Задачи и общие функции государства в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить роль государства в современной экономике.
Задачи работы:
- определить, Функции государства в экономике;
- определить,отрицательные и положительные стороны рыночной экономики;
- рассказать о теориях государственного регулирования экономики;
- определить, задачи и общие функции государства в современной экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Государство в экономике…………………………………………………..5
1.1.Функции государства. Отрицательные и положительные стороны рыночной экономики…………………………………………………………………………….5
1.2. Государственное регулирование экономики…………………………….......12
1.3. Теория общественного выбора ………………………………………………12
Глава 2. Задачи и общие функции государства в современной экономике…….17
2.1. Причины возникновения и условия формирования рыночной экономики..17
2.2. Причины переосмысления роли государства в экономике…………………23
2.3. Общие функции государства в рыночной экономике……………………….25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.29 Кб (Скачать файл)

В целом рынок можно  определить как систему экономических  отношений по поводу купли-продажи  товаров. В теории рынка особо  выделяются три ка​тегории — спрос, предложение, цены, а также три основных субъекта рыноч​ных отношений — покупатели, продавцы и производители товаров.

Р. Пиндайк и Д. Рубинфельд определяют рынок как "совокупность покупа​телей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена". Ф. Котлер исходит из еще более простой схемы, определяя рынок как "совокупность покупателей товаров", покупателей существующих и потенци​альных.

В экономике рынок обеспечивает функции реализации товаров (услуг) и поддержки обратной связи между  производителем и потребителем. Функции  рынка можно очертить фазами распределения  и обмена, соединяющими про​изводство (на входе) с потреблением (на выходе).

Общественное разделение труда — один из объективных экономических  законов, сопровождающих эволюцию производственной деятельности людей и процесс "сотворения" рынков. Чтобы проиллюстрировать  рост производи​тельности и эффективности производства вследствие разделения труда работников, специализирующихся на выполнении отдельных функций, А. Смит приводит классический пример из истории английской промышленности — производство булавок.

Естественно, что углубление общественного разделения труда  позволяет постоянно расширять  производственные возможности и  преодолевать огра​ниченность экономических ресурсов для выпуска разнообразных товаров потребительского назначения. Разделение труда, специализация функций по​зволяют преодолеть ограниченные возможности любого вида ресурсов, ис​пользовать преимущества каждого из них, специфику в способах и технологи​ях выпуска продукции широкого ассортимента, отвечающего потребностям общества6.

Современный уровень специализации  достигает таких масштабов, когда  очевиден не только эффект, но и нежелательные  последствия этого явления. Специализация  делает работу монотонной и однообразной, препятствует ин​дивидуальному развитию и усиливает взаимозависимость. Правда, в обмен на все эти негативные издержки специализации и разделения труда работник, вы​полняющий всего одну функцию, например закручивание болта на автомобильном сборочном конвейере, получает возможность купить и потреблять товары, производимые в самых разных странах мира.

Процесс обмена приобретает  рыночный характер, поскольку осуществляется на взаимовыгодных, эквивалентных началах. В рыночном процессе обмена любой  человек скорее достигнет своей  цели, если обратится к другим участни​кам обмена и сумеет доказать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он хотел бы получить от них.

Именно таким путем  люди получают максимум потребительских  благ в ус​ловиях ограниченности ресурсов и разделения труда. Желаемого результата они достигают вовсе не потому, что благожелательно относятся друг к другу, а потому, что каждый человек преследует свои индивидуальные интересы. В ры​ночной организации экономики принято полагаться не на чувства людей, а на их рационализм.

Участники рыночного обмена отнюдь не ставят цель содействовать  обще​ственной пользе. Участники обмена продуктами труда имеют в виду лишь свой собственный, индивидуальный интерес, преследуют лишь собственную выгоду. При этом "невидимая рука" направляет их к цели, которой они совсем не руководствовались в своих действиях. Преследуя собственные экономичес​кие интересы, люди зачастую более действенно служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им.

Рыночная экономика возникла на определенном этапе развития человечес​кого общества, ее становление самым тесным образом связано с формировани​ем капитализма и частной собственности.

Рыночные отношения прошли весьма сложный путь развития и в  своих со​временных формах существенно отличаются от рынка XVIII, XIX, даже первой половины XX столети7я.

