Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:40, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит во всестороннем изучении глобальных проблем мировой экономики, с более подробным анализом проблемы бедности. Обозначим задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы выбранной темы: понятие глобальных проблем в целом, их черты, причины возникновения и развития. Дать их классификацию.
2. Провести анализ состояния бедности в различных странах.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ……………………………………………5
1.1.Классификация глобальных проблем мировой экономике………………..5
1.2.Понятие и основные черты глобальных проблем…………………………10
1.3.Присчины возникновения глобальных проблем………………………….12
ГЛАВА2.БЕДНОСТЬ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ…………… …….........................................14
2.1.Основные подходы к определению и измерению бедности……………..14
2.2.Бедность в отсталых странах: настоящее и будущее…………………….15
2.3.Бедность в богатых странах: тенденции и перспективы………………….19
2.4. Бедность в России: рост или снижение…………………………………...20
ГЛАВА 3.ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ……………………..25
3.1. Основные способы по преодолению бедности……………………………25
3.2.Создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособного населения…………………………………………………….31
3.3.Социальная политика в обеспечении сокращении бедности…………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………41
Региональный аспект доходов и
бедности обусловлен целым рядом
причин и факторов, среди которых,
различный экономический
Борьба с бедностью для одних
стран, профилактика ее для других -
крупнейшая стратегическая задача любой
социально ориентированной
Первый используется в развитых странах с высоким уровнем жизни и социальных гарантий, обеспечивающих основные минимальные доходы (заработную плату и пенсии), достаточные для действующих в обществе стандартов потребления.
И второй - система адресной социальной
помощи тем, кто находится в худшем,
относительно других, положении. Последняя
применяется в развитых странах
как дополнительная, исключительно
для узкого круга лиц, попадающих
в экстремальную жизненную
Для развивающихся стран, где доходы
основной массы людей крайне низки,
распределение социальной помощи, в
том числе продовольственной, лекарственной,
коммунально-бытовой, образовательной
и т.п., является по сути основным методом
поддержки миллионов
Пример первой модели. Во Франции,
где высока роль государства и
значимы социальные завоевания трудящихся,
в основе системы профилактики бедности
лежит установление обязательной для
всех работодателей минимальной
ставки заработной платы, достаточной
для удовлетворения основных потребностей
работающего, которая систематически
индексируется. Кроме того, здесь
действует мощнейшее
Важную роль во Франции играют социальные
службы при муниципалитетах. Так, если
у человека нет страхового стажа
(молодежь, женщины с детьми), или
по иным жизненным обстоятельствам
(потеря кормильца, одиночество, недееспособность)
и он не имеет возможности
В США действуют мощные программы
борьбы с бедностью, охватывающие не
менее 15% населения. Помощь предоставляется
по двум критериям: надо быть бедным и
надо принадлежать к одной из субсидируемых
категорий. В их числе: семьи с
маленькими детьми, особенно с одиноким
родителем или безработным
Кроме того в развитых странах получение
социальной помощи, предоставляемой
в относительно значимых для семьи
размерах (в Канаде, к примеру, для
неполных семей с одним ребенком
по провинциям от 11,7 до 13,7тыс. канадских
долл. в год на семью), как правило,
обуславливается требованиями определенных
трудовых усилий, в частности, участием
в низкооплачиваемых
В постсоциалистических странах гарантированный доход, равный прожиточному минимуму (с выплатой пособия в случае его отсутствия), удалось установить только в Чехии - на уровне минимальной пенсии. В остальных странах социальная поддержка не имеет в виду полное возмещение недостающего дохода, ее размеры невелики, не позволяют выйти из состояния бедности. При этом после предоставления помощи социальный работник периодически посещает клиента. Общее число отказов в помощи, как правило, является небольшим.
Несмотря на общее признание особой значимости социальной помощи в странах с переходной экономикой, увязки ее с доходами или доходами и активами (имуществом) семей (так называемая “адресность”), роль ее в доходах населения невелика. По данным Мирового Банка, в 1993-1995 годах ежемесячные социальные пособия на домохозяйство составили: в Польше - 54 долл., в Болгарии - 10 долл., что позволяет сделать вывод о ее неэффективности. Более существенным нередко бывают здесь жилищные субсидии (льготные тарифы) для малоимущих, детские пособия, помощь инвалидам, различные натуральные льготы (транспорт, протезы, лекарства, курортное лечение), бесплатные услуги специализированных социальных учреждений для проблемных детей, лиц, нуждающихся в постороннем уходе, различные программы для групп со специфическими потребностями, находящимися в зоне риска бедности (бездомные, алкоголики, наркоманы) .
