Естественные монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране.
Задачи исследования выступают следующие:
-Рассмотреть понятие и признаки естественных монополий;
-Раскрыть проблему реформирования отечественных естественных монополий;
-Дать анализ системе естественных монополий особо выделив в данной системе «Газпром».

Содержание

Введение 2
1.Естественные монополии: теория и практика функционирования. 4 1.1.Понятие и признаки развития монополий в современных условиях. 4
1.2.Условия возникновения и функции естественных
монополий. 7
1.3.Основные задачи регулирования естественных монополий. 9
2. Становление и особенности функционирования естественных 12
монополий в России.
2.1.«Газпром» - естественная монополия в России 12
2.2. Концепция развития «Газпром». 14
3. Основные направления и проблемы реформирования «Газпром». 18
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 52.48 Кб (Скачать файл)

      Устойчивость  естественной монополии обуславливается  существованием входных барьеров:

      - значительным  объемом первоначальных  инвестиций, что определяет технологические,  так и входные барьеры и   обеспечивает преимущество фирмы-инсайдера   перед потенциальными конкурентами;

      - технологией,  характеризующейся  значительной  экономией на масштабе  или  разнообразии, что приводит  к  глобальной субаддитивности  функции издержек;

      - емкостью  рынка в сравнении  с величиной  минимального эффективного  выпуска.

        1.3.Основные задачи регулирования естественных монополий. Попытаемся  объяснить, почему же  в естественных монополиях неприемлема конкуренция. Очевиден тот факт, что для общества накладно иметь несколько фирм, снабжающих бытовые и промышленные объекты в пределах одного региона электричеством или водой, так как для операций над вышеупомянутыми видами продукции требуются значительные постоянные издержки на  генераторы, насосное и очистное оборудование, водопроводы и линии высоковольтной передачи. Такого  рода  издержки попросту не под силу отдельной фирме, действующей в отрасли,  если даже такая фирма и может позволить себе понести издержки такого масштаба, то они все равно не будут покрыты доходами от производства. Так как присутствие нескольких поставщиков воды или электроэнергии делит всю отрасль на сферы влияния отдельных фирм и ограничивает тем самым долевое участие каждой фирмы. В таких условиях отдельная фирма использует  не полностью свое  постоянное оборудование, в результате чего издержки на единицу продукции, следовательно, и тарифы на электроэнергию  и воду становятся  неоправданно  высоки. Для наглядности представим себе такую ситуацию, когда в отрасли действуют несколько фирм, причем все они находятся в одинаковом положении. При этом между отдельными фирмами существует жестокая  конкуренция и в сфере приобретения  средств  производства, и в сфере сбыта. В результате конкуренции между отдельными фирмами слабые фирмы становятся банкротами, более сильные (для того, чтобы вы держать дальнейшую конкуренцию) сливаются, образуя чистую монополию. Развиваясь, чистая монополия может  стремительно  компенсировать  прошлые убытки  воспользоваться  своим  новым  монопольным  положением на рынке, назначая непомерно высокие цены на свои товары и услуги. В  принципе, чистая  монополия  может  существовать и успешно развиваться, не нанося при этом никакого вреда  отрасли. Однако в отрасли, которая крайне необходима  для населения региона, чистая  монополия не только не эффективна, но и ущербна. Поэтому для того, чтобы не допустить образования чистой монополии  в  таких  отраслях, как  водоснабжение или электроэнергетика, правительство обычно предоставляет исключительную  привилегию  одной  фирме  поставлять, например, воду  или  природный газ. Со своей стороны правительство определяет географическую сферу деятельности монополиста, регулирует качество  его услуг и контролирует цены, которые он может назначить. Итак, образуется регулируемая или государственно-организованная монополия.

      Регулирование  естественных монополий будет  осуществляться с целью защиты  интересов  потребителей  соответствующих   товаров  и  услуг  и  повышения   экономической   эффективности    деятельности    субъектов естественной   монополии.  Учитывая  особую  жизнеобеспечивающую   роль отраслей,  относящихся к   естественным  монополиям,  их  регулирование будет направлено  на прекращение или сдерживание  роста цен на продукцию (услуги) субъектов естественной монополии  на внутреннем рынке.

