Вступление России во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 06:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – оценить возможные последствия для российской торговли после вступления в ВТО.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть принципы и основные функции ВТО;
- проанализировать преимущества торговой системы ВТО;
- проанализировать основные преимущества и недостатки участия России в ВТО;
- оценить перспективы присоединения России к ВТО.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВСЕМИРНО ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 5
1.1 Принципы и основные функции ВТО 5
1.2 Преимущества торговой системы ВТО 8
1.3 Этапы вступления России в ВТО 11
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ В ВТО 13
2.1 Основные проблемы, связанные со вступлением России в ВТО 13
2.2 Взаимоотношение ВТО и России 16
2.3 Политика свободной торговли в регулировании межэкономической деятельности страны 23
3. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

3484 присоединение России к ВТО - копия.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Региональный уровень международной  торговли услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.

Национальный уровень регулирования  касается внешней торговли услугами отдельных государств. Он реализуется через двусторонние торговые договоры, составной частью которых может быть торговля услугами. Значительное место в таких договорах отводится регулированию инвестиций в сферу услуг.

 

3. Положительные и  отрицательные  последствия вступления России в ВТО

 

Маловероятно ожидать от присоединения  к ВТО и расширения экспортных возможностей для российских производителей в современных условиях. Во-первых, уже сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшего  благоприятствования на основе двухсторонних соглашений. В этом смысле существенного улучшения в условиях доступа российских товаров на внешние рынки произойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары (70 % всего экспорта по данным на первую половину 2008 г.), которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом. Динамика экспорта важнейших видов продукции ТЭК России к общему объему экспорта представлена в таблице 4.

Таблица 4

Динамика экспорта важнейших видов продукции ТЭК России (в % к общему объему экспорта) [17]

 

2009

2010

2011

2012

Сырая нефть

14,1

19,4

24,5

24,1

Нефтепродукты

5,8

7,5

10,6

10,3

Природный газ

18,3

15,6

16,2

17,7

Каменный уголь

0,9

0,6

1,1

1,4

Электроэнергия

0,7

0,4

0,3

0,3


 

В-третьих, часто говорится о том, что присоединение к ВТО позволит более эффективно решать проблемы, связанные с антидемпинговыми расследованиями против российских экспортеров, которые, по частоте применения, составляют 59 % от общего количества ограничительных мер в отношении России (прочие нетарифные меры составляют 17 %, тарифные меры - 13 % и квоты - 11 %). При этом 65 % этих расследований возбуждаются в отношении производителей черных металлов. Но, с одной стороны, процедура проведения подобных расследований определяется не членством в ВТО, а предоставлением ей статуса страны с рыночной экономикой. С другой стороны, для успешного ведения подобных споров необходим штат высококвалифицированных служащих, способных отстаивать интересы российских компаний за рубежом, дефицит которых остро ощущается как в компаниях-экспортерах, так и в государственных органах.

Безусловно, что  вступление России во ВТО потребует  гармонизации многих сфер российского  законодательства с нормами международного права.

Полноценное функционирование Таможенного союза в ситуации, когда один или несколько его членов присоединяются к ВТО, обеспечивает Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. Подписан 19 мая 2011 года в г. Минске, ратифицирован Федеральным законом от 19 октября 2011 года №282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы».

Как следует  из этого договора, со дня присоединения  любого участника ТС к ВТО положения  Марракешского соглашения о создании ВТО (далее – Марракешское соглашение) становятся частью правовой системы ТС. Первый присоединившийся к ВТО участник информирует остальных участников и координирует с ними действия по принятию обязательств в качестве условия присоединения к ВТО, если такие обязательства требуют изменений правовой системы ТС. Если впоследствии к ВТО присоединится другой участник, его обязательства (принятые в качестве условия присоединения к ВТО) также станут частью правовой системы ТС.

С момента, когда  первый участник присоединяется к ВТО, ставки Единого таможенного тарифа ТС не могут превышать ставки импортного тарифа, которые установлены Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров. Исключения из этого правила предусмотрены Марракешским соглашением.

Согласно упомянутому  договору участники ТС должны принять  меры, чтобы привести правовую систему  ТС в соответствие с Марракешским соглашением. И до тех пор, пока этого  не будет сделано, положения названного соглашения (включая обязательства  участника ТС, принятые им в связи с присоединением к ВТО) являются приоритетными по отношению к международным договорам ТС и решениями его органов. Если же правовые нормы ТС окажутся более либеральными, чем нормы Марракешского соглашения, и не будут вступать с ним в противоречие, их можно будет применять. Кроме того, участники ТС должны будут обеспечить соответствие названному соглашению всех международных договоров и актов, принимаемых в рамках ТС.

Участники ТС будут  признавать санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры других государств как эквивалентные, даже если они отличаются от мер ТС и (или) государств – членов ТС. Это предусмотрено Решением Комиссии ТС от 18 октября 2011 года №835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска».

В частности, участники  ТС будут проводить совместные консультации с государствами-экспортерами для  заключения договоров о признании  эквивалентности отдельных санитарных, ветеринарных или фитосанитарных мер. Могут быть установлены процедуры аудита, сертификации и мониторинга, применяемые в отношении любой меры, признанной эквивалентной.

 

 

 

Заключение

 

Конкретными целями присоединения  для России можно считать следующие:

1. Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки.

2.Доступ к международному  механизму разрешения торговых  споров.

3.Создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций  в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами ВТО.