Экономика любой страны функционирует  подобно системе со своеобраз​ными встроенными механизмами координации, подчиняющими себе действия миллионов людей, производящих и потребляющих товары. Это означает, что всем процессам, протекающим в экономике, присуща внутренняя организа​ция. Любое общество независимо от степени своей экономической зрелости сталкивается с необходимостью выбора той или иной формы организации для решения следующих проблем: какие товары производить и в каком количест​ве; когда их целесообразнее производить для удовлетворения текущих и буду​щих потребностей; какой должна быть ассортиментная структура выпускае​мых товаров: что и сколько следует произвести для индивидуального потреб​ления; какие капитальные товары и в каком соотношении надо произвести для возобновления и расширения производства и т.д.

Необходимо также найти  ответы на многие вопросы. Как, каким  способом, с помощью какой технологии, техники и рабочей силы должны быть произве​дены товары? Как достичь наиболее экономного использования ограниченных ресурсов производства, обеспечивая одновременно максимально возможный выпуск продукции, в которой нуждается общество? Использовать ли для этого драгоценные природные ресурсы или изыскивать искусственные материалы, сырье, энергию? Применять ли живой труд или заменить его техникой, а если необходимо и то, и другое, то в какой пропорции? Укрупнять ли производство или осуществлять выпуск на относительно обособленных мелких предприяти​ях? Наконец, для кого предназначено произведенное? Как распределить выпу​щенные товары между различными социальными слоями, семьями, индивиду​альными потребителями? Должен ли принцип социальной справедливости со​держать идею уравнительности в распределении или товары должны быть проданы тем, кто способен за них платить? Как быть с ленивыми и нерадивы​ми и как обеспечить поддержку нетрудоспособным?

Подобных проблем множество, их трудно даже перечислить. Но и решают​ся они по-разному, в зависимости от того, какая форма положена в основу ор​ганизации экономики.

Рыночная организация  экономики оказалась наиболее эффективной. По​чему? Ответ на этот вопрос не может быть кратким и однозначным. Но глав​ное заключается в следующем: рыночная организация требует от общества на​именьших издержек при решении перечисленных экономических проблем.

В рыночной системе взаимодействуют  многие экономические переменные; ни один сектор не может существовать обособленно; производители и потре​бители товаров общаются на языке цен и с его помощью решают важнейшие для всей нации экономические проблемы.

В условиях общественного  разделения труда в любой экономической  сис​теме осуществляется координация деятельности отдельных, но взаимозависи​мых хозяйственных единиц, принимаются экономические решения, и осущест​вляется выбор между альтернативными возможностями использования огра​ниченных ресурсов. История создала три таких механизма координации эко​номической жизни: традиция, команда и рынок.

Экономическая система, функционирующая  на основе сложившихся обы​чаев, привычек, способов мышления, получила название "традиция".

Механизм координации, получивший название "команда", основан на со​знательной деятельности центрального органа власти, координирующего и на​правляющего экономику на выполнение определенных целей.

Рынок как механизм координации  экономической жизни сформировался  сравнительно недавно, хотя элементы его  существовали в древних цивилиза​циях и в средневековье.

Следует сказать, что чисто  традиционной, командной или рыночной эко​номики никогда не существовало. Даже современные общества сочетают эле​менты традиции, команды и рынка.

Обратим внимание на некоторые  закономерности процесса образования  рынка, которые в той или иной форме, в большей или меньшей  степени были присущи экономике  любой страны. Этот процесс начался  в XVI в., хотя пер​вые признаки стали проявляться немного раньше. Процесс формирования рынка характеризуется рядом важных моментов.

Во-первых, его отличает несомненная  прогрессивность, связанная с эконо​мической свободой, новыми социальными перспективами определенных слоев населения;

во-вторых, это насильственность процесса (все помнят процесс огоражива​ния общинных пастбищ в Англии);

в-третьих, участие государства  в формировании условий для первоначаль​ного накопления капитала, в поощрении капиталистических мануфактур. Для экономической политики эпохи формирования рынка характерны протекцио​низм, обеспечение активного денежного и торгового баланса. Принцип свобо​ды предпринимательства был сформулирован впервые только к концу этого периода А. Смитом в книге "Исследование о природе и причинах богатства на​родов" в 1776 г.;

в-четвертых, вместе с рынком происходит формирование определенной идеологии, морали, психологии, специфического менталитета людей.

Переход к рыночной экономике  в нашей стране был вызван необходимостью использования огромных возможностей, заложенные в рыночном координиру​ющем механизме, прежде всего экономической эффективностью рыночной эко​номики, ее способностью к новациям, быстрым изменениям. Очевидно, что стра​на сталкивается со многими из тех трудностей, которые присущи начальному периоду формирования рынка, хотя условия сейчас иные, чем в ХУ1-ХУП вв.

