«Великая депрессия» и экономический кризис наших дней в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время существует две противоположных точки зрения относительно причин «Великой депрессии». Сторонники первой считают, что виной всему является капитализм и фондовый рынок, которые из-за цикличности своего развития, постоянных экономических взлетов и спадов завели экономику страны в глубокий кризис. Противники данной теории, наоборот, утверждают, что причиной очередной рецессии в американской экономике стали неуместные и неумелые попытки двух американских президентов: Герберта Гувера и его преемника Франклина Делано Рузвельта, контролировать экономику с помощью государственного аппарата.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Экономический кризис США в 1930-е г. – Великая депрессия 5
1.1 Предпосылки Великой депрессии 5
1.2 Действия Президента Гувера и Правительства 7
1.3 Действия Президента Рузвельта и Правительства, завершение экономического кризиса 9
Глава 2 Экономический кризис 2008 – 2010 гг. 13
2.1 Причины возникновения кризиса в США 13
2.2 Теоретические аспекты проблемы 15
2.3 Меры принимаемые США и другими странами для преодоления кризиса 16
Глава 3 Сравнение и анализ «Великой депрессии» и Экономического кризиса в США в наши дни 21
Заключение 24
Список нормативно-правовых актов и литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Экон. теория КУРСОВАЯ1.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

В сфере сельского хозяйства принятый 12 мая 1933 года закон о регулировании реструктурировал двенадцатимиллиардный фермерский долг, сократил проценты по ипотечной задолженности и удлинил срок погашения всех долгов. Правительство получило возможность предоставить фермерам заем, и в течение последующих четырёх лет аграрные банки выдали полумиллиону земельных владельцев ссуды на общую сумму 2,2 млрд долларов на очень лёгких условиях. Для поднятия цен на сельхозпродукцию законом от 12 мая фермерам рекомендовалось уменьшить производство, урезать посевные площади, снизить поголовье скота, а для компенсации возможных убытков создавался специальный фонд. Итоги первого года президентства Рузвельта были неоднозначны: падение ВВП значительно замедлилось и составило лишь 2,1 % в 1933 году, но безработица выросла до 24,9 %.

После выкупа государством всего золота по твёрдой цене, опираясь на закон о золотом резерве, принятый в январе 1934 года, Рузвельт издал 31 января 1934 года прокламацию, которая сокращала золотое содержание доллара с 25,8 до 15 5/21 грана и устанавливала официальную цену золота на уровне 35 долларов за унцию. Иными словами, доллар был девальвирован на 41 %. Было составлено 557 основных и 189 дополнительных так называемых «кодексов честной конкуренции» в различных отраслях. Стороны гарантировали минимум зарплаты, а также единую зарплату для всех рабочих одной категории. Эти кодексы охватили 95 % всех промышленных рабочих. Такие кодексы сильно ограничивали конкуренцию.

Методы Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение на Конституцию США. В 1935 году Верховный Суд США постановил, что Национальная администрация восстановления и вводящий её закон (National Industrial Recovery Act, NIRA) неконституционны. Причина была в фактической отмене в этом акте многих антимонопольных законов и закреплении за профсоюзами монополии на найм работников.

Государство решительно вторглось в сферу образования, здравоохранения, гарантировало прожиточный минимум, взяло на себя обязательство по обеспечению престарелых, инвалидов, неимущих. Расходы федерального правительства в 1932—1940 годах выросли более чем вдвое. Однако Рузвельт опасался несбалансированного бюджета и расходы на 1937 год, когда, казалось бы, экономика набрала уже достаточные обороты, были сокращены. Это снова погрузило страну в рецессию 1937—1938 годов.

Индекс промышленного производства составил в 1939 году только 90% уровня 1932 года. В 1939 году безработица все ещё оставалась на уровне 17%. Некоторые указывают, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая война, вызвавшая массовые закупки государством вооружения. Бурный рост в американской промышленности начался лишь в 1939—1941 годах на волне активного наращивания военных приготовлений.

В 1935 году Рузвельт уговорил Конгресс создать систему социальной защиты (Social Security), а в 1938 – впервые в истории страны ввести минимальный размер заработной платы. В 1935 году уровень безработицы опустился до 18%, в 1936-м – до  14%, а в 1937-м – еще ниже. Но после очередного проседания рынка в 1938 году он вновь вырос до 20%. С августа 1937 по март 1938 года фондовый рынок упал почти на 50%.

В 1935 году введен Закон о трудовых отношениях (National Labor Relations Act), более известный как Закон Вагнера и Великая хартия профсоюзов. «Закон революционизировал трудовые отношения в Америке. Он вывел трудовые споры из юрисдикции судов и передал их в ведение нового федерального ведомства, Национального совета по трудовым отношениям, который стал прокурором, судьей и судом присяжных в одном лице». Все больше рабочих вступало в профсоюзы: к 1941 году в профсоюзах состояло в два с половиной раза больше американцев, чем в 1935-м. Индекс промышленного производства составил в 1939 году только 90% уровня 1932 года. Об окончательном преодолении депрессии не могло быть и речи. В 1939 году безработица все еще оставалась на уровне 17%.