4.Расширение возможностей  для российских инвесторов в  странах-членах ВТО, в частности,  в банковской сфере.

5.Создание условий  для повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате  увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок.

6.Участие в выработке  правил международной торговли  с учетом своих национальных  интересов.

7.Улучшение имиджа  России в мире как полноправного  участника международной торговли [5].

Влияние вступления Российской Федерации в ВТО на различные отрасли хозяйства может оказаться абсолютно разным. Так, например, высокие технологии выиграют, так как в России имеются в наличии сильные научные базы, тем более данная сфера деятельности весьма специализирована для каждого направления, для каждой страны, а вот пищевая промышленность, скорее всего, будет вытеснена более конкурентоспособными товаропроизводителями с хорошо развитым сервисным обслуживанием клиентов, т.е. здесь придется потесниться в пользу импортной продукции. Аналогичный ход событий ожидается и во многих других отраслях.

В настоящее время  имеется ряд отраслей, например, торговля, связь и информационные услуги, где уже сейчас наблюдается  тесное сотрудничество с зарубежными  партнерами. Но для малого бизнеса без поддержки государства это будет весьма сложный период. Практически непредсказуемо развитие естественных монополий: все будет зависеть от грамотного их переформирования.

Плюсы вступления России в ВТО:

- Россия сможет участвовать в разработке правил мировой торговли;

- снижение цен на большинство товаров и услуг, повышение их качества, более широкий выбор – все это произойдет с увеличением конкуренции на отечественном рынке;

- Российским экспортерам станет проще продавать свои товары за рубежом. Наиболее выгодно это будет экспортерам металла и минеральных удобрений, для которых сейчас введено больше всего ограничений;

- присоединение к ВТО может заставить отечественных участников рынка действовать более прозрачно: теперь их деятельность будут контролировать не только власти России, но и других стран;

- повысится привлекательность России для зарубежных инвесторов.

Минусы вступления России в ВТО:

-для производителей  с плохой технической базой,  устаревшими технологиями и большими  издержками увеличение конкуренции может повлечь уход с рынка. Это потеря рабочих мест и налогов;

- присоединение к ВТО чревато потерей некоторых отраслей экономики. Из-за конкуренции может, к примеру, прекратиться производство гражданских самолетов;

- будет жестче контролироваться соблюдение прав на интеллектуальную собственность: естественно, за фирменные товары придется платить больше, чем за их подделку;

- из-за снижения таможенных пошлин на ввозимый товар из-за рубежа в казну будет поступать меньший доход.

Таким образом, при вступлении в ВТО Россия перешла на путь специализации в отдельных отраслях: малоразвитые будут заменены зарубежными производителями, хорошо развитые либо будут успешно сотрудничать, либо являться лидерами того или иного рынка. Естественно, открытие экономики способствует созданию полноценного конкурентоспособного рынка, и это одна из положительных тенденций, сопутствующих вступлению России в ВТО.

 

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. опубл. в «Российской газете» от 23 января 2009 г. N4);
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2012 г. №17;
  3. Федеральный закон от 19 октября 2011 года №282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» // Собрание законодательства РФ. – 24 октября 2011 года. – №43;
  4. Федеральный закон от 21 июля 2012 года №126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Российская газета. – №166. – 23 июля 2012 г.;
  5. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года №835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска» (начало действия документа – 22.08.2012). // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21.10.2011г.;
  6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» (ред. от 23.11.2012 г., с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013) //. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23.07.2012г.

 

 

 

 

Научная и учебная литература:

  1. Гильдеминова И.А. О некоторых возможностях адаптации российских предприятий к условиям ВТО. – М.: МГУ, 2012. – 88с.
  2. Глобализация: Россия и ВТО / под общ. ред. В.А. Михайлова, В.И. Кушлина, В.С. Буянова. – М.: Издательство РАГС, 2012. – 260с.
  3. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. - М., Академкнига, 2012. – 165с.
  4. Овчарова Л.Н., Рыбалкин В.Е., Зубаревич Н.В. и др. Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия. – М., Помату, 2012. – 78с.
  5. Роль Всемирной торговой организации в глобальном управлении / Под.ред. Гэри П. Сэмпсона - М.: Весь Мир, 2012. - 298 с.

Статьи  в периодических изданиях и интернет-ресурсах:

  1. ВТО дорогого стоит [Электронный ресурс]:  http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=2743464 (дата обращения 04.2013).
  2. ВТО: Куда же все-таки вступила Россия [Электронный ресурс]:   http://lenagro.org/stati/2096-vto-kuda-zhe-vse-taki-vstupila-rossiya.html(дата обращения 25.04.2013).
  3. Крылатских Э. Чем обернётся вступление России в ВТО для сельского хозяйства страны?  [Электронный ресурс]:  http://www.agrostav.ru/projects/mag-journal/id2020110512.html1. (дата обращения 28. 04.2013).
  4. О рисках и угрозах обеспечения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО [Электронный ресурс]:  http://www.vniiesh.ru/news/9651.html 1. (дата обращения 28. 04.2013).
  5. Внешнеэкономический сервер РОССИЯ – ЭКСПОРТ – ИМПОРТ. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.rusimpex.ru/;
  6. Таможня.ру – таможенный правовой портал. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.tamognia.ru/;
  7. Федеральная таможенная служба России. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru/.
  8. http://www.wto.ru – сайт, посвященный взаимоотношениям России и ВТО.

 

 


Информация о работе Вступление России во Всемирную Торговую Организацию