Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:53, лекция
1. Развитие рынка недвижимости в России
2. Государственная политика в развитии рынка земли и других объектов недвижимости
3. Программы экономического и социального развития на рынке недвижимости
Для этого необходимы:
• совершенствование
• передача функций по распоряжению объектами в одно ведомство, представляющее государство или муниципальное образование как собственника;
• совершенствование системы
• создание на местном уровне муниципальных служб, выполняющих функции по планированию использования земель и их территориальному зонированию, оценке и налогообложению объектов недвижимости на базе ее рыночной стоимости;
• отделение от государственных и муниципальных функций развития рынка услуг по проведению землеустройства, формированию и техническому описанию объектов недвижимости;
• передача части функций по регулированию деятельности профессиональных участников рынка недвижимости (риэлтеров, оценщиков, страховщиков) их объединениям и ассоциациям.
Формирование системы государственного учета объектов недвижимости связано с переходом от отраслевого (ведомственного) принципа учета к государственному (пообъектному) учету.
Учет земельных участков ведется вместе с расположенными на них объектами. При этом земельным участкам присваиваются уникальные кадастровые номера, с которыми непосредственно связаны индивидуальные номера расположенных на них зданий, строений, сооружений.
Должны быть установлены права, обязанности и ответственность соответствующего государственного органа за учет кадастровых карт и информации об объектах, доступности и сохранности документов; обязательные для учета сведения и затраты на учет должны сводиться к необходимому минимуму.
Данные государственного
учета объектов недвижимости берутся
за основу функционирования системы
государственной регистрации
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним формируется при переходе к государственной регистрации прав на недвижимость, носящей правоустанавливающий и правоудостоверяющий характер.
При регистрации прав
на недвижимость должно быть обеспечено
доверие введениям Единого
Надежность зарегистрированных прав должна обеспечиваться их публичностью - безусловной и полной открытостью всех сведений о зарегистрированных правах и правопритязаниях по конкретному объекту. Защита прав граждан будет обеспечена конфиденциальностью обобщенных сведений о правах гражданина на все имеющиеся у него объекты недвижимости.
Ключевым элементом системы управления недвижимостью является Единая государственная информационная система по недвижимому имуществу, объединяющая информационные базы данных государственных органов, осуществляющих функции распоряжения и управления отдельными категориями недвижимого имущества, учреждений по учету и регистрации недвижимости.
С созданием Единой
государственной
Основными задачами государственных органов в области совершенствования системы управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности, являются:
- максимально возможное повышение доходности объектов;
- эффективное использование имущественно-земельного комплекса страны;
• вовлечение в хозяйственный оборот объектов;
• привлечение инвестиций в реальный сектор экономики;
• проведение земельной и жилищной реформ с учетом их социальной направленности.
Для достижения поставленных задач необходимо:
• сформировать реестр объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности;
• четко разграничить и скоординировать полномочия всех государственных органов, осуществляющих функции распоряжения и управления отдельными категориями недвижимого имущества;
• осуществить переход к пообъектному управлению объектами недвижимости, представляющими единый имущественный комплекс (земельные участки с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями);
• обеспечить применение механизма рыночной оценки при использовании государственной недвижимости;
• обеспечить профессиональную подготовку государственных служащих, осуществляющих управление государственной недвижимостью.
Первым этапом создания данной системы является проведение сплошной инвентаризации объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности, получение достоверной информации, позволяющей провести их рыночную оценку методом массовой оценки.
На втором этапе формируются реестры объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности, и регистрируются соответствующие права.
В дальнейшем вырабатываются единые правила и процедуры принятия решений по распоряжению государственными объектами недвижимости с детальной правовой регламентацией указанных процессов.
Важным элементом указанной системы является формирование действенного механизма контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности.
В ходе реформы судебной системы целесообразно проработать возможность создания «земельных судов», специализирующихся на вопросах, связанных с жильем и иной недвижимостью.
Активизация рынка недвижимости невозможна без существенных изменений в сфере риэлтерских услуг. Прежде всего следует нормативно закрепить эффективные механизмы минимизации и компенсации ущербов для участников рынка недвижимости в случае ненадлежащего выполнения риэлтерскими компаниями своих обязательств.
Важнейшим направлением работы является активизация деятельности страховых компаний на рынке страхования объектов недвижимости, строительных рисков, рисков, связанных с ответственностью лиц, действующих на рынке, а также рисков, возникающих при совершении гражданско-правовых сделок с объектом недвижимости. Следует стремиться к созданию такой системы, которая обеспечит возможность заключения договоров страхования по максимально широкой номенклатуре страховых случаев, на длительные сроки и при умеренном размере страховых премий.
