Естественные монополии в рыночной экономике. Форма регулирования естественной монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из выбора темы, была поставлена следующая цель: изучение естественной монополии как явления экономической жизни. Данная цель обусловливает постановку и решение следующих задач: - исследовать понятие «естественная монополия», выделить причины возникновения и обозначить роль в экономике естественных монополий; - изучить государственное регулирование естественных монополий, в частности, рассмотреть инструменты, с помощью которых оно осуществляется; - рассмотреть функционирование естественных монополий в Российской Федерации. Объектом исследования являются естественные монополии в современной экономике и их специфика в России. Предметом исследования – экономические отношения, возникающие в связи с функционированием естественных монополий.

Содержание

Введение.................................................................................................................
3

Глава 1 Возникновение и роль естественных монополий в экономике

Причины возникновения естественных монополий..................................
4
Роль естественных монополий в экономике..............................................
9

Глава 2 Государственное регулирование естественных монополий.

Необходимость регулирования естественных монополий......................
12
2.2 Графическая интерпретация естественной монополии...........................
15
2.3 Инструменты регулирования......................................................................
17

Глава 3 Естественные монополии в Российской Федерации

3.1 Деятельность естественных монополий в Российской Федерации.........
26
Заключение............................................................................................................
34

Список используемой литературы......................................

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсЕстественные монополии в рыночной экономике.docx

— 126.78 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2 – Чистые потери общества от естественной монополии

 

2.3 Инструменты регулирования

Для регулирования  естественных монополий могут быть использованы различные инструменты, которые можно условно разбить  на три группы.

1. Прямое установление цен на продукцию естественных монополистов

Задача ценообразования  на продукцию естественных монополий - установить цены, которые:

  • гарантировали бы производство и потребление продукции в экономически эффективном объеме, т. е. в том, который был бы при совершенной конкуренции;
  • обеспечивали бы самофинансирование предприятия.

С точки зрения взаимосвязи с объемом производства цены можно разделить на линейные (одинаковая цена на все единицы  продукции, расходы потребителя  можно рассматривать как линейную функцию от цены и объема покупки) и нелинейные (фирма взимает фиксированную  плату, не зависящую от объема покупки, плюс единую цену за каждую единицу  продукции; потребительские расходы  становятся функцией вида F + P · Q).

 

 

 

    1.  Линейное ценообразование

Предположим, кривая спроса (D) пересекает линию средних затрат (LAC) в точке минимума последней, т. е. мощности предприятия обеспечивают наличие возрастающей отдачи от масштаба для всего объема продукции, который следовало бы производить для достижения эффективности (т. е. объём, который был бы в условиях совершенной конкуренции) (рис. 3).

 
Рисунок 3 – Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия

 

Естественная  монополия выбрала бы объем производства QM и соответствующую ему цену PM. Экономическая прибыль составила бы площадь прямоугольника PMABC, а величина ущерба от существования монополии - площадь фигуры AME. Регулирующий орган должен был бы установить цену на уровне предельных затрат (PK), что привело бы к росту объема производства до уровня, который имел бы место в условиях совершенной конкуренции (QK). Поскольку цена установлена на уровне средних затрат, равных при данном объеме выпуска предельным, предприятие получает только нормальную прибыль. Вследствие роста объемов производства до конкурентного уровня исчезает и ущерб от существования монополии. Рассмотренный случай, когда мощности предприятия точно соответствуют объему спроса, максимально упрощен. Чаще спрос на продукцию естественного монополиста пересекает линию средних затрат слева от точки минимума последней (рис. 4). При эффективном объеме производства (QK) средние затраты оказываются выше предельных и применение принципа ценообразования по предельным затратам приводит к возникновению убытков (L), равных площади прямоугольника PKEGH.

 
Рисунок 4 – Ценообразование по предельным и средним затратам

В рамках линейного  ценообразования цены можно зафиксировать  на уровне средних затрат (PAC). В этом случае предприятие не получает ни экономической прибыли, ни убытков, но объем производства (QAC) ниже эффективного (QK).

    1. Цены Рамсея

Несколько отличный от рассмотренных выше подход к определению "идеальных" цен  на продукцию естественных монополистов был предложен Ф. Рамсеем. В рассмотренном примере мы ограничимся описанием возможного применения ценообразования по Рамсею в случае многопродуктовой естественной монополии, когда линейное ценообразование по предельным затратам ведет к убыткам предприятия.

Ценами Рамсея называются линейные цены, минимизирующие чистые потери общества при условии, что общая выручка предприятия равна его общим затратам. Отклонение от ценообразования по предельным затратам неизбежно приводит к появлению чистых потерь, но цены Рамсея позволяют их минимизировать, не прибегая при этом к дотациям со стороны государства.

