Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 14:40, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы — показать тот путь, который прошла экономическая наука, исследовать развитие взглядов на основные экономические проблемы общества и трактовки базовых экономических категорий. В ней сделана попытка не только представить различные экономические школы в их исторической последовательности, но и показать их взаимозависимость и взаимовлияние, полнее выявить связи прошлого с настоящим и перекинуть мосты к актуальным вопросам современности. Определенное внимание в курсовой работе уделено и развитию русской экономической мысли, при этом акцент делается на специфике последней, на том, что отличает ее от западноевропейской экономической науки.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….2 1. Предпосылки формирования экономической теории как самостоятельной научной дисциплины…………………………………………………………………………………...3 2. Меркантилизм как первая экономическая школа…………………………………………...5 3. Возникновение классической политической экономии в Англии и во Франции…….…11 3.1. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политической экономии…………………………………………………………………...11 3.2.Экономическая теория У. Петти………………………………………………………..13 3.3.Экономические взгляды. П. Буагильбера……………………………………………...16 4. Экономическое учение физиократов……………………………………………………….18 5.Экономический либерализм…………………………………………………………………21 6. Трудовая теория стоимости…………………………………………………………………25 6.1.Теория Уильяма Петти………………………………………………………………….25 6.2.Теория Адама Смита……………………………………………………………………28 6.3. Теория Давида Рикардо………………………………………………………………..31 7. Экономическая теория и методология марксизма………………………………………...33 8. Методология неоклассического анализа как основа современной теории рынка. Маржинализм………………………………………………………………………………..41 9. Кейнсианство как направление макроэкономической теории……………………………48 9.1. Теория эффективного спроса…………………………………………………………..48 9.2. Теория занятости и безработицы………………………………………………………53 9.3. Цена и инфляция в теории Дж. Кейнса………………………………………………..56 9.4. Экономическая программа Дж. Кейнса……………………………………………….57 10. Институционально-социологическое направление экономической науки…………..…60 11. Развитие экономической теории в России………………………………………………..65 Заключение……………………………………………………………………………………...82 Библиографический список……………………………………………………………………83
В теории Веблена, капитализм
(в его терминологии — «денежное хозяйство»)
проходит две ступени развития: стадию
господства предпринимателя, в течение
которой власть и собственность принадлежат
предпринимателю, и стадию господства
финансиста, который не принимает непосредственного
участия в производстве. Господство последних
основано на абсентеисткой собственности,
представленной акциями, облигациями
и другими ценными бумагами (фиктивным
капиталом), которые приносят огромные
спекулятивные доходы. В итоге непомерно
расширяется рынок ценных бумаг, и рост
размеров «абсентеисткой собственности»,
которая является основой существования
«праздного класса» (финансовой олигархии),
во много раз превосходит увеличение стоимости
материальных активов корпораций. В результате
противоречие между «бизнесом» и «индустрией»
обостряется, так как финансовая олигархия
получает все большую часть своих доходов
за счет операций с фиктивным капиталом,
а не за счет роста производства, повышения
его эффективности. Веблен постоянно подчеркивал,
что развитие индустрии подводит к необходимости
преобразований и предсказывал установление
в будущем власти технической интеллигенции
— «технократии» (лиц, идущих к власти
на основании глубокого знания современной
техники). В трактовке Веблена основной
целью «технократии» является наилучшая
работа промышленности, а не прибыль, как
для бизнесмена, который к тому же не осуществляют
производственных функций и занят лишь
финансовой деятельностью, становясь
тем самым лишним звеном экономической
организации. В сценарии будущего Веблена
предполагается забастовка технических
специалистов, которая сразу приведет
к «параличу старого порядка» и заставит
бизнесменов отказаться от руководящих
позиций в производстве, от власти. Веблен
утверждает, что достаточно объединится
незначительному числу инженеров (вплоть
до одного процента их общего числа), чтобы
«праздный класс» добровольно отказался
от власти. В обществе же, которым руководит
технократия, производство будет функционировать
для удовлетворения потребностей, будет
осуществляться эффективное распределение
природных ресурсов, справедливое распределение
и т. д.
