Государственный долг и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Очень часто дефицит бюджета приводит к образованию государственного долга. Ведь бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение налоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.
В 1999 году предельный размер дефицита федерального бюджета установлен в сумме 101,4млрд. руб., или 2,5% по отношению к ВВП. Этот дефицит должен быть профинансирован за счёт доходов от эмиссии государственных ценных бумаг, доходов от приватизации государственного имущества, суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредитов международных финансовых организаций, банков, фирм, средств от покупки ЦБ России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в размере 32,7 млрд. руб.

Содержание

1. Бюджетный дефицит и появление государственного долга. 3-4
2. Что такое государственный долг?
2.1. Государственный долг: содержание и основные формы 4-9
2.2. Обслуживание государственного долга 9-10
2.3. Государственные гарантии – составная часть государственного долга.10-12
3.Особенности государственного долга России.
3.1. Управление государственным долгом России. 12-15
3.2. Формирование внешнего долга. 15-16
3.3. Внешний долг РФ за 2003 год. 16-18
3.4. Внутренний долг РФ. 18-19
4. Последствия государственного долга.
4.1. Тяжесть бремени государственного долга. 19-20
4.2. Роль государственного долга в рыночной экономике 20-21
5. Заключение 22
Литература 23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (Эк. теория 1 курс).doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство Образования Российской Федерации.

 

Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт.

Кировский филиал.

Финансово-Кредитный факультет.

Специальность Финансы и Кредит.

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по Экономической теории.

«Государственный долг и его последствия»

 

 

 

Выполнила: Багаева Ю.Н.

Курс: 2

Группа: Финансы и Кредит

Специальность: Финансы и Кредит

Проверил: Куклин А.В.

Дата поступления в деканат:_______

Регистрационный №:_______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Киров

2004год

 

Содержание                           

 

                                                                                                                                Стр.

1. Бюджетный дефицит и появление  государственного долга.                        3-4

2. Что такое государственный  долг?

2.1. Государственный долг: содержание  и основные формы      4-9    

2.2. Обслуживание государственного  долга                                                      9-10

2.3. Государственные гарантии –  составная часть государственного  долга.10-12

3.Особенности государственного долга России.

3.1. Управление государственным  долгом России. 12-15

3.2. Формирование внешнего долга. 15-16

3.3. Внешний долг РФ за 2003 год. 16-18

3.4. Внутренний долг РФ. 18-19

4. Последствия государственного  долга.

4.1. Тяжесть бремени государственного долга. 19-20

4.2. Роль государственного долга  в рыночной экономике 20-21

5. Заключение 22

Литература 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджетный дефицит и появление  государственного долга.

 Очень часто дефицит бюджета  приводит к образованию государственного долга. Ведь бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение налоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.

     В 1999 году предельный размер дефицита федерального бюджета установлен в сумме 101,4млрд. руб., или 2,5% по отношению к ВВП. Этот дефицит должен быть профинансирован за счёт доходов от эмиссии государственных ценных бумаг, доходов от приватизации государственного имущества, суммы превышения  доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредитов международных финансовых организаций, банков, фирм, средств от покупки ЦБ России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в размере 32,7 млрд. руб.

    С 1990 по 1995гг. для покрытия  бюджетного дефицита в России  в основном использовалась эмиссия  денег, что послужило мощным инфляционным  фактором. С1995 года эмиссия денег  для финансирования бюджета не  применяется. С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги  - ГКО с большими сроками погашения, казначейские обязательства (КО), государственные сберегательные займы и другое.

    Внешними источниками  финансирования бюджетного дефицита   служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда.

     Следует отметить, что  государственные бюджеты западных  стран с развитой рыночной  экономикой также хронически  дефицитны. Однако в условиях  относительно устойчивого экономического положения  бюджетные дефициты не рассматриваются как отрицательные финансовые показатели. Известный экономист Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Преодоление бюджетного дефицита  федерального бюджета было достигнуто благодаря следующим мерам центрального правительства. В 1985г. был принят закон о контроле за за уровнем дефицита федерального бюджета и методах его преодоления. Основная нагрузка по расходам федерального бюджета была перенесена на бюджеты штатов и местных органов власти. Вместе с тем были повышены ставки налогов.

