Государственное социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является анализ государственного социального обеспечения за счет средств федерального бюджета.
Поставленная в работе цель предопределила рассмотрение комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:
 изучить сущность и содержание государственного социального обеспечения в России;
 раскрыть значение социального обеспечения для различных групп населения;

Содержание

Введение 2
1 Сущность и содержание государственного социального обеспечения в России 4
1.1 Понятие, функции и виды государственного социального обеспечения 4
1.2 Значение социального обеспечения для различных групп населения 14
2 Государственное управление социальным обеспечением в Российской Федерации 19
2.1 Принципы управления социальной сферой на современном этапе 19
2.2 Виды и классификация пособий, выплачиваемые за счет федерального бюджета 25
3 Рекомендации по усовершенствованию социального обеспечения в Российской Федерации 31
Заключение 36
Список используемой литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

12322 гос.соц.обеспечение за счет средств федерального бюджета.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

2) студентам и аспирантам, находящимся  в академических отпусках по  медицинским показаниям – 50 руб.;

3) неработающим трудоспособным  лицам, осуществляющим уход за  нетрудоспособными гражданами – 1200 руб.

4) неработающим женам лиц рядового  и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

5) пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по  контракту, в период их проживания  вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;

6) на детей, находящихся под опекой  и попечительством в приемной  семье – 40% от средней заработной платы усыновителя за последний год ;

7) на питание обучающимся в  государственных, муниципальных общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального  и среднего профессионального  образования - размер компенсационных выплат на питание устанавливается в размере 3 рублей в день из расчета на одного обучающегося в течение учебного года.;

8) единовременное пособие вынужденным  переселенцам и беженцам - первые 50 процентов пособия выплачиваются при получении лицом соответствующего статуса, остальные 50 процентов - после размещения на постоянное жительство в сельской местности и регистрации (прописки) в органах внутренних дел.;

9) отдельным категориям инвалидов (на санаторно-курортное лечение, на бензин и техническое обслуживание транспортных средств, на транспортное обслуживание);

10) на оплату жилья и коммунальных услуг.

В отличие от пенсий, выступающих в качестве постоянного и основного источника средств к существованию, пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии).

Многочисленные пособия в системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям:

1) по целевому назначению;

- пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;

- пособия, предоставляемые как  дополнительная материальная помощь;

2) по продолжительности выплаты  пособия:

- единовременные;

- периодические (ежемесячные);

3) по родам социального обеспечения, к которым относятся те или иные пособия:

- пособия по обязательному социальному  страхованию;

- пособия по государственной  социальной помощи;

4) по источнику выплаты пособия:

- из социальных внебюджетных  фондов;

- из федерального бюджета и  т.д.

Перечислим основные виды пособий, предусмотренные действующим законодательством, и нормативные акты, которыми регулируются условия и порядок их предоставления.

1. Пособие по временной нетрудоспособности:

Предоставление данного пособия регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию.

2. Пособия гражданам, имеющим детей:

а) пособие по беременности и родам;

б) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

в) единовременное пособие при рождении ребенка;

г) ежемесячное пособие за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

д) ежемесячное пособие на ребенка. Условия и порядок предоставления указанных пособий регламентируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп.).

Пособие по безработице. Основными нормативными актами, регулирующими условия и порядок предоставления данного пособия, являются Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. №36-ФЗ (с последующими изм. и доп.).

Единовременные пособия гражданам при возникновении поствакцинального осложнения. Право граждан на выплату этих пособий установлено ст. 18 и 19 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с последующими изм.). Перечень поствакцинальных осложнений, дающих право гражданам на получение пособий, утвержден постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. №885, а Порядок выплаты этих пособий определен постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. №1113.

Единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей. Право медицинских работников на получение указанного пособия установлено Федеральным законом от 30 марта 1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (с последующими изм. и доп.).

Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом. Меры правовой и социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, в том числе и право на получение единовременных пособий в случае причинения вреда здоровью или смерти, в настоящее время установлены Федеральным законом от 25 июля 1998 г. №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», а до его принятия вопросы социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, регулировались постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г. №58.

Согласно указанному Закону в случае гибели при проведении контртеррористической операции лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие; в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, а в случае, если данное лицо получило ранение, не повлекшее за собой наступление инвалидности, ему выплачивается единовременное пособие.

