Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 09:14, контрольная работа
Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится прежде всего развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериаль
Введение……………………………………………………………………...….2
Глава 1. Сущность и объективная необходимость государственного регулирования экономики……………………………………………………….……..3
1.1 Сущность и содержание ГРЭ…………………………………………….....3
1.2 Объективная необходимость ГРЭ…………………………………….……7
Глава 2. Механизм государственного регулирования……………………..…10
2.1 Объекты и субъекты ГРЭ…………………………………………………..10
2.2 Цели, принципы, функции и задачи ГРЭ…………………………………17
2.3 Методы, средства, формы и инструменты государственного регулирования экономики……………………………………………………………….…21
Заключение…………………………………………………………………......28
Список использованной литературы……………………………………..…..30
стабильный уровень цен;
экономический рост и экономическое развитие;
ориентация на достижение экономической эффективности;
полная и эффективная занятость;
справедливое распределение доходов;
сбалансированность
Часто задачи государственного
регулирования объединяют в единое
целое, в виде, «многоугольника» целей.
Это -- взаимосвязанный набор
экономический рост;
высокий уровень занятости;
стабильность цен или устойчивость денег;
внешнеэкономическое равновесие.
2.3 Методы, средства,
формы и инструменты
Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния.
Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.
Методы косвенного воздействия
создают лишь предпосылки к тому,
чтобы при самостоятельном
Методы государственного
регулирования классифицируются и
по критерию организационно-
Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.
Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.
Жесткое разграничение экономических
и административных методов несостоятельно,
так как порой и
К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.
Целевое финансирование - выделение
денежных средств государством из бюджета
целевым назначением для
Государственные закупки - часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).
Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.
Бюджетно-налоговую политику
называют фискальной политикой. Это
сознательное манипулирование
Денежная система - форма
организации денежного
Средства ГРЭ:
Правовые средства. К числу
правовых средств относятся такие
широко применяемые инструменты, как
договор, ответственность, юридическое
лицо и др. Указанные и иные правовые
средства широко применяются не только
во взаимоотношениях между субъектами
предпринимательской
Административные средства
не связаны с созданием
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Основные экономические средства-это:
- регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
- установление и изменение
размеров минимальных резервов,
которые финансовые институты
страны обязаны хранить в
-операции государственных
учреждений на рынке ценных
бумаг, такие как: эмиссия
Выделяют следующие формы государственного регулирования экономики: денежно-кредитное, бюджетно-налоговое, административное.
Денежно-кредитное
Бюджетно-налоговое
Административное регулирование - это такие меры, как принудительное картелирование или разукрупнение, квотирование и лицензирование.
В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь, прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.
Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и
конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).
Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.
Социальная политика и
внешнеэкономическое
Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.
Набор инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы: экономическое прогнозирование, программирование экономического развития, бюджетирование, индикативное планирование.
Экономическое прогнозирование -- предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер.
Экономический прогноз -- исходная
основа для определения целей, выработки
стратегии и тактики социально-
Программирование
Бюджетирование экономического развития представляет собой разработку и реализацию государственного бюджета страны как инструмента воздействия государства на ход экономического развития. Государственный бюджет представляет собой основной документ реального управления экономическим развитием страны.
Индикативное планирование представляет собой многоэтапный процесс, включающий разработку плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых показателей, стимулирование агентов производства следованию в своей деятельности наметкам индикативного плана.
Индикативный план - основной документ для выработки и проведения макроэкономической политики в рамках национальной экономики.
Заключение
В заключение нужно отметить,
что государственное
Рынок при всем его позитивном значении не является идеальным механизмом: он имеет как положительные, так и негативные моменты (монополизм, инфляция, кризисы, безработица). Рыночный механизм ведет к существенному подъему экономики, но сопровождается и значительными спадами и кризисами. Поэтому естественно, что государство стремится разработать механизм прогнозирования и программирования рынка.
В результате должен быть осуществлен переход к системе, где рынок регулирует деятельность предприятий и фирм, а государство -- функционирование рынка в соответствии с его законами. Это означает минимум вмешательства государства в деятельность предприятий и рынка. Данное вмешательство осуществляется через механизм государственного регулирования экономики. При этом механизм государственного регулирования должен отвечать интересам не только государства, но и интересам предприятий, фирм и работников.
Информация о работе Государственного регулирования экономики