Пусть естественная монополия производит два товара (X и Y), и ее функция общих затрат имеет вид

TC = 150 + 10Q+ 10QY.

Функции спроса на X и Y представлены следующими уравнениями:

Для упрощения  предположим, что предельные затраты  на производство X и Y равны между собой (MC= MC= 10), а сами товары X и Y являются независимыми в потреблении (спрос на X не зависит от цены Y, спрос на Y не связан с ценой X).

При применении принципа ценообразования по предельным затратам цены на X и Y будут равны 10 ден. ед., объем спроса составит 40 ед. (рис. 5). Выручка от реализации продуктов покрывает только переменные затраты, убытки предприятия равны величине постоянных затрат (150 ден. ед.).

 
Рисунок 5 –  Пропорциональное увеличение цен и чистые потери общества

Что произойдет, если цены на X и Y будут увеличены в равной пропорции, так, чтобы предприятие не имело ни прибыли, ни убытков? Общие затраты должны быть равны общей выручке (ТС = TR), и, кроме того, цены должны быть равны между собой (P=PY): ТС = TR ,

150 + 10Q+ 10Q= PX·Q+ PY·QY.

Сделаем необходимые  подстановки и решим это уравнение. Получаем, что P= P= 12 ден. ед., объем спроса на X составит 38 ед., на Y - 36 ед.

Чистые потери общества в случае пропорционального  увеличения цен составят: для товара X - площадь треугольника ABC, для товара Y - площадь треугольника ADE; в абсолютном выражении они будут равны 6 ден. ед.

Очевидно, что  вклад продуктов в покрытие постоянных затрат предприятия различается  из-за разной эластичности спроса.

Условие минимума чистых общественных потерь (правило  Рамсея) гласит, что увеличение цен  должно быть обратно пропорционально  эластичностям спроса на товары:

где P- цена товара X; MCX- предельные затраты на производство X; e- эластичность спроса на товар X по его цене; λ - константа.

Найдем цены Рамсея для нашего примера, воспользовавшись одним из следствий правила Рамсея: выпуск всех товаров по сравнению  с объемами производства, при которых  цена каждого товара равна предельным затратам на его производство, должен быть сокращен в одной и той  же пропорции. Поскольку в нашем  примере объемы производства при  ценообразовании по предельным затратам были одинаковыми (40 ед.), равнопропорциональное их снижение приведет к тому, что и при использовании цен Рамсея Q= QY. В совокупности с условием безубыточности работы предприятия (равенства общей выручки общим затратам) это позволяет найти новые объемы выпуска и цены Рамсея (PR):

Эластичности  спроса по цене для товаров X и Y будут равны -0.34 и -0.61 соответственно.

На рис. 10 показаны чистые потери общества при  применении цен Рамсея. Они составят площадь треугольника AFH для продукта X и площадь треугольника AGH для продукта Y. В абсолютном выражении сумма чистых потерь общества будет равна 5.4 ден. ед., что меньше, чем при пропорциональном увеличении цен (6 ден. ед.). [6]

 

Рисунок 10 – Цены Рамсея и чистые потери общества.

    1. Нелинейное ценообразование

Наиболее  простой случай нелинейного ценообразования - установление двуставочного тарифа. Для того чтобы гарантировать потребление продукции естественной монополии в эффективном объеме, одна часть тарифа фиксируется на уровне предельных затрат, а вторая часть тарифа, призванная покрыть возникающий убыток, может быть определена делением величины убытка на общее число потребителей: MC + L/N.

Приведенная формула представляет пример недискриминационного двуставочного тарифа. Однако с точки  зрения достижения максимально возможной  эффективности такая структура  тарифа имеет недостатки. Спрос потребителей может существенно различаться, и введение единой фиксированной  платы за доступ к услуге может  привести к тому, что для ряда потребителей она окажется выше получаемого  ими излишка, и они вынуждены  будут вообще отказаться от пользования  данной услугой. Если же часть потребителей, готовых платить цену, равную предельным затратам, уйдет с рынка, эффективность  снизится. Выход состоит во взимании разной фиксированной платы с  разных потребителей в зависимости  от их готовности и способности платить.

 

  1. Косвенное регулирование цен через установление предельных величин 

прибыли или доходности

    1. Регулирование нормы доходности

Исходная  предпосылка такова: капитал, инвестированный  в фирму - естественную монополию, должен приносить по крайней мере такую же отдачу, как в среднем по экономике. Кроме того, норма доходности должна быть достаточна для привлечения новых инвестиций и развития предприятия. Также она должна соответствовать уровню риска инвестирования средств в компанию. Норма доходности определяется по следующей формуле:

где RR - норма доходности; TR - общая выручка; TC - общие затраты; IC - инвестированный капитал.

