12,13

11,98

11,47

Транспорт и связь

кол-во, ед.

36000

47500

53100

62700

71151

79541

86893

94793

уд. вес (%)

2,89

2,44

2,36

2,50

2,61

2,74

2,80

2,83

Сельское хозяйство

кол-во, ед.

120753

287215

335102

338739

338374

332016

323998

318110

уд. вес (%)

9, 7

14, 76

14, 89

13, 52

12, 41

11, 44

10, 43

9, 51

Лесное хозяйство

кол-во, ед.

4605

4222

4182

4108

4076

4144

4406

4627

уд. вес (%)

0, 37

0, 27

0, 17

0, 16

0, 15

0, 14

0, 14

0, 1 4


 

На соответствующем  числе предприятий к 1998 г. было занято 27 977 тыс. человек или 38, 81% от общей суммы занятых. Стоит отметить, что тенденции по данному показателю соответствуют общим тенденциям предыдущего показателя, отражая в себе отток трудовых ресурсов из отраслей данного сектора с последующим их переходом в описанные ранее сферы. Далее отметим вклад отраслей реального сектора экономики при формировании ВВП РФ, а также во внешнеэкономическую деятельность и создание национального богатства.

Обобщенная динамика ВВП РФ за прошедшие 20 лет в разрезе президентского руководства государством различными его представителями четким образом отражена на рис. 1.1.2:

 

 

Рис. 1.1.1. Динамика отношения среднесписочной численности работников реального сектора экономики к совокупному объему занятых в экономике РФ 1992–2001 гг.

 

– общему падению ВВП до 1999 г. соответствует подобное снижение доли реального сектора экономики в его образовании с 49, 2% в 1992 г. до 42, 3 в 1998 г.;

– неравномерное распределение создаваемого совокупного конечного продукта среди отраслей данного сектора, отраженном в значительном перевесе доли промышленного производства, особенно в топливной промышленности – нефтяная и газовая отрасли;

– сельское и лесное хозяйство выражают собой самые депрессивные отрасли из представленных.

 

Рис. 1.1.2. Динамика ВВП РФ за 1992–2010 гг. в млрд. долл.

 

В части формирования совокупных доходов  от экспорта доля продукции отраслей реального сектора экономики  только наращивалась с течением времени, достигнув в 1997 г., предшествовавшего кризису, показателя в 47, 2% по сравнению с 45% в 1994 г., из которых основной удельный вес приходится на сырьевые товары – нефть сырую и газ. Данные товары составили по состоянию на 1997 г. 17 и 18, 9%% соответственно.

 

Рис. 1.1.3. Динамика общей структуры экспорта РФ за 1994–2001 гг. в млн. долл.

 

Национальное богатство, являясь основой экономического потенциала государства, выступает  качественным индикатором при определении  возможного направления движения всей национальной экономики. Статистические данные по отмеченному показателю дает возможность заключать о фундаментальной роли предприятий реального сектора при образовании основного структурного элемента НБ – основных фондов. Среди главной особенности этого аспекта стоит опять отметить крупное сосредоточение производственных нефинансовых активов в промышленных отраслях – 33, 8% от общей структуры в предкризисном 1997 г., но при этом здесь наблюдается наибольший износ основных средств среди прочих представленных, равный 50,5%.

Таким образом, все приведенные  ранее сведения дают возможность  подтверждения тезиса о системообразующей роли реального сектора экономики, а также предоставляют исчерпывающую информацию о её состоянии накануне и после кризиса 1998 г.

 

1.2 Общая хронология событий, предшествующих кризису 1998 г.

 

Дефолт 1998 г. и последующий за ним кризис явились следствием череды разнообразных событий, заключающих в себе общие тенденции тогдашнего времени. Разбор этих тенденций, как сугубо экономических, так и социально-политических, и отражение сути происходивших не задолго до этого представляет собой главную составляющую данной части работы.

Отправной точкой движения обновляющейся России можно считать  постановление Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. №1558-I «О Концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР», которое определило в качестве важнейшего и обязательного приоритета дальнейшего развития государства преобразование плановой экономики со 100% долей вмешательства государства в многоукладную рыночную экономику. Выход данного постановления был основан на докладе председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова1. Стоит признать, что это решение носило радикальный характер по сравнению с идеологической и экономической доктринами советского государства.

Следующий 1991 г. стал не менее прогрессивным по сравнению с предыдущим, вместившим в себя большее количество событий. В качестве основного непременно следует указать 26 декабря 1991 г., когда СССР официально прекратил свое существование, но ему предшествовали чуть менее значительные, такие как январская денежная реформа; Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 №948–1; закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 03.07.1991 №1531-I; постановление правительства РСФСР №55 «О мерах по либерализации цен» от 19.12.1991 №55. Все указанные законодательные акты сводились к единственной цели – скорейшей реорганизации административно-командной системы хозяйствования с её директивностью и плановостью управления экономическими процессами, считавшихся реформаторами того времени неэффективными и губительными для экономики страны.

1992 г. прошел под знаком гиперинфляции вследствие либерализации ценовой политики, направленной главным образом на преодоление товарного дефицита и переход на рыночные рельсы. Такой высокий уровень инфляции, составивший 2508, 8%, стал полной неожиданностью для руководства страны, рассчитывавшего на плавное и постепенное изменение рынка, а также на его способность к саморегуляции. Последствием этого стало резкое обесценение заработной платы, доходов и сбережений населения, а также усилившаяся безработица и учащение случаев невыплаты заработков. Тенденция отмечена на графике рис. 1.2.1.

Информация о работе Валютный кризис в России в 1998 г