Процесс этот весьма болезнен, сложившийся десятилетиями менталитет большинства населения антирыночен.

Раньше закономерности формирования рыночной экономики диктовали по​литику протекционизма, но в современных условиях перед нашей страной стоит задача преодоления изоляции от мирового хозяйства. Поэтому важно найти оп​тимальное сочетание этих двух на первый взгляд противоречивых задач.

Ученые выделяют следующие  исторические этапы развития рыночной эко​номики: свободная конкуренция, массовое производство, сбыт, постиндустри​ализм.

Свободная конкуренция в  экономике всегда проявлялась с  ограничениями (зачастую значительными), по поводу чего П. Самуэльсон заметил: "Свобод​ная конкуренция всем хороша, но она никогда не была испытана"'. Всегда что-нибудь ее ограничивало: либо остатки феодализма, либо разного рода диктату​ры, либо войны, либо социальное давление.

К эпохе массового производства относят период, когда тон во всей системе экономических отношений  задавала фаза производства, когда  продукция была лишена значительных внутривидовых различий и каждая новинка довольно долго по своим  потребительским и конструктивным качествам соответствова​ла нуждам потребителей.

Важные импульсы становлению  эпохи массового производства дали фор​мирование системы каналов и общенациональных систем, железных дорог. Именно с этим периодом связывается появление фирмы (корпорации) как ти​пичной формы организации капитала (80-90 годы XIX в.).

Эпоха сбыта пришла на смену  массовому производству примерно с  нача​ла 30-х годов XX в. Для этого периода стала характерной быстрая дифферен​циация продукции, активизация борьбы за потребителя. Отсюда берет начало новая концепция, получившая название маркетинга.

Постиндустриальная эпоха  началась в развитых странах примерно с сере​дины 50-х годов. Главным фактором, меняющим системную ориентацию эко​номики, стала научно-техническая революция середины XX в., вызвавшая ак​тивную смену используемых в производстве технологий.

Вывод: В теории существуют два подхода. Первый исходит из определения рынка' как особой экономической системы, способной воспроизводить и совершенст​вовать себя. Другой подход сосредоточивает внимание на функциональной роли рынка внутри экономики. Рынок представляется как результат истори​ческой эволюции хозяйственной системы конкретной страны или группы стран. Каждый из названных подходов имеет свои возможности в изучении рынка как явления

2.2. Причины переосмысления  роли государства в экономике

Специфические условия российских реформ внесли большую противоре​чивость в вопрос оценки обществом роли и функций государства в современ​ной экономике. В научной среде выделялись и продолжают существовать в этой части два диаметрально различных подхода8. Первый предполагает, что чем больше экономика носит рыночный характер, тем меньше государствен​ным институтам нужно вмешиваться в экономическую жизнь и тем слабее должен быть государственный сектор экономики. Другой подход базируется на мнении, что роль государственного регулирования должна быть преобла​дающей всегда: и на этапах становления рыночных взаимодействий, и там, где уже сложились самые высокоразвитые механизмы рынка.

Обозначенный поворот  настроений в кругах политической и  научной элиты относительно участия  государства в рыночной экономике  требует ос​мысления. Важно выяснить, какое место среди его причин занимает влияние текущей политической конъюнктуры, а какое — глубинное осознание серьез​ности и сложности проблемы соотношения рыночных и институциональных регуляторов экономических отношений сейчас и в будущем.

Заметим, что переосмысление роли государства в экономике  — явление, характерное не только для России. Оно касается и экономических  систем, на​ходящихся на разных ступенях рыночных трансформаций, а также и устойчи​вых, благополучных стран. Фундаментальный материал для размышлений и оценок на эту тему дает Отчет о мировом развитии за 1997 г. "Государство в меняющемся мире", подготовленный сотрудниками Всемирного банка.

Во вступительном слове  к этому Отчету Президент Всемирного банка Дж. Вульфенсон, в частности, пишет: "Конечно, развитие, опирающееся на до​минирующую роль государства, потерпело неудачу. Но аналогичный резуль​тат будет итогом развития без государства — этот вывод абсолютно следует из агонии, которую пережил народ при коллапсе таких государств, как Либерия и Сомали. История с настойчивостью повторяет, что хорошее правительство — это не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие, и экономическое, и социальное, невозможно"9.

Информация о работе Задачи и общие функции государства в современной экономике