Поскольку, в конечном счете, через установление нормы доходности регулируется цена выпускаемой продукции, перепишем эту формулу следующим образом:

откуда

Норма доходности применяется регулирующим органом  к величине инвестированного капитала. В этой связи возникает вопрос, как оценивать инвестированный  капитал – по рыночной или по бухгалтерской (первоначальной) ценности активов. Если предприятие не акционировано или не существует рынка его акций, на котором определяется рыночная капитализация (стоимость предприятия), истинная рыночная ценность фирмы неизвестна. Она подменяется некими приближенными расчетами рыночной ценности отдельных видов активов, которые должны проводиться достаточно регулярно. Подобные переоценки ценности части активов - процесс достаточно произвольный, на который предприятия могут активно влиять. Соответственно они получают возможность воздействовать на цену продукции, а через нее и на величину прибыли. По этой причине в развитых странах для целей установления нормы доходности естественных монополий используются бухгалтерская (первоначальная за минусом износа) ценность основных средств и ценность оборотных активов. В какой-то степени подобный подход стимулирует избыточные инвестиции естественных монополий, из формулы видно, что чем выше величина инвестированного капитала, тем больше может быть цена продукции и прибыль компании.

Ключевую  роль при определении цены играет уровень общих затрат. Включение  их в формулу сводит ценовую политику предприятия к методу "затраты  плюс". Естественно, что фирмы  будут стремиться завысить свои затраты. Благодаря государственной защите от конкуренции у естественных монополистов нет стимулов для повышения эффективности функционирования предприятия, включая снижение уровня затрат. Предприятие может получить прибыль при любом уровне затрат. Таким образом, Регулирование нормы доходности предполагает, что предприятие увеличит цены, только если возрастут затраты и соответственно потребуется более высокая выручка для получения прежней доходности на капитал. Даже если опустить очевидные трудности, связанные с оценкой величины инвестированного капитала и уровня затрат, регулирование естественных монополистов путем фиксации нормы доходности имеет очевидный недостаток - у компаний отсутствуют стимулы для повышения эффективности своей работы, ведь при увеличении затрат можно просто поднять цену.

    1. Регулирование предела повышения цен

Установление  пределов повышения цен было предложено С. Литтлчайлдом. Формула предела относительного повышения цен имела вид

ΔP = ΔPR - X ,

где ΔP - предел относительного повышения цен; ΔPR- относительный прирост розничных цен;Х - планируемое органом регулирования относительное снижение уровня цен в реальном выражении.

По мнению авторов этого подхода к регулированию  цен, указанная формула должна была обеспечить защиту потребителей от повышения  цен в реальном выражении, стимулировать  компанию повышать свою эффективность  и снижать издержки. Кроме того, предполагалось, что регулирование  цен, согласно этой формуле, значительно  упрощается по сравнению с ограничением нормы доходности, поскольку не требует  оценки затрат и величины инвестированного капитала. Предел повышения цен не связан с изменениями прибыли  регулируемой компании, хотя безусловно подразумевает определение исходной величины прибыли в момент установления первоначальных цен при введении регулирования и при их пересмотре в последующем.

  1. Реструктуризация естественных монополий
    1. Реформирование структуры естественных монополий

Более перспективным  и эффективным направлением в  области регулирования естественных монополий является их реструктуризация. Реструктуризация отраслей естественных монополий предполагает создание условий  для внедрения элементов конкуренции  в этих отраслях, устранение барьеров входа - выхода на монополизированные рынки для других хозяйственных  субъектов.

Данный  способ регулирования может быть эффективным не только для отдельных  монополистов, но, что особенно важно, и для государства в целом, так как позволяет делать прозрачными  финансовые потоки в рамках различных  посреднических фирм, уводящих финансовые потоки в обход, как самой компании, так и бюджета. Реформирование структуры естественных монополий – особенно в нашей стране – может принести значительную пользу. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики. Суть интенсивно обсуждаемых в нашей стране реформ такова: предлагается развить конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута. Очевидно, что разделение естественно-монопольного и потенциально конкурентных секторов не должно быть форсированным и механистичным. Ведь не только конкуренция, но и производственная интеграция имеет свой потенциал снижения издержек. Ведь

Информация о работе Естественные монополии в рыночной экономике. Форма регулирования естественной монополии