Эти идеи Веблена были подхвачены
и развиты американским экономистом и
социологом Дж. Гэлбрейтом. Наиболее известной
его книгой является работа «Новое индустриальное
общество» (1961). В центре концепции Гэлбрейта
стоит понятие «техноструктура». Имеется
в виду общественная прослойка, включающая
ученых, конструкторов, специалистов по
технологии, управлению, финансам, то есть
по всем специальностям, которые требуются
для нормальной работы крупной корпорации,
выпускающей десятки или сотни видов продукции.
Гэлбрейт утверждает, что целью техноструктуры
является не получение прибыли, а постоянный
экономический рост, который только и
обеспечивает рост должностных окладов
и стабильность. Однако интересы экономического
роста, необходимым условием которого
является рост потребления, ведет к дальнейшему
давлению на потребителей со стороны производителей
(путем рекламы и других форм давления,
о которых писал Веблен, ставя под сомнение
постулат о суверенитете потребителя
в условиях рыночной экономики). Гэлбрейт
отмечает, что чрезвычайно разросся аппарат
внушения и убеждения, связанный с продажей
товаров. По средствам, которые расходуются
на эту деятельность и способностям, которые
находят в ней применение, она все более
соперничает с процессом производства
товаров. В итоге происходит гипертрофированный
рост индивидуальных потребностей, а потребности
общественные, к которым Гэлбрейт относил
и инвестиции в человеческий капитал путем
расширения системы образования, приходят
в упадок. Цели техноструктуры приходят
в противоречие с интересами общества.
Это противоречие заключается не только
в нагнетании потребительского психоза,
но и в том, что результатом господства
техноструктуры является разбазаривание
природных ресурсов, инфляция и безработица.
Эти негативные процессы являются, по
Гэлбрейту, результатом соглашательской
политики техноструктуры, которая желает
жить в мире со всеми слоями общества.
Одним из последствий такой политики является
рост заработной платы, опережающий рост
производительности труда, тем самым открывающим
путь инфляции. На основании анализа «вредных»
сторон господства технократии Гэлбрейт
приходит к выводу о необходимости социального
контроля над экономикой со стороны государства,
которое включало бы государственное
регулирование общественных потребностей,
государственное планирование основных
народнохозяйственных пропорций и ряд
других направлений. Кстати, идея о необходимости
социального контроля за экономикой со
стороны государства характерна для всех
представителей институционализма.
Завершая знакомство с идеями
институционализма следует отметить,
что в экономической теории это направление
скорее не конструктивного, а критического
плана. Основной вклад в теорию экономической
мысли заключается в том, что представители
институционализма поставили под сомнение
центральные постулаты классической политической
экономии: рациональность поведения индивида,
автоматическое достижение оптимального
состояния экономической системы, тождественность
частно-собственнического интереса общественному
благу. Отмечая недостатки функционирования
капиталистической системы (показное
потребление, устранение конкуренции,
ограничение выпуска товаров), они настаивали
на необходимости регулирующих мер со
стороны государства. Они также настаивали
на том, чтобы объектом изучения в экономической
теории стал не рациональный, а реальный
человек, часто действующий иррационально
под влиянием страха, плохо осознанных
устремлений и давления со стороны общества.
Как отмечалось, на поведении людей сказываются
мотивы демонстративного потребления,
завистливого сравнения, инстинкт подражания,
закон социального статуса и другие врожденные
и приобретенные склонности. Поэтому представители
институционализма являются сторонниками
междисциплинарного подхода, и настаивают
на включении в экономический анализ таких
дисциплин, как психологию, антропологию,
биологию, право и ряд других. Институционализм
как течение экономической мысли достаточно
расплывчато, нет экономической модели,
четких посылок, которые так характерны
для классической политической экономии;
в конструктивном плане он мало что дал,
но его критический заряд оказал влияние
на дальнейшее развитие экономической
теории, оказав влияние на взгляды экономистов
двадцатого столетия, в частности, такого
выдающегося экономиста как Й.Шумпетер.
