Вступление России во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 06:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – оценить возможные последствия для российской торговли после вступления в ВТО.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть принципы и основные функции ВТО;
- проанализировать преимущества торговой системы ВТО;
- проанализировать основные преимущества и недостатки участия России в ВТО;
- оценить перспективы присоединения России к ВТО.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВСЕМИРНО ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 5
1.1 Принципы и основные функции ВТО 5
1.2 Преимущества торговой системы ВТО 8
1.3 Этапы вступления России в ВТО 11
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ В ВТО 13
2.1 Основные проблемы, связанные со вступлением России в ВТО 13
2.2 Взаимоотношение ВТО и России 16
2.3 Политика свободной торговли в регулировании межэкономической деятельности страны 23
3. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

3484 присоединение России к ВТО - копия.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

Как следует  из таблицы 2, потребность в финансировании мер, предусмотренных желтой «корзиной», с 2017 года будет недостаточной, так  как необходимый размер - 6,6 млрд. долл., а разрешенный после вступления в ВТО - 5,4 млрд. долл. и дальше этот разрыв будет только увеличиваться.

Решением этой проблемы называют преобразование ряда мер желтой «корзины» в меры зеленой, например, субсидии на возмещение части  затрат на приобретение удобрений, комбикормов, заменить на прямые субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям в расчете на 1 га и на 1 голову скота.

Появление голубой  «корзины» было вызвано компромиссом между США и Европейским союзом, которые стремились сохранить право  на существенную поддержку своего аграрного  сектора. К этой «корзине» отнесены выплаты, направленные на ограничение размеров используемых сельскохозяйственных угодий и поголовья скота, а также компенсации при добровольном сокращении фермерами объёмов производства. Меры голубой «корзины», также как и зеленой, исключаются из обязательств по сокращению, однако, в России такие меры в настоящее время не используются.

В ВТО не учитываются  существенные различия между природно-экономическими условиями сельскохозяйственного  производства в разных странах, в  связи с чем страны находятся в не равных условиях, так в России в расчёте на один гектар пашни государственная поддержка снизилась до 35 долларов, в США она составляет 340 долларов на гектар, в ЕС – 1 053 долларов на гектар[3].

Учёные экономического факультета МГУ высказали предложение: рассчитывать уровень государственной поддержки исходя из средних показателей - в расчёте на один гектар пашни и на одного занятого в сельском хозяйстве. Пересчёт по этому способу дал бы более объективные оценки совокупной меры поддержки государства хоть как-то уравнивающие конкурентные возможности стран на мировом агропродовольственном рынке. Россия в этом случае могла бы иметь разрешённый уровень в 50 – 60 миллиардов долларов.

Не менее  важным вопросом в переговорах являлся  доступ на свой рынок других стран. В Соглашении по сельскому хозяйству говорится, что базовые таможенные тарифы устанавливаются на уровне среднего показателя за три года, предшествующие началу переговоров (для России это 1992 – 1994 годы).

Зафиксировав  эти тарифы, развитые страны обязуются снизить их на 36 процентов в течение шести лет, а развивающиеся – на 24 процента в течение десяти лет. В результате определяются так называемые связанные импортные тарифы, которые государство – член ВТО не должно превышать при импорте агропродовольственной продукции.

Рассмотрим  последствия вступления России в  ВТО в аграрном секторе, таблица 3.