Вторая мировая война привела не только к страшной бойне, но и к оживлению торговли Америки с ее союзниками. Уничтожение людей и ресурсов в ходе войны не помогло американской экономике, но возобновление торговли пошло ей на пользу. Резкое увеличение денежной массы компенсировало высокие издержки «нового курса», но вызвало проблему, от которой мы страдаем по сей день: год за годом на доллар можно купить все меньше товаров и услуг. Решающее значение имело то, что администрация Трумэна, сменившая рузвельтовскую, не была настроена громить частных инвесторов, и в результате, эти инвесторы вновь вошли в экономику и обеспечили мощный послевоенный бум.


Глава 2 Экономический кризис 2008 – 2010 гг.

2.1 Причины возникновения кризиса в США

Рассмотрев историю вопроса можно приступить к анализу приведенных данных и их сравнения с ситуацией, складывающейся в экономике на сегодняшний день. Как и в XX в. кризис наступил из-за избытка потребительских товаров накопившихся на складах предприятий. Для равновесия в экономике объем потребительских товаров должен соответствовать совокупному доходу граждан занятых как в производстве потребительских товаров, так и в производстве электроэнергии, станков, услуг и т.д. Только в этом случае спрос на конечные товары будет равен предложению, иначе у людей просто не хватит средств, что бы приобрести все то, что было произведено. Однако, процесс перепроизводства не лежит на поверхности: произведенные товары не реализуются на рынке моментально, а только в этом случае стало бы возможным явное выделение излишков производства и их уничтожение (так и было в экономике, когда потребности небольшого круга лиц, например деревни или маленького города удовлетворялись за счет местных ремесленников и их объединений). Но в наше время, когда темп роста производства огромен, перепроизводство потребительских товаров отследить практически невозможно.

Поясним это на условном примере. Пусть в каком-то году нарушился баланс спроса и предложения: произведено потребительских товаров на 105 миллиардов, а доходы потребителей составили всего 100 миллиардов. Дисбаланс не проявляется в виде затоваривания, поскольку произведенные товары покупаются потребителями не сразу, а, скажем для простоты, в среднем через год. Предприятия берут ссуды в банках для покрытия текущего дефицита денежных средств и расширения производства; предположим, что в следующем году произведено товаров уже на 111 миллиардов, а доходы потребителей выросли только до 105 миллиардов. Во второй год образовался дисбаланс в 6 миллиардов, но это опять не проявляется, поскольку новая сумма доходов сравнялась с прошлогодней товарной массой. Этот процесс может продолжиться: на третий год товарная масса и доходы могут составить, соответственно, 118 и 111 миллиардов, на четвертый — 126 и 118 миллиардов и т. д. Цифры подобраны так, что дисбаланс все возрастает, но это не проявляется, — до тех пор, пока экономика способна ускоренно расти. (Что-то похожее на езду на велосипеде: вы сохраняете равновесие, пока едете, только в нашем случае ехать нужно все быстрее.)

В конце концов, спрос захлебывается огромным количеством произведенных товаров. Потребители приобрели все что могли – спрос полностью удовлетворен. На место реальной экономике, за которой стоит реальное производство, приходит фондовый рынок. Люди начинают вкладывать все свои сбережения в ценные бумаги, рассчитывая стать миллионерами в скором времени. Таким образом, фондовый рынок начинает наполняться средствами, облигации стремительно растут в цене, растет и процентная ставка по ним. Ситуацию усугубляет то, что большинство «ценных бумаг» вообще ничем не поддержано – это пустышки. Так рынок бумаг растет до тех пор, пока «бумагодержатели» не начинают понимать, что дальше так продолжаться не может и нужно обналичивать средства, хранящиеся в ценных бумагах. В этот момент банки получают множество запросов на выдачу процентов по облигациям и даже у крупных банков не хватает средств в резерве для того что бы удовлетворить запросы поступающие во все большем и большем количестве. Банки больше не могут выдавать кредиты, так как не имеют средств, и кризис перекидывается на реальный сектор экономики. Банкротятся производственные компании, банки и физические лица.

Многие экономисты расходятся во мнениях, когда речь идет о действиях Президента и правительства в регулировании экономики. Одни считают, что без вмешательства государства в экономику кризис не имел бы столь глубокий характер и не затянулся бы на десятилетие. Другие наоборот считают регулирование экономики со стороны государства обязательным и необходимым из за цикличности ее развития. Но, по сути, спор идет лишь о степени государственного вмешательства в экономику. Потому что и те и другие осознают, что государство с абсолютно свободными и нерегулируемыми экономическими отношениями не сможет существовать. Поэтому я не стану доказывать полезность или вредность государственного регулирования экономики, а попытаюсь сравнить  те действия, которые были предприняты президентом США и Федеральной Резервной Системой в прошлом веке для преодоления глобального экономического кризиса, а какие – ХХI веке и сделать некоторые выводы.

