Деятельность государства по формированию конкурентной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить деятельность государства по формированию конкурентной среды.
Задачи курсовой работы - изучить теоретические основы монопольной деятельности и антимонопольного регулирования, антимонопольное регулирование в РК и его роль в устойчивом развитии, ответственность за нарушение конкурентного законодательства в РК, другие формы антимонопольного контроля в РК.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы государственной деятельности по формированию конкурентной среды
1.1 Цели и задачи развития конкуренции
1.2 Антимонопольная деятельность и защита конкуренции
1.3 Формы недобросовестной конкуренции
2 Анализ антимонопольного регулирования в РК и его роль в устойчивом развитии
2.1 Основы антимонопольной политики государства в РК
2.2 Ключевые направления развития конкуренции в Казахстане. Конкурентное законодательство
2.3 Ответственность за нарушение конкурентного законодательства в РК, другие формы антимонопольного контроля в РК
3 Пути совершенствования антимонопольного регулирования в РК
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельность государства по формированию конкурентной среды.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

 

Введение

3

1

Теоретические основы государственной  деятельности по формированию конкурентной среды

5

1.1

Цели и задачи развития конкуренции

5

1.2

Антимонопольная деятельность  и защита конкуренции

7

1.3

Формы недобросовестной конкуренции

11

2

Анализ антимонопольного  регулирования в РК и его роль в устойчивом развитии

12

2.1

Основы антимонопольной  политики государства в РК

12

2.2

Ключевые направления  развития конкуренции в Казахстане. Конкурентное законодательство

14

2.3

Ответственность за нарушение конкурентного законодательства в РК, другие формы антимонопольного контроля в РК

17

3

Пути совершенствования  антимонопольного регулирования в  РК

22

 

Заключение

27

 

Список использованной литературы

29


 

 

Введение

 

 

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование  - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Политика в области  конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность  и эффективность предприятий  с одной стороны, и уровень  жизни граждан, с другой.

Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством и  направленных на обеспечение условий  для состязательности хозяйствующих  субъектов.

Деятельность государста по формированию конкурентной среды - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Актуальность темы курсовой работы в том, что деятельность государсвта по развитию конкурентной среды очень важно для развития казахстанской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством.

Действие рыночной конкуренции, свободного  рынка  неизбежно  порождает монополию, которая меняет условия конкурентной  борьбы,  под  удар  ставятся механизмы  функционирования рыночной системы.

Монополии  благодаря  высокому  уровню  сосредоточения   экономических ресурсов создают  возможности для ускорения технического  прогресса.  Однако, эти  возможности  реализуются  в  тех   случаях,   когда   такое   ускорение  способствует  извлечению  монопольно  высоких  прибылей.  Йозеф  Шумпетер  и другие экономисты доказывали, что  крупные  фирмы,  обладающие  значительной властью, - это желательное  явление  в  экономике,  поскольку  они  ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью,  могут тратить свои  монопольные прибыли на  исследования,  чтобы защитить  или упрочить   свою   монопольную   власть.   Занимаясь   исследованиями,    они обеспечивают выгоды как себе,  так и обществу  в целом.  Но  убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную  роль  в  ускорении технического прогресса, нет, так  как  монополии  могут  задержать  развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Переход к рыночной экономике  привел к  существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной  экономики необходимо  антимонопольное  регулирование  со  стороны   государства,   без которого невозможно достичь свободы  предпринимательства  и  конкуренции.  В этих целях в 1991  г.  Верховным Советом Казахской ССР принят  Закон «О развитии  конкуренции и ограничении монополистической деятельности»,  во второй половине 1998 г. Парламентом Республики Казахстан приняты Законы  «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции».

В Программе Правительства  Республики Казахстан в  области денежно-кредитной политики и развития финансового сектора основными задачами являются повышение эффективности регулирования инфляционных процессов, поэтапная либерализация валютного регулирования, совершенствование инструментов косвенного регулирования внешнего заимствования банками, а также либерализация и повышение конкуренции в финансовой системе, обеспечение ее устойчивости и прозрачности.

Со стороны Правительства  и местных исполнительных органов установлен жесткий контроль за соблюдением роста цен на товары и услуги естественных монополий в рамках индикаторов среднесрочного плана социально-экономического развития, созданы условия для развития конкурентных внутренних рынков нефтепродуктов, зерна, электроэнергии, услуг транспорта и связи.

Также государством стимулируется увеличение производства товаров и услуг для насыщения внутреннего рынка.

Таким образом развитие конкуренции является одним из основных приоритетов экономического развития Республики Казахстан.

Поставив перед собой  цель обеспечить благоприятный климат на товарном рынке, законодательство РК предусматривает не только нормы, направленные на недопущение и ограничение монополистической деятельности как антипода конкуренции, но и нормы, призванные защитить предпринимателя от недобросовестной конкуренции.