Таблица 3

Последствия вступления России в ВТО и размер необходимой  государственной поддержки аграрного  секторах (использованы данные из [16])

Наименование продукции

 

Риски и последствия  вступления в ВТО

Необходимая помощь государств

Свинина

- снижение пошлин  на импорт живых свиней в  8 раз до 5 % приведет к резкому  снижению цен, снижению рентабельности  до 2 раз; 

- снижение пошлины  на субпродукты с 25 до 15% приведет к потере доходности первичной переработки свиней

2012-2015 гг. -20 млрд.руб.  ежегодно

2016-2020 гг. -

10 млрд.руб. ежегодно

Говядина

- будет отменен  ценовой критерий в 8000 евро  за тонну, которая поставляется  из Канады, США, Аргентины, что может привести к неконтролируемому ввозу импортного мяса;

- снизятся оптовые  цены - потери составят 17 млрд.руб.  в год, кроме того, увеличатся  сроки окупаемости проектов с  11 до 14-15 лет

17 млрд.руб ежегодно  в течение 10 лет на компенсацию  потерь

Птица

- снижение цены  на 5-6 руб. за кг - потери в 22 млрд.руб. в год для производителя;

- рост производства  мяса птицы приведет к затовариванию  на 140000 тонн уже в 2012 году

20 млрд.руб. ежегодно

Сахар

- будет введена  плоская шкала импортной пошлины,  вместо плавающей, на сахар-сырец на уровне 140 долларов за тонну, в результате  снизится тарифная защита отечественного производителя на 25%;

- снизятся пошлины  на сахаросодержащие сиропы - потери  до 25 млрд.руб.в год

Субсидирование  затрат на посевы сахарной свеклы 25 млрд.руб. в год

Молоко

- снижение импортных  пошлин на все виды молочной  продукции из-за низкой рентабельности, поставки импортной продукции  резко вырастут, внутреннее производство  снизится;

- на сухое  молоко импорт вырастет на 60% в  итоге производство сократиться вдвое, будет остановлена половина площадей;

Для сохранения поголовья скота  26-29 млрд.руб. ежегодно

Масложировая  продукция

- снижение импортных  пошлин на жиры и маргарин  приведут к потерям за три  года в 13,9 млрд.руб.;

- сокращение  экспортных пошлин на семена подсолнечника повлекут увеличение объема ввоза семян подсолнечника;

- снижение производства  подсолнечного масла – приведет  к закрытию масложировых предприятий,  росту безработицы, росту социальной  напряженности

В течение 5 лет  необходимы субсидии на производство продуктов глубокой переработки растительного масла.


 

Россия в  результате почти двукратного снижения собственного сельскохозяйственного  производства в девяностые годы была вынуждена открыть свой рынок  для импорта продовольствия, это привело к тому, что средневзвешенный таможенный тариф для сельскохозяйственной и продовольственной продукции составил 12 – 14 процентов.

Когда придётся в соответствии с обязательствами  снизить его на треть, то связанный  тариф составит менее 10 процентов. Это равносильно полному открытию национального рынка для экспорта продукции крупнейших международных фирм и отдельных государств. Тарифная защита аграрного рынка ЕС составляет сейчас 19,5 процента, т.е. России следует отстаивать право иметь связанные импортные тарифы на уровне, которые приняты в ЕС.

Соглашение  по сельскому хозяйству ВТО разрешает  странам-членам ВТО пользоваться определенными  категориями экспортных субсидий в  отношении сельскохозяйственных товаров, например,   предоставление правительством прямых субсидий в отношении операций, связанных с осуществлением экспорта сельскохозяйственных товаров продуктов

 

Таким образом, вступление России в ВТО сопряжено  с определенными рисками для  сельского хозяйства страны, но они  предсказуемы. Для аграрного сектора ждем и положительных моментов, к которым следует отнести системную модернизацию и повышение конкурентоспособности продукции аграрно-продовольственного сектора,  развитие социальной и рыночной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Политика  свободной торговли в регулировании межэкономической деятельности страны

 

Высокая значимость МТ для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных  международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку  правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами — членами этих организаций.

