Доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:

1) характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения России;

2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;

3) распределение доходов

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Классификация доходов

1.1. Понятие дохода……………………………………………………………5

1.2. Виды доходов……………………………………………………………...6

1.3. Показатели дохода…………………………………………………..........10

2.Неравенство в распределении доходов

2.1. Причины дифференциации……………………………………………...16

2.2. Плюсы и минусы неравенства доходов населения…………………….17

2.3. Кривая Лоренца и коэффициент Джини…………………………..........20

3. ВВП, потребительский рынок, распределение доходов и социальные группы

3.1. ВВП………………………………………………………………………..23

3.2. Совокупные доходы……………………………………………………...24

3.3. Совокупные расходы и емкость потребительских рынков…………....27

3.4. Распределение доходов и социальные группы………………………...36

4.Реальные денежные доходы…………………………………………………..43

Заключение……………………………………………………………………….45

Список использованной литературы…………………………………………...47

Приложения

Вложенные файлы: 9 файлов

титульный лист.doc

— 22.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

основа.DOC

— 583.50 Кб (Скачать файл)

Итого – со всеми домыслами мы «наскребли»  еще 110 миллиардов долларов «неучтенных» доходов населения. И наша совокупная оценка возросла до 550 миллиардов долларов в 2005-м году. Это 76% по отношению к  официальной оценке ВВП – избыточно  высокий показатель для страны со средним уровнем экономического развития, долей чистого экспорта в ВВП на уровне 15% и инвестиций в 16% ВВП. А вот по отношению к «дооцененному» нами ВВП эти 550 миллиардов составляют 63%. Очень даже похоже на правду.

При этом структура доходов населения по основным источникам поменялась не очень принципиально – см. Диаграммы 1 и 2.  
 
 
 

Диаграмма 1. Структура доходов  населения России. Данные ФСГС. Общий  объем - $440 млрд.

 
 
 

Диаграмма 2. Структура доходов  населения России. Экспертная оценка. Общий объем - $550 млрд.

      3.3. Совокупные расходы и емкость потребительских рынков

ФСГС  дает следующую картину расходования тех 12.5 триллионов рублей ($440 млрд.) которые  она учитывает в качестве доходов:

  • 1.15 трлн. руб. ($40 млрд.) – налоги, взносы и обязательные платежи. В скобках заметим, что составляя менее 10% от совокупных доходов населения с одной стороны, налоги с граждан формируют примерно седьмую часть доходов консолидированного бюджета страны.
  • 2.15 трлн. руб. ($75 млрд.) – прирост сбережений. В том числе - $45 млрд. во вкладах и ценных бумагах; - $30 в наличной валюте (преимущественно в долларах и евро).
  • 9.2 трлн. руб. ($325 млрд.) – расходы на покупку товаров и оплату услуг. В т.ч. на оплату услуг 2.2 трлн. ($77.5 млрд.), а на покупку товаров – 6.9 трлн. ($242.5 млрд.). В т.ч. на покупку продуктов питания – 3.1 трлн. ($109 млрд.), а на приобретение непродовольственных товаров – 3.8 трлн. ($133.5)

Диаграмма 3. Основные статьи использования  доходов. Данные - ФСГС. 2005

Начнем  с услуг. Самая емкая статья внутри этой группы – услуги транспорта. Что  касается железнодорожного, водного  и авиационного, то здесь все в  порядке. ФСГС учитывает расходы  по этим статьям на 95%. 5% скинули на спекулянтов билетами и маленькие гешефты проводникам за подсад на свободные места в плацкарте и купе. А вот услуги автомобильного транспорта статистики могут существенно недооценивать. В первую очередь речь идет о частном извозе. Во вторую – о маршрутных такси.

Жилищные  и гостиничные услуги недооценены  за счет неоформляемой аренды квартир  и домов, прежде всего в Москве и курортных городах. О взятках  в системе образования и здравоохранения  известно, кажется, уже всем. И не первый год уже появляются оценки их объема.

Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств; ремонт и строительство  жилья – вообще черные дыры с  точки зрения учета. Так же как  и услуги правового характера, где  львиная часть услуг – это  взятки, причем отдельные оценки их объема носят уж совершенно чудовищный характер. Мы взяли самые умеренные оценки. А вот пресловутый рынок услуг сексуального характера никак не назвать очень уж емким. По самым гиперболическим оценкам его размер не превышает 10 миллиардов долларов в год. Как ни считай.

Одним из самых «теневых», в смысле соотношения  «белой» и «серой» части оказался такой невинный рынок как рынок  парикмахерских услуг. Нижняя граница  экспертной оценки была получена следующим  образом. Богатых и бедных мы игнорировали. Пускай богатые стригутся за границей, а бедные – сами. Считали только по среднему классу. 35 миллионов граждан в возрасте от 12 до 70 лет. Стригутся 8 раз в год. Тратят на стрижку со всеми сопутствующими услугами по 200 рублей (в среднем). Даже при всех этих полубезумных предположениях меньше 2 миллиардов долларов в год ну никак не получается. При официальной оценке в 600 миллионов долларов.

