Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 09:47, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения России;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
3) распределение доходов
Введение………………………………………………………………………….3
1.Классификация доходов
1.1. Понятие дохода……………………………………………………………5
1.2. Виды доходов……………………………………………………………...6
1.3. Показатели дохода…………………………………………………..........10
2.Неравенство в распределении доходов
2.1. Причины дифференциации……………………………………………...16
2.2. Плюсы и минусы неравенства доходов населения…………………….17
2.3. Кривая Лоренца и коэффициент Джини…………………………..........20
3. ВВП, потребительский рынок, распределение доходов и социальные группы
3.1. ВВП………………………………………………………………………..23
3.2. Совокупные доходы……………………………………………………...24
3.3. Совокупные расходы и емкость потребительских рынков…………....27
3.4. Распределение доходов и социальные группы………………………...36
4.Реальные денежные доходы…………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложения
Итого – со всеми домыслами мы «наскребли» еще 110 миллиардов долларов «неучтенных» доходов населения. И наша совокупная оценка возросла до 550 миллиардов долларов в 2005-м году. Это 76% по отношению к официальной оценке ВВП – избыточно высокий показатель для страны со средним уровнем экономического развития, долей чистого экспорта в ВВП на уровне 15% и инвестиций в 16% ВВП. А вот по отношению к «дооцененному» нами ВВП эти 550 миллиардов составляют 63%. Очень даже похоже на правду.
При этом
структура доходов населения по основным
источникам поменялась не очень принципиально
– см. Диаграммы 1 и 2.
Диаграмма 1. Структура доходов населения России. Данные ФСГС. Общий объем - $440 млрд.
Диаграмма 2. Структура доходов населения России. Экспертная оценка. Общий объем - $550 млрд.
ФСГС дает следующую картину расходования тех 12.5 триллионов рублей ($440 млрд.) которые она учитывает в качестве доходов:
Диаграмма 3. Основные статьи использования доходов. Данные - ФСГС. 2005
Начнем с услуг. Самая емкая статья внутри этой группы – услуги транспорта. Что касается железнодорожного, водного и авиационного, то здесь все в порядке. ФСГС учитывает расходы по этим статьям на 95%. 5% скинули на спекулянтов билетами и маленькие гешефты проводникам за подсад на свободные места в плацкарте и купе. А вот услуги автомобильного транспорта статистики могут существенно недооценивать. В первую очередь речь идет о частном извозе. Во вторую – о маршрутных такси.
Жилищные
и гостиничные услуги недооценены
за счет неоформляемой аренды квартир
и домов, прежде всего в Москве
и курортных городах. О взятках
в системе образования и
Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств; ремонт и строительство жилья – вообще черные дыры с точки зрения учета. Так же как и услуги правового характера, где львиная часть услуг – это взятки, причем отдельные оценки их объема носят уж совершенно чудовищный характер. Мы взяли самые умеренные оценки. А вот пресловутый рынок услуг сексуального характера никак не назвать очень уж емким. По самым гиперболическим оценкам его размер не превышает 10 миллиардов долларов в год. Как ни считай.
Одним
из самых «теневых», в смысле соотношения
«белой» и «серой» части
Но самым «серым», конечно стал рынок туристских услуг, объемы которого ФСГС недооценивает в 8-10 раз. Наша оценка базируется на данных исследования «Стиль жизни среднего класса» и разрозненных экспертных оценках нескольких туристических компаний.
Результаты
всех наших рассуждений и расчетов
на эту тему сведены в таблицу
1, из которой видно, что в сфере
услуг ФСГС недосчитывает от 30 до
60 млрд. долларов потребительских расходов.
ТАБЛИЦА 1. Оценка емкости рынков услуг в 2005-м году.
|
Теперь о рынках непродовольственных товаров. Официальных данных в открытых источниках по большинству из этих рынков обнаружить не удалось. Так что будем оперировать экспертными оценками, с пояснениями о том, как они были получены.
Рынок первичного жилья. Построено около 45 млн. кв. м. 10-15 млн. ушло очередникам, льготникам и на прочие социальные нужды. На рынок поступило 30-35 млн. кв. м. Затоваривания рынка вроде не наблюдается. Об этом свидетельствуют продолжающие галопировать цены (не только в Москве) и данные риэлторских компании (они правда – лица заинтересованные). Средняя цена 1 кв. м. на первичном рынке по стране – $735-800 (официальные данные и экспертные оценки). Итого – 22-28 миллиардов долларов. Рынок вторичного жилья если и уступает рынку новостроек, то весьма незначительно. Цены на «вторичке» ниже всего на 5-15%, а общее число метров может и больше за счет эффекта мультипликации. Но, если и меньше – то тоже незначительно. Эксперты здесь во мнении расходятся, потому и разброс оценок очень высок.
Рынок строительных и отделочных материалов оценить очень сложно в ввиду разрозненности и эпизодичности частных оценок. Настоящая оценка получена путем экстраполяции на страну оценок емкости отдельных рынков (обои, строительные смеси, краска и т.п.) в нескольких крупных городах.
Оценка рынка одежды и обуви получена из данных исследования «Стиль жизни среднего класса» (журнал «Эксперт» - компания ROMIR-Monitoring) за 2001-2004 гг. Многими участниками этого рынка она признана вполне адекватной.