Особую роль в регулировании  международной торговли выполняют  многосторонние соглашения, действующие  в рамках:

ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)

ВТО (Всемирная торговая организация)

ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами)

ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности)

ГАТТ

В соответствии с основополагающими  положениями ГАТТ торговля между странами должна осуществляться на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), т. е. в торговле стран — членов ГАТТ устанавливается режим наибольшего благоприятствования (РНБ), гарантирующий равенство и недискриминацию. Однако одновременно были установлены исключения из ПНБ для стран, входящих в экономические интеграционные группировки; для стран, бывших колоний, находящихся с бывшими метрополиями в традиционных связях; для приграничной и каботажной торговли. По самым приблизительным подсчетам на долю «исключений» приходится не менее 60% мировой торговли готовой продукцией, что лишает ПНБ универсальности.

ГАТТ признает в качестве единственно  приемлемого средства регулирования  МТ таможенные тарифы, которые итеративно (от раунда к раунду) снижаются. В настоящее время их средний уровень составляет 3-5%. Но и здесь есть исключения, позволяющие использовать нетарифные средства защиты (квоты, экспортные и импортные лицензии, налоговые льготы). К ним отнесены случаи применения программ регулирования сельскохозяйственного производства, нарушения платежного баланса, осуществления программ регионального развития и помощи.

ГАТТ содержит принцип отказа от односторонних действий и принятия решений в пользу переговоров  и консультаций, если такие действия (решения) могут привести к ограничению свободы торговли.

ГАТТ — предшественница ВТО  — принимала свои решения на переговорах-раундах  всех членов этого Соглашения. Всего  их прошло восемь. Наиболее значимые решения, которыми ВТО руководствуется в  регулировании МТ до настоящего времени, были приняты на последнем (восьмом) Уругвайском раунде (1986-1994 гг.). Этот раунд еще более расширил круг вопросов, регулируемых ВТО. В него была включена торговля услугами, а также программа сокращения величины таможенных пошлин, активизации усилий по регулированию МТ продукцией отдельных отраслей (в том числе сельского хозяйства) и усиления контроля за теми направлениями национальной экономической политики, которые оказывают влияние на внешнюю торговлю страны.

Было принято решение об эскалации таможенных пошлин по мере повышения степени обработки товаров при снижении пошлин на сырье и ликвидации их на некоторые виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование, офисную мебель, игрушки, фармацевтические товары — всего на 40% мирового импорта. Была продолжена либерализация торговли одеждой, текстилем и сельскохозяйственными товарами. Но последним единственным средством регулирования признаны таможенные пошлины.

В области антидемпинговых мер  были приняты понятия «законные субсидии» и «приемлемые субсидии», к разряду которых отнесены субсидии, направленные на охрану окружающей среды и региональное развитие при условии, что их размер составляет не менее 3% общей величины импорта товара или 1% его общей стоимости. Все остальные отнесены к незаконным и их применение во внешней торговле запрещено.

К числу вопросов экономического регулирования, воздействующих на внешнюю торговлю косвенно, Уругвайский раунд отнес  требования о минимальном экспорте товаров, произведенных на СП, обязательном использовании местных компонентов и ряд других.

ВТО

Уругвайский раунд принял решение  о создании ВТО, ставшей правопреемницей  ГАТТ и сохранившей его основные положения. Но решения раунда дополнили  их задачами обеспечения свободы торговли не только за счет либерализации, но и путем использования так называемых увязок. Смысл увязок состоит в том, что любые решения государства о повышении тарифа принимаются одновременно (в увязке) с решением о либерализации импорта других товаров.

ВТО не входит в сферу деятельности ООН. Это позволяет ей проводить  собственную независимую политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению принятых соглашений.

ГАТС

Определенной спецификой отличается регулирование международной торговли услугами. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, не образуют единого рынка, который имел бы общие черты. Но ему присущи общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

В настоящее время мировой рынок  услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.

Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившем в действие с 1 января 1995 г. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.

ГАТС включает в себя три части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень.

Соглашение ГАТС направлено на либерализацию  торговли услугами и охватывает следующие  их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы  его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей национальной культуры.

Отраслевое регулирование международной  торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным их производством и потреблением. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО).

Информация о работе Вступление России во Всемирную Торговую Организацию