Деятельность государства по формированию конкурентной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить деятельность государства по формированию конкурентной среды.
Задачи курсовой работы - изучить теоретические основы монопольной деятельности и антимонопольного регулирования, антимонопольное регулирование в РК и его роль в устойчивом развитии, ответственность за нарушение конкурентного законодательства в РК, другие формы антимонопольного контроля в РК.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы государственной деятельности по формированию конкурентной среды
1.1 Цели и задачи развития конкуренции
1.2 Антимонопольная деятельность и защита конкуренции
1.3 Формы недобросовестной конкуренции
2 Анализ антимонопольного регулирования в РК и его роль в устойчивом развитии
2.1 Основы антимонопольной политики государства в РК
2.2 Ключевые направления развития конкуренции в Казахстане. Конкурентное законодательство
2.3 Ответственность за нарушение конкурентного законодательства в РК, другие формы антимонопольного контроля в РК
3 Пути совершенствования антимонопольного регулирования в РК
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельность государства по формированию конкурентной среды.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Субъекты рынка в  области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи, включенные в Реестр и субъекты рынка, реализующие товары (работы, услуги), цены на которые регулируются государством, обязаны предоставлять в регулирующий орган ежемесячную информацию об отпускных ценах и уровне доходности производимых (реализуемых) товаров.

Субъекты рынка в  области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, транспортировки  нефти, нефтепродуктов и газа, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи, включенные в Реестр и субъекты рынка, реализующие товары (работы, услуги), цены на которые регулируются государством, обязаны уведомлять регулирующий орган в письменном виде за тридцать календарных дней о предстоящем повышении цен на товары (работы, услуги) и причинах их повышения с обязательным предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения, в порядке, определяемом регулирующим органом.

Регулирующий орган  вправе запросить дополнительную информацию о причинах повышения цены, которая  должна быть предоставлена в течение  пяти рабочих дней с даты получения  субъектом рынка, включенным в Реестр, соответствующего запроса.

Регулирующий орган в случае, указанном в части первой пункта 3 настоящей статьи, в течение тридцати календарных дней, до введения в действие новых цен на товары (работы, услуги) вправе мотивированным заключением запретить субъектам рынка повышать цены на товары (работы, услуги).

Со дня получения  мотивированного заключения о запрете  повышения цены на товар (работу, услугу) субъект рынка обязан прекратить действия по повышению цены на товар (работу, услугу) и возместить в установленном  порядке ущерб, нанесенный потребителю  данными действиями.

Субъекты рынка, реализующие  товары (работы, услуги), цены на которые  регулируются государством, в течение  пятнадцати календарных дней со дня  включения их в номенклатуру товаров (работ, услуг), представляют в регулирующий орган информацию об отпускных ценах на данные товары (работы, услуги).

При этом, регулирующий орган  в течение тридцати календарных  дней со дня получения информации об отпускных ценах на товары (работы, услуги), вправе направить субъекту рынка мотивированное заключение о снижении указанных цен в соответствии с порядком ценообразования, установленным Правительством Республики Казахстан. В мотивированном заключении регулирующий орган указывает предельный уровень цены на данный товар (работу, услугу), превышение которой не допускается.

Со дня получения  мотивированного заключения субъект  рынка обязан снизить цену на товар (работу, услугу).

Мотивированное заключение вручается субъекту рынка лично  под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения.

Субъекты рынка, их объединения и руководители, государственные органы, их должностные лица обязаны по требованию антимонопольного и регулирующего органов предоставлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, в том числе составляющую коммерческую тайну, необходимые для осуществления антимонопольным и регулирующим органами его деятельности. Сведения, составляющие коммерческую тайну, полученные антимонопольным органом в ходе осуществления его деятельности, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Казахстан. Работники антимонопольного органа за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан. В случае, когда доминирующее (монопольное) положение субъекта рынка не позволяет антимонопольному органу эффективно ограничивать негативные последствия такого положения, антимонопольный орган вправе обратиться в суд о его принудительном разделении или выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. Фиксированная цена вводится в случаях злоупотребления субъектами рынка доминирующим (монопольным) положением, выразившегося в установлении монопольно высоких (низких) цен, применении разных цен к равнозначным соглашениям с субъектами рынка, нарушении установленного Правительством порядка ценообразования, а также совершении антиконкурентных соглашений (согласованных действий), касающихся установления (поддержания) согласованных цен, применении дискриминирующих цен к равнозначным договорам с другими субъектами.

Нарушениями антимонопольного законодательства РК являются:

- антиконкурентные соглашения (согласованные действия);

- злоупотребление доминирующим (монопольным) положением;

- антиконкурентные действия государственных органов;

- невыполнение решения (предписания) антимонопольного органа либо выполнение его не в полном объеме;

- экономическая концентрация без получения соответствующего разрешения антимонопольного органа в случае, если наличие такого разрешения необходимо;

- непредоставление информации антимонопольному органу в установленные сроки либо предоставление информации не в полном объеме;

- предоставление недостоверной и (или) ложной информации антимонопольному органу;

- создание препятствий должностным лицам антимонопольного органа в доступе в помещения и на территорию проверяемого субъекта рынка, государственного органа, в отношении которых проводится расследование, при выполнении ими своих функций;

- невыполнение участниками экономической концентрации требований и обязательств, которыми было обусловлено решение о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию.