Развитие экономической
теории в России. Направления экономических
исследований и теории, получившие мировое
признание
До настоящего момента история
экономической мысли рассматривалась
в ограниченных пределах западноевропейской
экономической мысли. И это не случайно,
так как именно последняя оказала решающее
влияние на формирование современных
представлений о законах и механизме функционирования
рыночной системы хозяйства. Тем не менее,
представляет значительный интерес история
развития русской экономической мысли,
отличающаяся определенным своеобразием.
В рамках данного курса невозможно проанализировать
взгляды всех видных представителей русской
экономической мысли, поэтому акцент будет
сделан на специфике последней, на том,
что отличает ее от западноевропейской
экономической мысли и на том вкладе, который
внесли русские ученые в мировую экономическую
науку. Специфические же особенности «стержневой»
русской экономической мысли (по отношению
к основному течению экономической мысли
Запада) сводятся к следующему.
Во-первых, большинству работ
русских экономистов в высокой мере присущ
дух социал-экономического реформаторства.
Это объясняется как внутренними условиями
развития страны, так и сильным влиянием
марксизма на все течения русской экономической
мысли начиная со второй половины девятнадцатого
века.
Во-вторых, для большинства
экономистов России особое значение имеет
крестьянский вопрос и весь комплекс связанных
с этим социально-экономических проблем.
В-третьих, в российской экономической
мысли всегда большое значение придавалось
общественному сознанию, этике, активной
роли политики, другими словами, внеэкономическим
факторам.
Можно назвать ряд российских
традиций и особенностей, которые лучше
помогут понять специфику русской экономической
мысли. Хорошо известно, что в России, в
отличие от Центральной и Западной Европы,
не получило юридического закрепления
римское право собственности, опирающееся
на хорошо организованную базу юридических
уложений.
Именно там многовековая культура
частной собственности развила такое
качество экономической личности, как
хозяйственный индивидуализм и экономический
рационализм. В России же на протяжении
многих веков хозяйство было основано
не на частной собственности, а на своеобразном
сочетании общинного пользования землей
и власти государства, выступающего в
роли высшего собственника. Это оказало
существенное влияние на отношение к институту
частной собственности, наложив на него
соответствующий нравственно-этический
отпечаток. Русскому человеку свойственно
убеждение, что «человек выше принципа
собственности». Не случайно в русском
менталитете идею «естественного права»,
которая является основой западноевропейской
цивилизации, заменяли идеалы добродетели,
справедливости и правды. Это определяет
русскую социальную мораль и экономическое
поведение. И потому явление «кающегося
дворянства» — особенность чисто русская.
Еще одна российская традиция
— склонность к утопическому мышлению,
стремление мыслить не реалиями, а образами
желаемого будущего. С этим же связана
традиция полагаться на «авось», неприязнь
к точным расчетам, строгой деловой организации.
Характерной чертой русского
менталитета является также стремление
к соборности (добровольному объединению
людей для общих действий независимо от
имущественного и сословного неравенства)
и солидарности, которые реализуются в
коллективных формах труда и владения
собственностью.
Что касается хозяйственных
российских традиций, то несмотря на их
многообразие, они на протяжении веков
складывались вокруг двух осевых линий:
традиции огосударствления и традиции
общинности. Централизованное регулирование
и социальные гарантии — таковы наиболее
важные формы их проявлений. Что касается
традиций мелкого и среднего предпринимательства,
то в дореволюционной России как общенародная
традиция они только зарождалась. Зато
крупное предпринимательство — существовало
издревле и тяготело оно с самого начала
к казне — княжеской, а затем и государственной.
Более того, начиная со времен царствования
Петра Первого крупное предпринимательство
взяло четкую ориентацию на военно-промышленный
комплекс, и эта ориентация на протяжении
трех веков превратилась в прочную национальную
традицию.
Эти российские особенности
нашли отражение во взглядах первого русского
экономиста И.Т.Посошкова
(1652–1726), взгляды которого представляют
своеобразное сочетание идей как классической
политической экономии, так и меркантилизма.
