Деятельность государства по формированию конкурентной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить деятельность государства по формированию конкурентной среды.
Задачи курсовой работы - изучить теоретические основы монопольной деятельности и антимонопольного регулирования, антимонопольное регулирование в РК и его роль в устойчивом развитии, ответственность за нарушение конкурентного законодательства в РК, другие формы антимонопольного контроля в РК.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы государственной деятельности по формированию конкурентной среды
1.1 Цели и задачи развития конкуренции
1.2 Антимонопольная деятельность и защита конкуренции
1.3 Формы недобросовестной конкуренции
2 Анализ антимонопольного регулирования в РК и его роль в устойчивом развитии
2.1 Основы антимонопольной политики государства в РК
2.2 Ключевые направления развития конкуренции в Казахстане. Конкурентное законодательство
2.3 Ответственность за нарушение конкурентного законодательства в РК, другие формы антимонопольного контроля в РК
3 Пути совершенствования антимонопольного регулирования в РК
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельность государства по формированию конкурентной среды.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, необходим  процесс перераспределения полномочий антимонопольного органа, при котором  функции тарифного регулирования будут выведены одному или нескольким органам государственной власти.

Вместе с этим, антимонопольному органу должны быть переданы дополнительные функции, несвойственные другим государственным  органам, а также функции по согласованию с антимонопольным органом решений государственных органов, направленных на введение защитных мер тарифного и нетарифного регулирования.

  Первоочередными  приоритетами должны стать подготовка  и распространение информационных  материалов, предназначенных для  широкого читателя и для делового сообщества, с объяснением конкуренции и положений антимонопольного законодательства.

Лучшее понимание выгод  конкуренции и положений антимонопольных  законов позволит гражданам и  деловому сообществу стать активными  партнерами антимонопольного органа в стимулировании и защите конкуренции и выявлении нарушений.

В настоящее время  необходимо рассмотреть вопрос создания собственного WEB-сайта антимонопольного органа, который бы содержал тексты актуальных законов и подзаконных  актов, информацию о его деятельности по каждому из направлений своей работы.

Собственный WEB-сайт послужит источником информации о деятельности антимонопольного органа для широкой  общественности.

Материалы, публикуемые  на сайте, должны будут содержать  доступные широкой общественности объяснения целей и выгод конкуренции, простое изложение содержания антимонопольного законодательства, а также разъяснения порядка работы и требований антимонопольного органа.

Полезным нововведением  послужит опубликование на Интернет - сайте подборки анализов отдельных товарных рынков, проводимых антимонопольным органом, что даст возможность для защиты и пропаганды конкуренции.

Свое отражение в  средствах массовой информации (далее - СМИ) и WEB-сайте антимонопольного органа должны найти:

- результаты проводимых антимонопольным органом проверок;

- периодические отчеты об итогах деятельности антимонопольного органа;

- разъяснения населению преимуществ конкуренции;

- пресс-релизы и выступления сотрудников;

- разъяснения нормативных правовых актов, касающихся вопросов антимонопольного законодательства и конкурентной политики;

- информация о деятельности территориальных подразделений антимонопольного органа.

Регулярное освещение  данной информации в СМИ, WEB-сайте  позволит другим государственным органам, отечественным и зарубежным компаниям, потребителям товаров и услуг лучше понять подходы антимонопольного органа к конкретным вопросам правоприменения и привести свои действия в соответствие с ними.

Таким образом, преимущества прозрачного и открытого принципа работы заключаются в следующем:

- повышается внимание, доверие и поддержка со стороны общества и бизнеса;

- сокращается количество нарушений антимонопольного законодательства;

- обеспечивается привлечение квалифицированных кадров;

- снижается возможность для совершения коррупционных правонарушений;

- повышается качество услуг антимонопольного органа.

В целях  совершенствования  антимонопольного  регулирования  в  РК необходимо   дальнейшее   развитие   нормативно-правовой   базы   в    сфере государственной  антимонопольной  политики. 

Активное  использование   опыта стран  с  развитой  рыночной  экономикой  будет  способствовать  превращению антимонопольного  законодательства  РК   в   эффективный регулятор рыночных отношений.

Выбор   правильного   регулирующего    антимонопольного    воздействия способствует получению  позитивных  социально-экономических  результатов  не только  в  краткосрочном,  но  и  долгосрочном  временном  разрезе. 

Поэтому требуется непрерывное совершенствование  антимонопольного  законодательства, обусловленное комплексом причин как  долговременного,  так  и  конъюнктурно-оперативного характера, в том числе циклическими  колебаниями  не  только  в национальной экономике, но и в мировом хозяйстве.

Реалии  осуществления  государственного  контроля   за   экономической концентрацией говорят о том, что во многих  случаях  антимонопольные  органы РК  не  способны   еще   достаточно   точно   определить последствия    принятого    решения    для    экономической    концентрации, стратегическую   мощь   и   реальную   рыночную   силу   участников   сделок(реорганизации).  Особенно  сложно  в  этой  связи  отследить   неформальные соглашения между крупными участниками товарных рынков.

Часто интересы хозяйствующего субъекта,  доминирующего  на  рынке,  не совпадают с принципами добросовестной конкуренции. 

Из  числа  ущербных  для государственных  интересов  действий  стоит  обратить  особое  внимание   на ликвидацию  казахстанских  конкурентов иностранными  компаниями,   "отмывание" денег.  Данные действия имеют особую опасность для национальной экономики  и   национальной безопасности РК.