Социальное пособие на погребение. Выплата указанного единовременного пособия предусмотрена Федеральным законом от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с последующими изм. и доп.). Оно выплачивается в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному Законом,

Пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием. Правовое регулирование обеспечения страховыми пособиями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями осуществляется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и иными нормативными актами, прежде всего - постановлениями Правительства РФ, письмами, постановлениями и приказами ФСС РФ.

Обеспечение по страхованию осуществляется, в частности, в виде выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти, единовременного пособия (страховой выплаты) и ежемесячного пособия. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из 60-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день такой выплаты; в случае смерти застрахованного пособие устанавливается в размере, равном 60-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному на день такой выплаты. Размер ежемесячной страховой выплаты (пособия), определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Социальные пособия гражданам, уволенным с военной службы.

Законом от 27 мая 1998 г. (ст. 23) установлены следующие виды пособий:

1. Военнослужащим по контракту  при увольнении с военной службы  по достижении ими предельного  возраста пребывания на военной  службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:

а) менее 10 лет - в размере пяти окладов денежного содержания;

б) от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания;

в) от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания;

г) 20 лет и более - в размере 20 окладов денежного содержания.

2. Военнослужащим, проходившим военную  службу по контракту, имеющим  общую продолжительность военной  службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере.

 

3 Рекомендации по усовершенствованию социального обеспечения в Российской Федерации

 

Решение накопившихся социальных проблем с начала 2000-х годов предполагает проведение глубоких структурных преобразований в сфере социального обеспечения, которые должны обеспечить перераспределение социальных расходов в пользу наиболее нуждающихся групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов, направленных в пользу обеспеченных граждан.

Основой системы социального обеспечения любой страны является механизм формирования и распределения государственных фондов социального назначения.

Мировой опыт социального обеспечения свидетельствует, что надежным методом его финансирования являются трехсторонние платежи в государственные фонды социального назначения. Причем наиболее оправданным представляется механизм, когда большая нагрузка приходится на работодателя (от 40 до 60%), а меньшая распределяется между работниками (от 10 до 30%) и государством (от 20 до 40%). Часть средств идет на выплату пенсий , пособий, денежных компенсаций и оказание социальных услуг, а часть в фонд капитализации. Капитализация является процессом финансового вложения временно свободных денежных средств системы социального обеспечения17.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения должна быть положена программа мер, направленных на предоставление социальных выплат и услуг на принципах адресности. Реальное введение адресности повлечет за собой значительные ограничения как на размеры выплат, так и на состав получателей социальных выплат и услуг.

Для обработки больших объемов информации требуется создать новые информационные технологии. Информационная технология адресной социальной помощи является неотъемлемой частью организационной структуры, реализующей новый подход.

Возникает необходимость совершенствования технологии социального обслуживания населения, которое сможет адекватно обеспечить права граждан в этой сфере. Оно должно осуществляться в следующих направлениях:

  • совершенствование нормативно-правовой базы организации и функционирования учреждений социального обслуживания,
  • развитие научно-методических основ деятельности; новые технологии, инновации, международное сотрудничество,
  • укрепление материально-технической базы и кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания, переход от сметного финансирования организации к финансированию установленного государством заказа,
  • улучшение межведомственной координации деятельности учреждений социального обслуживания,
  • достижение уровня социальных услуг, по объему и качеству соответствующего государственным нормам и стандартам социального обслуживания, обеспечивающий гарантированный государством уровень социальной защиты,
  • введение дифференцированных подходов к реализации права на социальное обслуживание в зависимости от потребностей и материальной обеспеченности граждан, расширение спектра платных услуг,
  • продвижение от централизованной системы социального обслуживания, в которой главенствует государство, к смешанным формам, где государственное обеспечение сливается и дополняется частными и общественными структурами. Создавать институциональные условия для формирования и развития негосударственных субъектов социального обслуживания. Обеспечить соревновательность, конкуренцию между ними за получение государственного заказа - финансирования на оказание социальных услуг.

Не менее важным аспектом формирования технологии социального обслуживания населения является разработка стандартов качества социальных услуг населению и их сертификация. Лицензирование – это один из возможных инструментов регулирования доступности и качества социальных услуг, и самое главное, оно позволяет привлечь на рынок социальных услуг негосударственные учреждения и организации, желающие оказывать социальные услуги населению, а делать это они могли бы в соответствии с государственными социальными стандартами социального обслуживания.

Информация о работе Государственное социальное обеспечение