Оценку рынка автомобилей делают сразу несколько авторитетных компаний. И эти оценки достаточно близки между собой. Они регулярно публикуются в деловых изданиях, в приложениях «-Авто», например – «Эксперт-Авто». Разница в 6 миллиардов долларов сформирована в основном за счет различий в оценке рынка вторичных продаж, которая поддается учету хуже всего. Одни эксперты оценивают этот сегмент в 4 миллиарда, другие – в 10. Подчеркнем, что даже 10 миллиардов – оценка весьма умеренная. Да, вторичные авто существенно дешевле новых, но вот сколько их продается – большой вопрос. По данным исследования «Стиль жизни…» более половины автомобилей приобретенных семьями среднего класса в 2004-м году были автомобили подержанные. Поясним – что ко вторичному рынку не относятся подержанные иномарки впервые ввезенные и реализованные в России в отчетном году.
Оценка рынка бытовой и видеотехники делается экспертами близкими к РАТЭК. Она достаточно точна. Есть более дробные данные по рынку мобильных телефонов (5 млрд. дол.), компьютеров и периферии (3.5 млрд.), телевизоров (2 млрд.) и т.д. Очень близкие оценки совокупной емкости рынка можно получить из материалов исследования «Стиль жизни…».
По рынку мебели информации очень мало. Официальные оценки – в районе 1.5 миллиарда долларов (в т.ч. импорт – $500 миллионов) вызывают у многих участников рынка серьезные сомнения. По оценкам дистрибьюторского центра «Тайпит» (полученным в результате проведения весьма серьезного исследования) объем рынка офисной мебели в 2005-м году можно оценить в пределах от 800 миллионов до 1.25 миллиардов долларов, в розничных ценах. Емкость же рынка мебели для дома по оценкам экспертов должна быть в 4-6 раз больше, чем офисного сегмента. Данные исследования «Стиль жизни…» позволяют оценить потребление домашней мебели только со стороны среднего класса в 4.5-6 миллиардов долларов в 2005-м году.
Оценка рынка сантехники получена от трех независимых экспертов и носит самый первый приблизительный характер. То же самое касается рынка хозяйственных товаров и бытовой химии. А также рынка фото, аудио и видепродукции.
Оценки
емкости рынка лекарственных
средств проводятся регулярно с
1997 года. В этой работе участвуют
и представители
Оценка рынка табачных изделий получена следующим путем: по данным Минздравсоцзащиты (и производителей, и аудита розничной торговли, и опросов потребителей) в России ежегодно потребляется 13-14 миллиардов пачек сигарет (и папирос). Средняя розничная цена пачки составляет около 13-15 рублей или $0.45-0.55. Доля сигар, сигарилл, трубочного и нюхательного табака в стоимостном выражении не превышает 3-4% рынка.
Оценка рынка ГСМ произведена на основе оценки рынка бензина. Потребление бензина в 2005-м году за пределами государственного и корпоративного секторов очень грубо и приблизительно можно оценить в 10-15 миллиардов литров. Средняя цена литра в 2005-м году – около $0.55 (16 рублей; в начале года – 13-15, в конце 17-20). Материалы исследования «Стиль жизни среднего класса» позволяют оценить совокупные текущие расходы на автомобиль со стороны среднего класса в 8-10 миллиардов долларов. Правда в «текущие расходы» помимо ГСМ входит мелкий ремонт, мытье, стоянка, запчасти по мелочи и т.п. траты. С другой стороны на долю среднего класса приходится только 55-65% частного автопарка и не более 70% совокупных расходов.
Оценка рынка печатной продукции делается на основе оценки емкости книжного рынка с высокой степенью достоверности оцениваемого в 1.75-2.25 млрд. долларов в 2005-м году. Реализация 500-600 миллионов экземпляров книг и брошюр при средней розничной цене одного экземпляра в 100-110 рублей. Впрочем, подсчитать совокупную выручку от реализации газет и журналов – задача хотя и весьма трудоемкая, но выполнимая.
Оценка
емкости рынка ювелирных
Итог наших расчетов сведен в таблицу 2. Из нее видно, что нижняя граница экспертных оценок совокупной емкости рынков непродовольственных товаров превышает оценку ФСГС всего на 10 млрд. долларов. Верхняя граница – на $75 млрд.
У нас нет достаточно достоверной информации для того, чтобы подтвердить или оспорить оценку ФСГС относительно емкости рынка продовольственных товаров. Мы склонны принять $100-110 млрд. долларов в качестве достаточно адекватной оценки емкости рынка продуктов питания. С единственной оговоркой, что в эту сумму не входят расходы на покупку алкогольных напитков: водки ($10-14 млрд. за 2-2.25 млрд. литров), пива ($8-9 млрд. за 8.5 млрд. литров) и вина ($3-5 млрд. за 1 млрд. литров).
Итого наша оценка совокупной емкости потребительских рынков России в 2005-м году составляет $372-487 млрд., против 325 млрд. у ФСГС. Середина нашего интервала $435 млрд. превышает оценку ФСГС как раз на те самые 110 млрд. которые мы «досчитали» в качестве доходов, укрывшихся от внимания ФСГС.
Таблица 2. Оценка емкости рынка непродовольственных товаров в 2005-м году
|