К актуальным перспективным  мерам правительственной политики в  области антимонопольного регулирования относятся:

- продолжение структурных преобразований в экономике РК,  особенно в отраслях естественных монополий;

- совершенствование  нормативной  базы  для  организации  эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;

- регулирование и контроль инвестиционных программ;

- создание  условий   для   развития   конкуренции   в   потенциально конкурентных видах деятельности и  последующее  дерегулирование  этих  видов деятельности;

- повышение  эффективности  реализации  полномочий   государства   по принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;

- приведение уровня  цен  на  продукцию  монополий  в  соответствие  с реальными затратами;

- целевое дотирование   за   счет   соответствующих   бюджетов   при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;

- сокращение практики  перекрестного  субсидирования  различных  групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

Для дальнейшего  развития  антимонопольного  регулирования  необходимо также  упорядочение  взаимоотношений  антимонопольных  органов   с   другими органами  исполнительной  власти. 

Существует  достаточно  много   вопросов, которые   одновременно   относятся   к   компетенции    различных    органов исполнительной власти (так называемые пограничные вопросы).

В таких  случаях следует   избегать   дублирования   действий,   гармонизировать   регламенты совместной деятельности различных административных  структур,  согласовывать их нормативную документацию и т.д.

В  перспективе  решение  указанной  проблемы  должно,   по   видимому, достигаться одновременно по трем параллельным направлениям:

- решение    принципиальных    вопросов    взаимодействия    органов исполнительной  власти  (прежде  всего  -   вопросы,   затрагивающие   права различных лиц и имеющие правовые последствия)  должно  основываться   только на развитии законодательной базы;

- вопросы структурно-функционального характера должны разрешаться   на уровне правительства (например, принятием соответствующих постановлений);

- вопросы оперативного  взаимодействия  органов   управления   могут регулироваться ими самими путем достижения вышеупомянутых соглашений.

 

Заключение

 

 

Для повышения эффективности  рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции.

Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий.

Антимонопольное регулирование  включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством.

Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.

Практическое значение имеет проблема эффективности реализации норм антимонопольного законодательства, то есть соотношение между результатом их действия и целями, для достижения которых эти правовые нормы были приняты.

Антимонопольная  политика,  безусловно,  очень  важна  для   экономики государства.    Хорошо   продуманные   меры   по   регулированию   монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации  рынка  и  совершенствованию экономики в целом.

Государственная   политика    перехода    к    рыночным    отношениям предопределила изменение форм и  методов управленческой деятельности.  Вместо прямого  властного  воздействия  стали  применяться  методы  согласования  и контроля за исполнением нормативных актов общегосударственного  значения.

В формах управления  антимонопольной  деятельностью  важная  роль  отводится государственным отраслевым и межотраслевым программам и планам развития. 

В программе стратегического  развития 2030  Президент  Казахстана  Н.А. Назарбаев  определил  одним   из   приоритетных   направлений   -   создание конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного  регулирования   как один из важных факторов стабилизации цен  и  повышения  качества  товаров  и услуг.

В целях совершенствования  антимонопольного регулирования в  РК необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование опыта  стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства РК в эффективный регулятор рыночных отношений.

Выбор правильного регулирующего антимонопольного воздействия способствует получению позитивных социально-экономических результатов не только в краткосрочном, но и долгосрочном временном разрезе. Поэтому требуется непрерывное совершенствование антимонопольного законодательства, обусловленное комплексом причин как долговременного, так и конъюнктурно-оперативного характера, в том числе циклическими колебаниями не только в национальной экономике, но и в мировом хозяйстве.

Реалии осуществления  государственного контроля за экономической  концентрацией говорят о том, что во многих случаях антимонопольные органы РК не способны еще достаточно точно определить: последствия принятого решения для экономической концентрации, стратегическую мощь и реальную рыночную силу участников сделок (реорганизации). Особенно сложно в этой связи отследить неформальные соглашения между крупными участниками товарных рынков.

Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде.

 

 

Список использованной литературы

 

 

1 Гражданский кодекс  Республики Казахстан (Общая часть)  от 27.12.1994 г.

2 Закон Республики Казахстан от 07.07.2006 N 173-3 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" – Справочная система Юрист

3 Закон Республики  Казахстан «О естественных монополиях»  - Справочная система Юрист

4 Зиядуллаев Н. Экономика стран Содружества в условиях глобализации // Вопросы экономики. – 2002. – №3.

5 Исингарин Н. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. Алматы : Наука, 2001. -  145с.

6 Козик Л., Кохно П. СНГ: реалии и перспективы. М. : Эксмо, 2001. -415с.

7 Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы: Учебник – Алматы : Гылым–, 2003. – 312с.

8 Микроэкономика. Учебник. 5-е издание. Тарасевич Л.С.. Гребенников П.И.. Леусский – М: Юнити – 2001, 712 с.

9 Микроэкономика -1, 2: Учебник Журавлева Г.П. М: Прогресс – 2003, 265с.

10 Основы внешнеэкономических знаний. / Под ред.. И.П..Фаминского – М.: 2000. – 341с.

11 Петров Е.В. Формы  и виды конкуренции / Петров  Е.В. – М: Юнити – 2003 – 195с.

12 Тарануха Ю.В. - Микроэкономика: Учебник М: Просвещение – 1999, 201с.

 

 




Информация о работе Деятельность государства по формированию конкурентной среды