Но самым  «серым», конечно стал рынок туристских услуг, объемы которого ФСГС недооценивает  в 8-10 раз. Наша оценка базируется на данных исследования «Стиль жизни среднего класса» и разрозненных экспертных оценках нескольких туристических компаний.

Результаты  всех наших рассуждений и расчетов на эту тему сведены в таблицу 1, из которой видно, что в сфере  услуг ФСГС недосчитывает от 30 до 60 млрд. долларов потребительских расходов.  
 

ТАБЛИЦА 1. Оценка емкости  рынков услуг в 2005-м  году.

Рынок Оценка ФСГС Экспертная  оценка
Транспортные 20,5 22-25
Связи 16 18
Коммунальные 13,5 13,5
Жилищные 4,5 8-10
Образования 6,5 7-10
Ремонт  и строительство 2,5 5-10
Техобслуживание и ремонт транспортных средств 2 4-6
Правовые 2 4-10
Медицинские и санаторно- оздоровительные 5,5 7-10
Гостиниц  2,5 3-5
Туристские  1,5 10-15
Культуры 2 2
Ритуальные 0,7 2-4
Парикмахерские 0,6 2-4
Изготовление  и ремонт мебели 0,2 0,5
Сексуального  характера Н.Д. 3-7
Итого 80,5 109 - 144

Теперь  о рынках непродовольственных товаров. Официальных данных в открытых источниках по большинству из этих рынков обнаружить не удалось. Так что будем оперировать  экспертными оценками, с пояснениями о том, как они были получены.

Рынок первичного жилья. Построено около 45 млн. кв. м. 10-15 млн. ушло очередникам, льготникам и на прочие социальные нужды. На рынок поступило 30-35 млн. кв. м. Затоваривания рынка вроде  не наблюдается. Об этом свидетельствуют продолжающие галопировать цены (не только в Москве) и данные риэлторских компании (они правда – лица заинтересованные). Средняя цена 1 кв. м. на первичном рынке по стране – $735-800 (официальные данные и экспертные оценки). Итого – 22-28 миллиардов долларов. Рынок вторичного жилья если и уступает рынку новостроек, то весьма незначительно. Цены на «вторичке» ниже всего на 5-15%, а общее число метров может и больше за счет эффекта мультипликации. Но, если и меньше – то тоже незначительно. Эксперты здесь во мнении расходятся, потому и разброс оценок очень высок.

Рынок строительных и отделочных материалов оценить очень сложно в ввиду  разрозненности и эпизодичности  частных оценок. Настоящая оценка получена путем экстраполяции на страну оценок емкости отдельных рынков (обои, строительные смеси, краска и т.п.) в нескольких крупных городах.

Оценка  рынка одежды и обуви получена из данных исследования «Стиль жизни  среднего класса» (журнал «Эксперт» - компания ROMIR-Monitoring) за 2001-2004 гг. Многими участниками этого рынка она признана вполне адекватной.

Оценку  рынка автомобилей делают сразу  несколько авторитетных компаний. И  эти оценки достаточно близки между  собой. Они регулярно публикуются  в деловых изданиях, в приложениях  «-Авто», например – «Эксперт-Авто». Разница в 6 миллиардов долларов сформирована в основном за счет различий в оценке рынка вторичных продаж, которая поддается учету хуже всего. Одни эксперты оценивают этот сегмент в 4 миллиарда, другие – в 10. Подчеркнем, что даже 10 миллиардов – оценка весьма умеренная. Да, вторичные авто существенно дешевле новых, но вот сколько их продается – большой вопрос. По данным исследования «Стиль жизни…» более половины автомобилей приобретенных семьями среднего класса в 2004-м году были автомобили подержанные. Поясним – что ко вторичному рынку не относятся подержанные иномарки впервые ввезенные и реализованные в России в отчетном году.

Оценка  рынка бытовой и видеотехники делается экспертами близкими к РАТЭК. Она достаточно точна. Есть более дробные данные по рынку мобильных телефонов (5 млрд. дол.), компьютеров и периферии (3.5 млрд.), телевизоров (2 млрд.) и т.д. Очень близкие оценки совокупной емкости рынка можно получить из материалов исследования «Стиль жизни…».

По рынку  мебели информации очень мало. Официальные оценки – в районе 1.5 миллиарда долларов (в т.ч. импорт – $500 миллионов) вызывают у многих участников рынка серьезные сомнения. По оценкам дистрибьюторского центра «Тайпит» (полученным в результате проведения весьма серьезного исследования) объем рынка офисной мебели в 2005-м году можно оценить в пределах от 800 миллионов до 1.25 миллиардов долларов, в розничных ценах. Емкость же рынка мебели для дома по оценкам экспертов должна быть в 4-6 раз больше, чем офисного сегмента. Данные исследования «Стиль жизни…» позволяют оценить потребление домашней мебели только со стороны среднего класса в 4.5-6 миллиардов долларов в 2005-м году.