Для повышения эффективности работы оценщиков необходимы современные, экономически обоснованные методики оценки стоимости земельных участков и вновь создаваемых объектов недвижимости для целей кредитования.
Передача в сферу частного бизнеса работ по землеустройству, измерению объектов с обязательной имущественной ответственностью за результаты работы позволит освободить административные органы от несвойственных им функций коммерческих организаций.
Законодательно установленное нотариальное удостоверение сделок с объектом недвижимости должно быть увязано с детальной проработкой вопроса о соотношении правомочий и ответственности нотариусов и размером государственной пошлины.
Внедрение и развитие системы ипотечною кредитования — одна из ключевых задач развития рынка недвижимости, направленная на привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, создание необходимых условий для развития жилищного строительства и обеспечения населения жильем.
Источниками кредитных ресурсов в рамках системы ипотечного кредитования выступают бюджетные средства, а также средства ипотечных и универсальных банков, корпоративных инвесторов, денежные накопления граждан.
Основными направлениями формирования системы ипотечного кредитования являются:
- разработка на государственном
уровне программы развития
- создание нормативной правовой базы для выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг;
- определение механизмов
государственной поддержки и
стимулирования деятельности
- формирование основных элементов системы: ипотечного агентства, специализированных кредитных учреждений, страховых компаний, оценочных фирм.
Институт профессиональной оценки недвижимого имущества — неотъемлемая часть цивилизованного рынка недвижимости.
Профессиональная оценка
недвижимого имущества
Основными направлениями деятельности по формированию института профессиональной оценки недвижимого имущества являются:
• определение механизмов государственного регулирования оценочной деятельности;
• выработка стандартов оценки;
• определение порядка и методов проведения оценки рыночной стоимости
недвижимого имущества для целей налогообложения;
•развитие системы профессиональной подготовки специалистов по оценочной деятельности на базе высших учебных заведений России.
Для подготовки кадров в сфере недвижимости необходимы:
• формирование в государстве
системы профессионального
• развитие системы повышения квалификации специалистов;
• участие в международных и общероссийских образовательных программах по подготовке специалистов в сфере недвижимости.
Одно из основных направлений государственной политики развития рынка недвижимости - поддержка деятельности саморегулируемых объединений профессиональных участников рынка недвижимости, деятельность которых направлена на:
• создание и развитие
правовых и экономических механизмов
регулирования рынка
• создание профессиональных стандартов деятельности, единого информационного пространства, системы профессионального образования;
• защиту интересов всех участников рынка недвижимости.
Государственные органы
и профессиональные объединения
участников рынка недвижимости разрабатывают
согласованную стратегию
Одними из немногих средств государственного регулирования в условиях рыночной экономики являются программы экономического и социального развития.
В рыночных условиях ресурсы на экономическое и социальное развитие выделяются не из бюджета, а привлекаются из различных источников. Поэтому при составлении программ необходима тщательная проработка множества вопросов, в их числе: схема привлечения средств, система страхования инвестиционных и коммерческих рисков, оценка конкурентоспособности намечаемой к производству продукции, формирование механизмов корректировки программы на случай изменения конъюнктуры на рынке, срыва сроков выполнения того или иного осуществления программы, неполного ее финансирования и т. д.
В настоящее время в Российской Федерации 20% от всех действующих программ направлены на развитие рынка недвижимости.
Одним из главных способов привлечения средств в развитие рынка недвижимости является разработка и реализация системы программ федерального и регионального значения. Все программы можно разделить на 3 категории: федеральные целевые; региональные, действующие в рамках федеральных целевых; региональные, действующие только на территории отдельного региона.
Для реализации современных
программ используются различные источники
финансирования — как внебюджетные
средства, так и различные формы
государственной поддержки
Программы экономического и социального развития на рынке недвижимости, в частности жилья, разработаны в настоящее время по следующим основным направлениям:
1. Определение путей
долгосрочного развития
Главной федеральной целевой программой в области развития жилищного строительства в России является программа «Жилище» в которой определяется долгосрочная государственная жилищная политика в новых экономических условиях и предлагается комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы.
Программа рассчитана на период 2002-2010 гг. и делится на несколько этапов, ответственным за реализацию которых является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой РФ).
Результатом реализации программы должно стать решение следующих задач:
• создание комплексной и качественной правовой базы для осуществления жилищной реформы;
Информация о работе Влияние экономики страны на рынок недвижимости