     Основные задачи в  области политики финансирования  дефицита федерального бюджета  Российской Федерации же состоят:

1) в продолжении курса на его  неинфляционное покрытие при  последовательном сокращении объёма  внешних заимствований;

2)в увеличении доли бюджетных  заимствований в небанковском  секторе за счёт привлечения  средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения;

3) в координации выпуска федеральных, региональных и муниципальных  займов с целью поддержания  сбалансированности внутреннего  финансового рынка.

      Механизмы функционирования государственного кредита на практике реализуются посредством размещения государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга. В финансово-кредитном словаре государственный долг определён как «сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). Таким образом, классификация государственных займов представляет собой классификацию всех элементов государственного долга.

 

2.Что  такое государственный долг?

2.1. Государственный долг: содержание и основные формы.

Общее понятие государственного долга РФ, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены Бюджетном кодексе РФ. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом понимаются её долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всеми находящимися в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникшие в иностранной валюте.

В зависимости от срока погашения и объёма обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства  и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

  • Кредитных соглашений и договоров, заключённых от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • Государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
  • Договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения третьими лицами;
  • Переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
  • Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (1-5 лет) и долгосрочными (5-30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам РФ и её субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования – 10 лет.

Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.

Кредитные соглашения и договоры в системе государственного  кредита заключаются прежде всего с кредитными организациями различного рода, как правило, коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты РФ и муниципальные образования. Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись ЦБ, который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объёмах, определяемых ежегодными соглашениями. Однако с принятием новой редакции ФЗ, ЦБ не в праве предоставлять кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Государственные ценные бумаги, т.е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Эмиссия государственных ценных бумаг в неоплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90%: в Германии они достигают 40%, в США – 70%, в Великобритании – 90%. В России долговые обязательства в виде ценных бумаг составляли в 200г. 93% внутреннего долга.

  Мировой рынок государственных  ценных бумаг достаточно разнообразен  и включает облигации, казначейские  векселя, казначейские ноты и  т.п.

Облигации (от лат. Obligatio – обязательство) – это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заёмщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.

Государственные облигации выпускаются, как правило, на достаточно длительный срок, и их можно расценивать, как особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надёжными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. Этому не мешает даже то, что уровень процентной ставки по государственным бумагам обычно ниже, чем по бумагам других эмитентов. По степени надежности облигации правительства и облигации, гарантированные им, стоят на первом месте, и лишь затем следуют муниципальные облигации, облигации АО.

Облигационные займы классифицируются по различным признакам:

    • По виду эмиссии – на предъявителя и именные (облигации государственных и муниципальных займов выпускаются, как правило, на предъявителя, что упрощает их обращение);
    • По виду выплат дохода – на процентные и беспроцентные облигации. При этом доход может либо выплачиваться в виде выигрышей, либо не выплачиваться совсем, но гарантирует получение определённого товара или услуги (например, по целевым займам – телефонным, жилищным и т.п.);
    • По характеру обращения – на облигации, свободно обращающиеся на рынке (рыночные) и с ограниченным кругом обращения (нерыночные). Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам, нерыночные ценные бумаги не могут свободно переходить от одного владельца к другому (например, сберегательные облигации, индивидуальные пенсионные облигации распространяются только среди населения и перепродаже не подлежат);
    • По характеру держателей ценных бумаг – на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц; существуют облигации «специальных займов», предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях, они не имеют свободного обращения и могут быть представлены к оплате через определённое время (обычно через год) со дня их выпуска);
    • По срокам погашения – на краткосрочные (срок погашения до одного года); среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет); существуют и бессрочные, или рентные, облигации, в отношении которых срок погашения не определён, а их владелец получает проценты до тех пор, пока держит их;
    • По методам размещения – на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются на фондовом рынке. Принудительные займы размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки;
    • По материальному носителю могут быть в документарной и в без документарной форме (в виде записей на счетах);
    • В зависимости от эмитента – облигации, выпускаемые центральным правительством, субъектами Федерации и местными органами власти.

Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами. Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов. Их назначение – финансирование строительства муниципальных больниц, школ. Доходные облигации покрываются доходами от тех объектов, для строительства которых она эмитировалась, - эстакад, мостов, жилых домов и т.п. Для инвесторов это более привлекательный  финансовый инструмент.

Информация о работе Государственный долг и его последствия