2.2 Теоретические аспекты проблемы

В 2009 году ВВП США сократился на 2,4%, кризис существенно повлиял на важный компонент ВВП – величину потребительских расходов. В 2008 г. в развитых странах они выросли всего на 0,4%, а в 2009 г., по оценкам должны были сократиться на 1%. Другой компонент ВВП – инвестиции в основной капитал – в 2008 г. в развитых странах уменьшился на 2,1%, а в 2009 г. – предположительно на 12,4%.

Столь заметное сокращение ВВП и особенно промышленного производства естественно привело к росту безработицы. В декабре 2009 г. уровень безработицы в США составил 10%.

Экономический кризис затронул и мировую торговлю. В 2009 г., по данным ВТО, впервые за послевоенный период ее объем существенно сократился на 12%. В развитых экономиках, предположительно, экспорт упал на 13,5%, а импорт на 12,1%.

По оценкам МВФ, заметно снизился уровень сбережений и инвестиций. Так, если в 2007 г. в развитых странах сбережения составляли 20,7% ВВП, то в 2008 г. – 19,5% , а в 2009 г. – 16,9%. Причем в США этот показатель упал в 2009 г. до 11% ВВП.

Однако в наиболее острой форме кризис проявился в финансовой сфере: на валютном и фондовом рынках, в банковском и страховом секторах экономики. В результате ряд крупнейших финансовых институтов в США потерпели крах, в частности инвестиционный банк Lehman Brothers. На грани банкротства оказались ипотечные компании Fannie Mae и Freddie Mac, крупнейшая американская страховая компания AIG. Несмотря на сложность ситуации, монетарные власти практически всех развитых (и многих развивающихся) стран сумели оперативно принять ряд важных мер по смягчению последствий кризиса. Речь идет о масштабной поддержке банковского сектора на основе его рекапитализации, рефинансирования, предоставления ликвидности, о стимулировании потребительского спроса, поддержке реального сектора экономики.

2.3 Меры принимаемые США и другими странами для преодоления кризиса

Меры антикризисной политики, наших дней, можно объединить в четыре группы:

1.      Спасение банковской системы.

Основная задача – избежать банковской паники и дестабилизации (остановки) национальных кредитно-банковских систем. Соответствующие меры включают:

a)     Рекапитализацию банков (США)

b)    Предоставление стабилизационных кредитов (США)

c)     Меры по реструктуризации банковской системы, включая содействие объединению банков или их национализацию

d)    Снижение процентной ставки практически до нуля

e)     Резкое расширение вплоть до 100% гарантий по вкладам физических лиц в банках

f)      Меры по расчистке балансов банков, включая предоставления госгарантий по проблемным активам (США)

2.      Денежно-кредитная политика.

Здесь наблюдается переход от антиинфляционной к стимулирующей политике (quantitative easing). Ее цели: стимулирование экономического роста и  расширение доступа к кредитным ресурсам; стремление не допустить дефляции (борьба с инфляцией отходит на задний план); стабилизация платежного баланса (через девальвацию); повышение эффективности экономической политики. Соответствующие меры включают:

a)     Снижение процентных ставок большинством стран из опасения дефляции (США)

b)    Повышение процентных ставок в некоторых странах (Россия)

c)     Снижение курса национальной валюты

d)    Снижение норм резервирования

e)     Появление новых инструментов кредитования экономики, вплоть до прямого финансирования Центробанками государственных бюджетов

3.                  Поддержка реального сектора (стимулирование спроса).

Имеется в виду поддержка отраслей, ориентированных на внутренний спрос и обеспечивающих внутреннюю занятость. Эта политика может быть определена как преимущественно кейнсианская, для которой характерны меры воздействия на спрос, включая антициклическую фискальную политику. Соответствующие меры включают:

a)       Поддержку отдельных отраслей: автомобилестроение, «новая» энергетика и энергосбережение, транспортная инфраструктура (США)

b)       Снижение налогов – прямое или косвенное (Германия, Франция, Япония, Китай)

c)       Повышение налогов (Литва)

d)       Поддержку малого и среднего бизнеса (Германия, Великобритания, Япония, Китай)

e)       Создание специальных бюджетных фондов (Франция, Бразилия, Гонконг, Кувейт)

f)         Увеличение госзаимствований (Германия, Франция)

4.      Поддержка населения.

Соответствующие меры предполагают недопущение бегства населения из банков, стимулирование сбережений:

a)     Повышение суммы гарантий по вкладам (США)

b)    100% гарантии по вкладам (Германия, Австрия, Греция)

c)     Принятие программ переобучения и адаптации потерявших работу (США)

d)    Национализация пенсионных фондов (Аргентина)

e)     Достижение договоренности с бизнесом о несокращении рабочих мест (Германия)

f)      Увеличение инвестиций в образование (Франция, Китай)

Как и в XX веке, для преодоления кризиса, правительство США принимает протекционистские меры для возрождения своей экономики. Однако в наши дни эти меры носят локальный характер, распространяются лишь на немногие виды товаров поступающих из заграницы, а не на весь объем импорта как это было во время «Великой депрессии».

Информация о работе «Великая депрессия» и экономический кризис наших дней в США