Государственное управление в сфере экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 16:10, реферат

Краткое описание

В деятельности органов исполнительной власти в России после того, как она стала новым самостоятельным государством и избрала путь перехода к рыночной экономике, вопросы управления в хозяйственной сфере занимали и занимают ведущее место. Положительным итогом напряженных практических действий органов исполнительной власти стало создание негосударственного сектора экономики, проведение широкомасштабной приватизации, придание реформе социальной направленности, расширение самостоятельности, регионов, либерализация внешнеэкономической деятельности, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы реформ.

Содержание

Введение
Понятие государственного и частного секторов
Основные черты экономики в переходный период
Управление промышленным комплексом
Управление транспортным комплексом
Управление агропромышленным комплексом
Опыт зарубежных стран
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

гос.упр.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

На федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации возложена задача при разработке государственных экономических программ предусматривать возможность участия в их реализации малых негосударственных предприятий.

4.Значительное влияние на содержание государственного управления экономической сферой после избрания рыночного пути развития стали оказывать расширение экономических связей России со странами дальнего зарубежья, а также изменение ее географического положения как морской державы.

Знамением времени  стало включение России в европейские  и международные экономические  организации (фонды, банки), тесное сотрудничество с теми из них, которые выражают готовность оказывать материальную и техническую  помощь нашей стране в осуществлении ее перехода к рыночным отношениям. Это приносит определенные выгоды (например, при реструктуризации российского долга западными государствами).

Важным событием явилось принятие России в Европейский  Союз в 1996 г. Однако все существовавшие ранее дискриминационные ограничения на российские товары на западных рынках пока сохраняются, что не позволяет расширить экспорт. Особенно большое противодействие со стороны Западной Европы и США наблюдается в сфере торговли оружием и военной техникой.

Кризис в  экономике России серьезно ослабил возможности по сохранению ее присутствия в Мировом океане. Поэтому постановлением Правительства от 10 августа 1998 г. утверждена Федеральная целевая программа «Мировой океан». Основной ее целью является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее морских границ.

5.Немаловажное  значение имеет наметившееся  укрепление экономических связей между странами СНГ, оказывающее влияние на содержание управления экономикой России.

Несмотря на явно выраженное стремление каждого  из государств проводить свою незайис  политику, стало ясно, что обойтись без координации действий в хозяйственной  сфере не удастся. После образования СНГ весь прежний отлаженный хозяйственный механизм был уничтожен раньше, чем появились и обрели устойчивость на пространстве бывшего СССР новые, рыночные институты и рычаги. Это привело не только к ослаблению управления, но в значительной мере и к утрате контроля над экономическими процессами. В то же время ряд объективных обстоятельств требует сохранения прежних экономические связей. Чтобы в период перехода к рынку остановить спад производства в бывших союзных республиках, а ныне независимых государствах, необходимо осуществлять межгосударственное регулирование экономических процессов.

Поэтому характерной  чертой современного государственного управления экономикой стало образование  ряда координационных структур СНГ  К ним относятся: Совет глав государств, Совет глав правительств, ряд других организационных структур, созданных на постоянной и временной основе для формирования и развития общего экономического пространства и проведения экономической реформы.

 

Управление  промышленностью

 

Промышленность  представляет собой важнейшую часть  экономики страны, основу ее экономической  мощи и обороноспособности. Это лицо страны и показатель уровня ее развития, так как является средоточием  ее научно-технического интеллектуального  потенциала. Назначение промышленности — обеспечить народное хозяйство машинам и, оборудованием и другими современными средствами производства, выпускать пользующиеся спросом товары для населения.

Понятие промышленности охватывает ряд отраслей. Некоторые  их группы именуются комплексами: военно-промышленный (или оборонный), лесопромышленный, топливно-энергетический, атомный, агропромышленный. Отрасли, в свою очередь, подразделяются на объединения, предприятия и организации.

В условиях рыночной экономики важной формой организации промышленности стало создание финансово-промышленных групп, действующих на основе Федерального закона от 30, ноября 1995 г. финансово-промышленная группа формируется в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного потенциала, ускорения научно-технического прогресса, конверсии оборонных предприятий и привлечения инвестиций.

Постановлением Правительства от 2 февраля 1998 г. функции уполномоченного федерального государственного органа по государственному регулированию создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп возложены на Министерство экономики РФ.

Однако основной точкой приложения сил экономических преобразований и реформ являются предприятия. Большинство из них в результате приватизации перестали быть собственностью государства.

За долгие годы в России сложился мощный военно-промышленный комплекс (ВПК), вобравший в себя лучшие научные и производственные силы. О его возможностях можно судить хотя бы по тому факту, что на предприятиях ВПК проводилось более 60% всех национальных научных исследований и разработок военного и гражданского характера. Был создан целый ряд уникальных высоких технологий, по которым наша страна даже в нынешних сложных условиях продолжает опережать ведущие страны мира на много лет.

Особое значение для выживания и расцвета оборонного комплекса имеет увеличение экспорта российского оружия и военной техники. У России есть все возможности для того, чтобы занять лидирующее положение на международном рынке оружия. Этому должно способствовать образование новых управленческих структур в соотвстстваии с Указом Президента от 25 мая 1999 г. — российских агентств по обычным вооружениям, по боеприпасам, по судостроению, по системам управления.

Учитывая, что в России нет госструктуры, которая управляла  бы российским ВПК, а мировой опыт свидетельствует о целесообразности объединения под одной крышей авиа- и космической промышленности, где выполняются схожие задачи, в марте 1999 г. «опросы координации и регулирования деятельности авиационной промышленности были переданы из Министерства экономики в Российское авиацион-но-космическое агентство. Положение об агентстве утверждено постановлением Правительства от 25 октября 1999 г.