На современном этапе развития России помимо традиционной социальной бедности (многодетные семьи, неполные семьи с детьми и т.д.) существует и экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния.
При этом факторы, генерирующие экономическую бедность, таковы, что само по себе получение работы трудоактивным населением не может служить источником благосостояния по следующим причинам:
Хронические очаги бедности сформировались и в ряде отраслей внебюджетного сектора экономики, в том числе в текстильной промышленности, обувной, швейной, деревообрабатывающей. Более высокие показатели бедности на селе. Такое положение объясняется крайне низким уровнем оплаты труда в сельском хозяйстве.
Следует отметить, что в категорию
"работающие бедные" могут попасть
работники предприятий с
Для преодоления экономической
бедности принимаются меры общеэкономического
характера: содействие занятости, повышение
оплаты труда, совершенствование налоговой
политики, выравнивание уровня социально-экономического
развития регионов и многие другие.
Что же касается мер по борьбе с
социальной бедностью, то они заключаются
непосредственно в области
В соответствии с Программой социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2003-2005 гг.), в 2005 году реальные
доходы населения увеличатся на 24-28
% по сравнению с прошлым годом.
При этом реальная заработная плата
возрастет на 30-34% за счет повышения
производительности труда, повышения
минимальных государственных
Выделяются следующие ключевые факторы, стимулировавшие расширение масштабов бедности за годы реформ: рост численности незанятого населения в трудоспособном возрасте; увеличение численности работников с заработной платы ниже прожиточного минимума; ограничение доступа бедных к социальным трансфертам и бесплатным социальным услугам.
В увеличении масштабов распространения бедности особую роль определяет безработица. Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, за период с 1992 г. по 2000 г. возросла почти втрое, составив в 2000 г. 8,5 млн. человек; уровень безработицы увеличился за тот же период с 5,2 до 11,7% от экономически активного населения.
Смягчить падение уровня жизни
трудоспособного, потерявшего работу,
было призвано пособие по безработице.
Система выплаты пособий по безработице
имела свои издержки становления
и развития, балансируя между поддержкой
безработных и искоренением иждивенческих
настроений среди неработающего
населения. Анализ функционирования данной
системы, проведенный экспертами МОТ,
свидетельствует о том, что наиболее
последовательно проводилась
Несмотря на то, что вторичная занятость за последние 10 лет стала наиболее распространенной адаптационной моделью к новым экономическим условиям, она продолжает регулироваться нормами законодательства советского периода.
Анализ причин и факторов бедности позволяет сделать вывод о том, что стратегия содействия сокращению бедности будет эффективна только в том случае, если ее основу составят следующие три направления:
Для предотвращения дальнейшего роста численности бедного населения также необходимо обеспечить соблюдение следующих правил:
3.2.Создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения.
В сфере доступа бедных к ресурсам, позволяющим им самостоятельно выйти из бедности, ключевые проблемы сконцентрировались в четырех направлениях: институциональное регулирование рынка труда; оплата труда; содействие занятости; помощь безработным.
Меры институционального регулирования занятости в настоящее время предполагают:
Сокращение численности
Следует более четко разграничить два направления активной социальной политики: общественные работы и создание временных рабочих мест, которые должны быть ориентированы на разные категории безработных. Как показывает опыт многих стран, общественные работы организуются на достаточно продолжительный период времени и участвовать в них предлагают преимущественно длительно безработным, в значительной мере утратившим квалификацию и навыки регулярной трудовой деятельности. Доля трудоустраивающихся по окончании общественных работ невелика в силу специфики контингента. Временные рабочие места организуются для лиц, недавно лишившихся работы, и для молодежи, впервые выходящей на рынок труда. Как показывает практика, они являются достаточно эффективным "мостом" к последующей постоянной занятости.
Содержание и направленность программ борьбы с бедностью во многом будет зависеть от принципиально выбранной стратегии, которая имеет две альтернативы.