Оценка  рынка сантехники получена от трех независимых экспертов и носит  самый первый приблизительный характер. То же самое касается рынка хозяйственных товаров и бытовой химии. А также рынка фото, аудио и видепродукции.

Оценки  емкости рынка лекарственных  средств проводятся регулярно с 1997 года. В этой работе участвуют  и представители фармацевтических компаний, и члены отраслевых ассоциаций, и специализированные исследовательские компании. Оценки получены несколькими путями: и со стороны производства, и со стороны дистрибуции, и методом аудита розничных продаж, и через опросы потребителей. Эти оценки хорошо согласуются между собой и носят устойчивый характер. Можно с уверенностью заявлять, что ошибка в этой оценке не превышает 10%. Тоже самое касается и парюмерно-косметического рынка России. Единственное отличие – его авторитетные оценки стали появляться несколько позже – в 2000-2001-м гг.

Оценка  рынка табачных изделий получена следующим путем: по данным Минздравсоцзащиты (и производителей, и аудита розничной  торговли, и опросов потребителей) в России ежегодно потребляется 13-14 миллиардов пачек сигарет (и папирос). Средняя розничная цена пачки составляет около 13-15 рублей или $0.45-0.55. Доля сигар, сигарилл, трубочного и нюхательного табака в стоимостном выражении не превышает 3-4% рынка.

Оценка  рынка ГСМ произведена на основе оценки рынка бензина. Потребление бензина в 2005-м году за пределами государственного и корпоративного секторов очень грубо и приблизительно можно оценить в 10-15 миллиардов литров. Средняя цена литра в 2005-м году – около $0.55 (16 рублей; в начале года – 13-15, в конце 17-20). Материалы исследования «Стиль жизни среднего класса» позволяют оценить совокупные текущие расходы на автомобиль со стороны среднего класса в 8-10 миллиардов долларов. Правда в «текущие расходы» помимо ГСМ входит мелкий ремонт, мытье, стоянка, запчасти по мелочи и т.п. траты. С другой стороны на долю среднего класса приходится только 55-65% частного автопарка и не более 70% совокупных расходов.

Оценка  рынка печатной продукции делается на основе оценки емкости книжного рынка с высокой степенью достоверности  оцениваемого в 1.75-2.25 млрд. долларов в 2005-м году. Реализация 500-600 миллионов экземпляров книг и брошюр при средней розничной цене одного экземпляра в 100-110 рублей. Впрочем, подсчитать совокупную выручку от реализации газет и журналов – задача хотя и весьма трудоемкая, но выполнимая.

Оценка  емкости рынка ювелирных украшений, подарков и сувениров произведена  на основе данных проекта «Стиль жизни…», и разделяется такими крупными и  уважаемыми участниками рынка как  «Алроса» и «Адамас».

Итог  наших расчетов сведен в таблицу 2. Из нее видно, что нижняя граница экспертных оценок совокупной емкости рынков непродовольственных товаров превышает оценку ФСГС всего на 10 млрд. долларов. Верхняя граница – на $75 млрд.

У нас  нет достаточно достоверной информации для того, чтобы подтвердить или оспорить оценку ФСГС относительно емкости рынка продовольственных товаров. Мы склонны принять $100-110 млрд. долларов в качестве достаточно адекватной оценки емкости рынка продуктов питания. С единственной оговоркой, что в эту сумму не входят расходы на покупку алкогольных напитков: водки ($10-14 млрд. за 2-2.25 млрд. литров), пива ($8-9 млрд. за 8.5 млрд. литров) и вина ($3-5 млрд. за 1 млрд. литров).

Итого наша оценка совокупной емкости потребительских  рынков России в 2005-м году составляет $372-487 млрд., против 325 млрд. у ФСГС. Середина нашего интервала $435 млрд. превышает оценку ФСГС как раз на те самые 110 млрд. которые мы «досчитали» в качестве доходов, укрывшихся от внимания ФСГС.

Таблица 2. Оценка емкости  рынка непродовольственных товаров в 2005-м году

Рынок Экспертная  оценка млрд. дол.
Жилье (первичное) 22-28
Жилье (вторичное) 15-25
Строительные  и отделочные материалы 5-15
Одежда  и обувь 25-35
Автомобили 22-28
Бытовая и видеотехника 17-20
Мебель 3-7
Сантехника 2-3
Лекарственные средства 6
Табачные  изделия 6-8
ГСМ 5-10
Парфюмерия  и косметика 6
Печатная  продукция 2-4
Хозтовары и бытовая химия 3-6
Ювелирные украшения, бижутерия, сувениры и подарки 3-5
Фото, аудио, видео продукция 1-2
Итого 143-208

Содержание.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ.doc

— 249.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение1.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Таблица 2.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Федеральная служба государственной статистики.doc

— 595.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА ТРУДА.doc

— 102.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Доходы населения