Цель курсовой работы – изучить деятельность государства по формированию конкурентной среды.

Задачи курсовой работы -  изучить теоретические основы монопольной деятельности и антимонопольного регулирования, антимонопольное регулирование в РК и его роль в устойчивом развитии, ответственность за нарушение конкурентного законодательства в РК, другие формы антимонопольного контроля в РК.

Предметом курсовой работы является формирование конкурентной среды.

Объектом курсовой работы является роль государства в формировании конкурентной среды.

 

1 Теоретические основы государственной деятельности по формированию конкурентной среды

 

 

1.1 Цели и задачи развития конкуренции

 

Ключевым инструментом достижения целей социально-экономической развития является конкурентная политика.

Она направлена на повышение  эффективности и конкурентоспособности казахстанской экономики, модернизацию предприятий и, тем самым, на создание условий для обеспечения потребностей граждан Республики Казахстан в товарах и услугах экономически эффективным образом.

Конкурентная политика является инструментом реализации следующих  направлений Концепции долгосрочного  социально-экономического развития РК: во-первых, формирование институциональной среды инновационного развития, во-вторых, снижение инфляции, в-третьих, создание условий для повышения качества и уровня жизни населения, в-четвертых, развития национальной конкуретноспособности.

Достижение цели конкурентной политики предполагает решение следующих задач.

Первое. Общее улучшение  конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров и создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка.

Второе. Повышение эффективности  защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих  субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования.

Третье. Реализация специальных  мер развития конкуренции в отдельных  отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и  поддержки.

Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность  хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.

Состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризует  высокий уровень административных барьеров, таможенных тарифов, которые  нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры, потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности казахстанских компаний на внутреннем и внешних рынках.

Иностранные игроки, имеющие  доступ к более развитой среде  и инфраструктуре своих стран, в  том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с казахстанскими компаниями на отдельных рынках. Потенциальной угрозой для конкуренции является формирование и деятельность государственных корпораций в сферах, где есть условия конкуренции с другими хозяйствующими субъектами. Деятельность таких субъектов в силу их особого статуса и возможностей использования административного и политического ресурса должна быть максимально прозрачна. При этом, в случае установления требований, например, к закупочной политике, государственные корпорации могут стать фактором развития конкурентной среды.

Развитая конкурентная среда, в которой преобладают  положительные факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой  экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих, вместе с тем, долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий. При развитой конкурентной среде даже единственный предприниматель на рынке вынужден учитывать при осуществлении ценовой и иной политики появление возможных конкурентов.

В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующих субъектов  появляются возможность и стимулы  к сознательному, устойчивому и  значимому ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность тем больше, чем больше концентрация на данном рынке. В таких случаях появляется необходимость использовать как защитные меры (антимонопольное регулирование), так и меры, направленные на развитие конкурентной среды.

В настоящее время устойчивая тенденция к повышению концентрации производства во многих отраслях на мировом рынке способствует слияниям и укрупнениям казахстанских компаний. Однако сам факт высокой концентрации не означает низкого уровня конкуренции на рынке. Напротив, для ряда отраслей высокий уровень концентрации является необходимым условием эффективности. Необоснованные административные барьеры снижают стимулы входа на рынки новых участников, повышают непроизводственные издержки и создают условия для коррупции и возникновения так называемого «административного ресурса». В процессе проведения административной реформы снято либо снижено значительное количество административных барьеров, в том числе существенно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности, часть из них планируется заменить обязательным страхованием, упрощен порядок регистрации организаций и предпринимателей, сокращен перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, для отдельных видов деятельности разработан уведомительный порядок начала их осуществления.

Однако на данный момент указанная работа не завершена –  во многих сферах сохраняются ограничения  входа новых участников на рынки  в виде необоснованных разрешений, обязательных процедур и требований.

Не полностью разграничены функции по контролю (функции по проведению испытаний, измерений, экспертиз) и надзору (проведение проверок, наложение взысканий, выдача разрешений, приостановление деятельности). Например, государственные учреждения ветеринарии субъектов Республики Казахстан по прежнему осуществляют функции контроля и надзора, а также оказывают платные услуги населению.

Не реализована поставленная административной реформой задача существенного  сокращения числа унитарных предприятий  с сохранением за ними только того имущества, которое необходимо для осуществления публичных функций. Не завершена реформа технического регулирования, предполагающая значительное сокращение предъявляемых со стороны государства обязательных требований к параметрам и характеристикам товаров и услуг. Исчерпывающие требования должны быть сконцентрированы в технических регламентах. В настоящее время принята меньшая часть от запланированных к утверждению технических регламентов.

Информация о работе Деятельность государства по формированию конкурентной среды