Как вы помните, меркантилисты
выступали в защиту национального рынка,
за поддержку отечественной торговли
и активное вмешательство государства
в экономическую жизнь, считая, что «политика
правителя — главная сила». Но взгляды
представителей этой школы неоднородны.
Испанские меркантилисты выступали за
запрет вывоза золота из Испании и ограничения
ввоза иностранных товаров. Французские
— в центр внимания ставили проблему обеспечения
положительного торгового баланса. Меркантилизм
же в России имел свои особенности, связанные
с тем, что внешняя торговля играла для
развития экономики нашей страны значительно
меньшую роль, чем в Западной Европе. И
Посошкова в первую очередь интересовали
не вопросы обеспечения активного торгового
баланса, а вопросы развития национального
хозяйства. Название его основного труда
«Исследование о скудости и богатстве»
(1724 г.) очень напоминает название работы
А.Смита «Исследование о природе и причинах
богатства народов». И это сходство не
только внешнее. Обе работы рассматривают
главные проблемы политической экономии:
сущность и формы богатства нации, механизмы
его роста. Как и А.Смит, И.Т.Посошков источник
национального богатства видел в труде,
при этом у него и сельскохозяйственный
и промышленный труд одинаково важен.
Ему было чуждо пренебрежение к сельскому
хозяйству, характерное для меркантилистов
Запада. Общественное же значение труда
Посошков видел в том, чтобы давать «прибыток»,
который фактически представляет у него
разницу между ценой и издержками производства.
В то же время меркантилизм
Посошкова отчетливо проявляется при
характеристике торговли. Он полагал,
что «купечеством всякое царство богатится»,
защищал ее монополию. Совершенно в русле
меркантилистских идей, Посошков предлагал
регламентировать внешнюю торговлю: повышать
экспортные цены, ограничивать операции
иностранцев лишь рядом портов, запрещать
ввоз предметов роскоши и т. д. Однако он
был чужд односторонности концепции «торгового
баланса». В отличие от западноевропейских
меркантилистов, у Посошкова богатство
не отождествлялось с деньгами. Более
того, в целом он осуждал денежное богатство
как символ корыстолюбия и противоречащее
нравственным устоям общества и в этом
заключается еще одна особенность русского
меркантилизма. Как и А.Смит, богатство
народов Посошков видел не в деньгах, а
в вещественном богатстве, приобретаемом
исключительно трудом и потому считал
более полезным увеличение материальных
благ, чем денег. Трактуя деньги, Посошков
развивал номиналистическую концепцию
(что опять-таки в традициях классической
политической экономии), полагая, что их
курс определяется лишь царским штампом.
Он рассматривает деньги как ценность,
созданную законом, средство для создания
определенного правопорядка. Правда, это
касается только внутреннего обращения,
в сфере же внешней торговли безусловно
деньги должны быть полноценными.
Рассматривая торговлю и производство
как единый хозяйственный комплекс и видя
в них источник богатства нации, Посошков
выступал за всемерное развитие отечественной
торговли, промышленности, сельского хозяйства,
укрепление экономического могущества
России и ее независимости. Как и все представители
меркантилизма, он является сторонником
сильной государственной власти. В то
же время, признавая самодовлеющую роль
государства в экономике, в своем сочинении
Посошков говорит о том, что нельзя считать
богатым государство, если там любыми
средствами деньги собираются в казну
и проводит четкое различие между богатством
казны и богатством народа. Для увеличения
последнего необходимо, по его мнению,
хорошее управление страной, хорошие законы,
правильный суд. Он писал о «правде» как
необходимой предпосылке возможности
устранения скудости и умножения богатства
в стране.
В поисках правды и справедливости
И.Т.Посошков проявляет значительный радикализм,
осуждая подушную подать (как не учитывающую
разницы в экономическом положении плательщиков),
рост оброков и барщины, предлагая фиксировать
повинности крестьян при наделении их
землей. К этому добавляются предложения
о размежевании крестьянских и помещичьих
земель, снижении податей, установлении
равного суда для всех сословий и т. д. Возможно,
именно за эти предложения Посошков был
арестован и заключен в Петропавловскую
крепость, где и скончался.