        Основными  задачами регулирования  естественных  монополий являются:

           * совершенствование  системы   регулирования  в сфере естественных  монополий, в том числе ценового, и дерегулирование видов деятельности, не   относящихся   к   числу   естественно монопольных,  формирование конкурентных рынков этих видов услуг;

           * выделение,    исходя    из    экономической   целесообразности, самостоятельных предприятий из  субъектов естественных монополий;

           * организация   контроля  за  финансовыми   потоками  субъектов хозяйственной деятельности в сфере естественных монополий;

           * регулирование  инвестиционных  программ  субъектов естественных  монополий в соответствии с  действующим законодательством;

           * поэтапное  прекращение  практики  перекрестного  субсидирования  различных групп  потребителей  при  одновременной  адресной  поддержке социально незащищенных  групп населения;

           * формирование    организационно-правовой    базы   регулирования субъектов  естественных монополий на  региональном  уровне,  разделение компетенции  между федеральными и региональными  органами регулирования;

           * определение особенностей  дальнейшей  приватизации  в  отраслях естественных  монополий.

           Будет совершенствоваться правовая  и нормативно-методическая  база  и  предприняты  соответствующие   меры по укреплению и развитию  системы органов государственного  регулирования естественных  монополий   на федеральном и региональном уровнях.[11,с.110]

          Правительство Российской Федерации   предпримет  шаги  по  усилению  корпоративного  контроля  субъектов   естественной монополии,  в которых   государство является крупнейшим  акционером.  Будут  усилены   механизмы наблюдения за деятельностью  корпораций, включая проведение  аудиторских проверок и совершенствование  финансовой отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

      2.Становление и особенности функционирования естественных монополий в России.

      2.1.«Газпром»-естественная монополия в России

     Сегодня невозможно  представить жизнь без  природного  газа: «голубая конфорка»  радикально  изменила быт, условия существования   людей. Газ служит источником  тепла, электроэнергии, моторным  топливом, сырьем нефтехимии. Но  первоначально газ получали методом  сухой перегонки из каменного  угля – для освещения домов  и улиц.

      ОАО «Газпром»  – крупнейшая газовая  компания  в мире. Основные направления   деятельности – геологоразведка,  добыча, транспортировка, хранение, переработка  и реализация  газа и других углеводородов.  Государство является собственником  контрольного пакета акций Газпрома  – 50,002%.

      Как предприятие  по газодобыче,  Газпром  был  основан в 1934г. Под названием   «Советская газодобывающая компания».  В 1992 году компания была переименована  в «Газпром».

      Стратегической  целью является становление «Газпром»  как лидера среди глобальных  энергетических компаний, посредством  освоения новых рынков, диверсификации  видов деятельности, обеспечения  надежности поставок.

      Газпром  располагает самыми богатыми  в мире запасами природного  газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских – 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долларов. В 2006 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. куб. м. В 2007 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. куб. м, что также превышает объем его добычи.

      Надежный  поставщик газа российским и  зарубежным потребителям.

      Газпрому  принадлежит крупнейшая в мире  система транспортировки       газа – Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2006 году поставку 316,3 млрд. куб. м газа в 79750 населенных пунктов России.

      Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2006 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии – 101 млрд. куб. м.

      Развитие нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в секторе электроэнергетики – стратегические задачи Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании.

      Приобретение  «Сибнефти» позволило компании  стать  одним из наиболее  влиятельных игроков  на нефтяном  рынке России.

      Сохранение  природной среды и обеспечение   экологической безопасности в  районах производственной деятельности, снижение выбросов загрязняющих  веществ, промышленная и экологическая  безопасность при строительстве  новых объектов – приоритеты  Газпрома в области охраны  окружающей среды. Затраты Газпрома  на охрану окружающей среды  выросли в 2006 году на 30%.