При нарушении антимонопольного законодательства субъекты рынка, государственные органы обязаны:

- в соответствии с предписаниями антимонопольного органа прекратить нарушение и устранить его последствия, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор, заключить договор с другим субъектом рынка или внести в него изменения, отменить акт, признанный антимонопольным органом не соответствующим антимонопольному законодательству Республики Казахстан, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием;

- возместить причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;

- исполнить постановление антимонопольного органа о наложении административного взыскания в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;

- перечислить в бюджет монопольный доход, полученный в результате нарушений настоящего Закона.

 

Таблица 2  - штрафы за нарушение антимонопольного законодательства в РК

 

сумма наложенных административных штрафов

сумма административных штрафов отмененных судебными решениями

остаток суммы административных штрафов, подлежащий уплате

сумма оплаченных административных штрафов

Общая сумма подлежащей

уплате административных штрафов 

2007

33256432

18000967

3396586

9085675

63741667

2008

45673429

22675430

3895875

10756555

83003297

2009

53562046

29279000

4538705

17751636

105131387


 

 

Рисунок 1 – Динамика штрафов и выплат за нарушение  антимонопольного законодательства в  РК

 

Из данных рисунка 1 и  таблицы 2 можно сделать следующие  выводы – сумма штрафов и выплат за 2009 год составила 105131387 что на 27? Больше чем в 2007 году, наибольшую долю составляет сумма административных штрафов.

Нарушение антимонопольного законодательства Республики Казахстан влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

 

3 Пути совершенствования антимонопольного регулирования в РК

 

 

Система государственного антимонопольного  регулирования  формируется во всех странах, где экономика строится на рыночных  принципах.  И  в  нашем государстве  решена  задача  правового  регулирования  субъектов  всех  сфер экономики. 

В  сфере  естественной    монополии   государственное   правовое регулирование  осуществляется  посредством  установления  цен  (тарифов)   и особым порядком формирования затрат на оказываемые  услуги. 

Государственное регулирование в конкурентной сфере экономики сводится лишь  к  ограниченному набору действий, направленных на  обеспечение  соблюдение  правил  свободной конкуренции всеми  субъектами  рынка  независимо  от  форм  собственности  и структурно-правовых форм организации деятельности. 

Деятельность  учреждений сферы   государственных   монополий   находится   под   жестким    контролем Антимонопольных органов, а порядок  утверждения  тарифов  устанавливается  в строгом соответствии с ценовой и антимонопольной политикой.

Основными направлениями  совершенствования антимонопольного регулирования являются:

- совершенствование методик реального контроля рыночной концентрации и оценки фактического уровня конкуренции;

- разграничение рынка услуг, сокращение монопольных сфер деятельности с постепенным замещением прямого регулирования (в том числе, посредством установления тарифов) на рыночные методы регулирования (в том числе, методами антимонопольного регулирования и контроля);

- формирование процедур сорегулирования, позволяющих формировать требования и условия доступа к оказанию услуг с привлечением организаций, пользователей и их объединений.

В целях совершенствования  антимонопольной деятельности в  Республике Казахстан необходимо:

- обеспечить доступ антимонопольного органа к информации о государственной помощи и координацию его действий с другими органами власти, связанными с предоставлением помощи;

- виду того, что защитные меры являются в настоящее время общепринятым инструментом торговой политики, антимонопольный орган может выстроить систему гарантий конкуренции внутри действующего законодательства, чтобы участвовать в принимаемых решениях по вопросу защитных мер;

- для обеспечения справедливого, открытого характера внешнеэкономической политики антимонопольный орган должен участвовать не только в ее формировании, но и реализации. При рассмотрении вопросов о введении мер защиты внутреннего рынка от импорта, должно учитываться мнение антимонопольного органа;

- необходимо участие антимонопольного органа в подготовке решений о введении защитных мер, главной задачей антимонопольного органа в этой работе является формирование таких условий введения защитных мер, которые обеспечивали бы баланс интересов производителей и потребителей, не допуская ухудшения условий конкуренции на внутреннем рынке.

Защитные меры должны действовать лишь на период адаптации  национальных производителей к условиям иностранной конкуренции и не должны превращаться в орудие лоббизма и являться базой для формирования льготных условий хозяйствования для  отдельных предприятий.

Необходимость участия  антимонопольного органа в подготовке решений о введении защитных мер  также обусловлена защитой интересов  потребителей. В случае введения защитных мер потребители несут потери в результате повышения цен и  ограничения ассортимента.

В целях совершенствования  деятельности антимонопольного органа РК необходимо принять следующие  меры.

Требование о независимости  антимонопольного органа обосновывается тем фактом, что антимонопольный  орган должен контролировать как  центральные, так и местные государственные органы, если они нарушают антимонопольное законодательство.

В случае, если антимонопольный  орган находится в подчинении какого-либо из вышеназванных органов, применение мер антимонопольного реагирования становится избирательным, что в свою очередь, искажает основные задачи антимонопольного органа.

Требует проработки вопрос о закреплении на законодательном  уровне права антимонопольного органа наравне с правоохранительными  органами на получение информации у  государственных органов, с ужесточением ответственности должностных лиц государственных органов за непредставление либо за представление антимонопольному органу ложной информации.

Необходимо продолжить структурное укрепление антимонопольного органа (институциональная мера), посредством усиления статуса и независимости от государственных органов, объективного увеличения штатной численности, усиления материальной базы.

Информация о работе Деятельность государства по формированию конкурентной среды