Сегодня топливно-энергетический комплекс — это. «половина страны». В объеме промышленного производства доля ТЭК составляет 40%.

Для топливно-энергетического  комплекса характерна организация крупных производственных объединений — таких, как-РАО «Газпром» АО «Нефтяная компания «ЮКОС» и т.п.

Сейчас экономика России посажена на «нефтяную иглу». Добывай  мое в отдаленных районах топливо  становится изначально дорогим, необходимость  использования в России только сухопутного транспорта увеличивает стоимость горючего. Ни одна странав мире не допускает подобной монозависимости. Затраты на производство энергии, как и транспортные расходы, уже давно превысили мировой уровень.

В условиях ужесточающейся конкуренции на мировых рынках электроэнергия может стать для России одним из наиболее привлекательных экспортных товаров. Причем наиболее прибыльными, с этой точки зрения являются прежде всего атомные киловатты, себестоимость которых в России примерно в три раза ниже, чем в Западной Европе. Однако в атомной энергетике, которая является стратегически важной отраслью промышленности, в последние годы сложилось кризисное финансово-экономическое положение. Причины кризиса — общее состояние экономики страны, а также неплатежи за отпущенную атомными станциями электрическую энергию. Поэтому в целях недопущения дальнейшей дестабилизации атомной энергетики постановлением Правительства от 21 июля 1998 г. утверждена Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998—2005 годы и на период до 2010 года.

Программа основывается на необходимости развития атомной  энергетики как неотъемлемой части  топливно-энергетического комплекса  страны с размещением АЭС в  регионах, для которых получены соответствующие  согласования на их строительство. Предусматривается повышение безопасной эксплуатации действующих АЭС, замещение выбывающих АЭС и ТЭС энергоблоками АЭС нового поколения, экономия органического топлива и улучшение экологической обстановки.

Министерство экономики Российской Федерации (Минэкономики России) играет важную роль в решении экономических проблем и управлении промышленностью. Это - генеральный штаб реформ, где должны вырабатываться стратегические направления экономического развития.

Особенность Минэкономики состоит в том, что, кроме управления рядом отраслей промышленности, которыми ранее руководили упраздненные Министерство промышленности и Государственный комитет по лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, оно выполняет многие межотраслевые функции.

Согласно Положению  о нем, утвержденному постановлением Правительства от 9 февраля 2000 г., — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку и реализацию государственной социально-экономической политики, определение путей развития экономики и разработку методов ее эффективного регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации, а также, координацию деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Основные задачи Минэкономики России:

  • анализ экономического положения страны, определение принципов и методов регулирования в социально-экономической сфере;
  • разработка и проведение государственной политики по обеспечению устойчивого развития страны;
  • разработка принципов, механизмов и форм реализации государственной структурной, промышленной, инновационной и инвестиционной политики в стране;
  • проведение единой государственной промышленной политики и осуществление управления в сфере металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, текстильной, легкой, медицинской, машиностроительной, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, производства и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, а также координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти;
  • экономическое обоснование федеральных государственных нужд- в том числе расходов, связанных с обеспечением обороны и государственной безопасности;
  • формирование проекта государственного оборонного заказа в целом и участие в установленном порядке в обеспечении выполнения этого заказа;
  • разработка основных принципов региональной экономическом политики, экономических основ федеративных отношений;
  • реализация государственной стратегии экономической безопасности страны, а также выполнение других задач и функций, указанных в Положении.

В Приложении к  постановлению Правительства от 9 февраля 2000г. дан Перечень организаций, находящихся в ведении Минэкономики России (464 государтсвенных унитарных  предприятий и 20 государственных  учреждений).

В соответствии с Указом Президента от 25 мая 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» часть функций Минэкономики России передана вновь образованным российским агентствам но обычному вооружению, по боеприпасам, по судостроению, по системам управления.

Российское  агентство по обычным вооружениям (РАВ), согласно Положению о нем, утвержденному  постановлением Правительства от 31 января 2000 г., является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, регулирующие и другие функции в сфере промышленности обычных вооружений, включая научные исследования, разработку, производство, модернизацию и утилизацию бронетанковой техники, стрелково-пушечного и артиллерийского вооружения, ракетных комплексов, высокоточного оружия, нагроновстрелкового оружия, оптико-электронных систем и приборов для образцов вооружения и военной техники, и других иидон техники гражданского назначения. Агентство обеспечивает реализацию государственной политики в сфере промышленности обычных вооружений, является государственным заказчиком федеральных нелепых программ и работ научного и социально-экономического назначения в сфере промышленности обычных вооружений, выгюлняемыхдля государственных нужд, В его ведении находятся государсгвенные предприятия и организации промышленности обычных вооружений.

Российское  агентство по боеприпасам (Росбоеприпасы), согласно постановлению Правительства  от 6 августа 1999 г., является федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в области промышленности боеприпасов, специальной химии и химического разоружения. Оно осуществляет функции, ранее выполнявшиеся Минэкономики России и упраздненным Комитетом по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте.

Российское  агентство по судостроению (Россудостроение). согласно Положению о нем, утвержденному  постановлением Правительства от 21 декабря 1999 г., является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в сфере судостроительной промышленности, включая научные исследования, разработку, производство, модернизацию и утилизацию продукции военного и гражданского судостроения. Оно обеспечивает реализацию государственной политики и области судостроительной промышленности. является государственным заказчиком федеральных целевых программ и работ научно-технического назначения в сфере судостроения, выполняемых для государственных нужд. В его ведении находятся государственные организации и предприятия судостроительной промышленности.

Информация о работе Государственное управление в сфере экономики