      Крупнейшим  социально ориентированным проектом  Газпрома является «Программа  газификации  регионов РФ на 2005-2007 гг.», приоритетом  которой  является газификация сельской  местности. В строительство объектов  газификации в этот период  будет инвестировано 43 млрд. руб.  В результате реализации Программы  природным газом станут пользоваться  еще более 13 млн. граждан страны.

      Социальная  ответственность. Масштабы деятельности  ОАО «Газпром» таковы, что имеют  стратегическое значение для  развития всей экономики страны, затрагивают интересы огромного  количества людей. Отсюда вытекает  ряд важнейших принципов в  деятельности Группы Газпром  – относиться внимательно к  интересам общества, всецело содействовать  социально-экономическому развитию российских регионов, созданию в них благоприятного делового климата, поддержанию достойных условий труда, социального и духовного благополучия людей.

      В этой  связи Компания стремится обеспечить  устойчивое развитие своего бизнеса,  уделяя повышенное внимание не  только экономической, но и  социальной составляющей. Газпром  неуклонно следует принципам  социальной ответственности, которыми  являются: создание новых рабочих  мест, реализация социальных программ  для персонала, спонсорство и  благотворительность, проведение  экологических и образовательных  акций, уплата налогов и др.

       Компания  твердо соблюдает свои налоговые  обязательства, ежедневно принося  российскому бюджету около 1 млрд. рублей. Кроме того, Газпром последовательно  осуществляет газификацию населенных  пунктов РФ, обеспечивая доступ  голубого топлива в более чем  300 негазифицированных населенных пунктов в год.

     В своей спонсорской и благотворительной деятельности Компания ориентирована на поддержку таких сфер общественной жизни как культура, спорт, образование, наука, участвует в крупных проектах, направленных на возрождение национальных, сохранение художественных и исторических ценностей, приумножение лучших традиций отечественной сцены и театрального искусства.

    2.2. Концепция развития «Газпром».

    Концепция развития  компании:

  – Освоение новых рентабельных источников добычи для удовлетворения спроса на газ в долгосрочной перспективе. Инвестиции в объекты добычи газа перспективных месторождений планируется осуществлять в соответствии с очередностью, определяемой экономической эффективностью. При этом будет проводиться оптимизация долгосрочного инвестиционного портфеля «Газпром» с учетом комплексного развития мощностей по добыче и связанных с ними мощностей по транспортировке, переработке и хранению газа.

      Необходимый  уровень добычи газа до 2010 г.  будет  обеспечиваться за счет  вывода на проектную  производительность  Заполярного месторождения, а  также Анерьяхинской и Харвутинской площадей Ямбургского месторождения, ввода в разработку сравнительно небольших площадей и месторождений-сателлитов, находящихся в зоне месторождений-гигантов (Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, Заполярное). В планах Газпрома освоение Южно-Русского месторождения.

      После 2010 г. предполагается освоение новых   стратегических районов газодобычи  на Дальнем Востоке, в Восточной   Сибири, на полуострове Ямал и  шельфе арктических морей. Освоение  месторождений  в этих районах  потребует значительных объемов  инвестиций в связи с удаленностью  от существующей системы магистральных  газопроводов, необходимостью решения  ряда сложнейших задач при  сооружении скважин, газопромысловых  объектов и прокладки газопроводов  в зоне многолетнемерзлых почв, внедрения новых технологических  решений и технологий, обеспечивающих  сохранение окружающей среды  в сложных природно-климатических  условиях.ипроблемы их реформирования?

      Газпром  также стремится участвовать   в проектах по разведке, добыче, транспортировке  и сбыту углеводородов  в третьих странах в рамках  стратегии «глобального присутствия»  компании на мировом рынке  нефти и газа, используя при  этом как участие в конкурсах  и аукционах, так и операции обмена активами:

      – Вовлечение  в баланс поставок газа из  стран Центральной Азии. С целью  минимизации инвестиционной нагрузки  на «Газпром» и оптимизации  потоков газа в рамках Единой  системы газоснабжения России (ЕСГ), которая создавалась с расчетом  в числе прочих и на центральноазиатские источники газа, проводится работа по включению газа стран Центральной Азии в ресурсный портфель «Газпром».

Информация о работе Естественные монополии