Задачи и общие функции государства в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить роль государства в современной экономике.
Задачи работы:
- определить, Функции государства в экономике;
- определить,отрицательные и положительные стороны рыночной экономики;
- рассказать о теориях государственного регулирования экономики;
- определить, задачи и общие функции государства в современной экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Государство в экономике…………………………………………………..5
1.1.Функции государства. Отрицательные и положительные стороны рыночной экономики…………………………………………………………………………….5
1.2. Государственное регулирование экономики…………………………….......12
1.3. Теория общественного выбора ………………………………………………12
Глава 2. Задачи и общие функции государства в современной экономике…….17
2.1. Причины возникновения и условия формирования рыночной экономики..17
2.2. Причины переосмысления роли государства в экономике…………………23
2.3. Общие функции государства в рыночной экономике……………………….25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.29 Кб (Скачать файл)

Авторы упомянутого Отчета обращают внимание на два принципиальных элемента стратегии участия государства  в процессе развития своих стран. Пер​вый из них — приведение функций государства в соответствие с его потен​циалом. Иначе говоря, речь идет о том, чтобы соразмерять желания с возмож​ностями. Многие государства пытаются сделать слишком многое, располагая ограниченными ресурсами, что часто приносит больше вреда, чем пользы. Там, где государство располагает скудными возможностями, формы и направления государственного вмешательства должны особенно тщательно анализи​роваться.

Серьезный водораздел в этом плане между развитыми и развивающимися странами можно ощутить по различиям  в уровне ассигнований, направляемых на общегосударственные нужды. В  целом в промышленно развитых странах государственные расходы  достигают сейчас почти половины ВВП, а в развива​ющихся странах — примерно четверти.

Второй элемент стратегии  связан с укреплением потенциала государства путем активизации  общественных институтов. Это подразумевает  разра​ботку эффективных норм и ограничений, которые позволили бы сдерживать произвол властей, бороться с засильем коррупции. Важной частью работы яв​ляется развитие разнообразных форм общественного контроля, который дол​жен распространяться и на предпринимательский корпус и на функциониро​вание органов государственного и муниципального управления.

2.3. Общие функции  государства в рыночной экономике

Вполне очевидно, что содержание и интенсивность функций государства  зависят от конкретно-исторического  положения страны. Они имеют значи​тельную специфику для этапа активных реформ в России. Ключевая функция государства при этом состоит в создании условий для формирования и разви​тия высокоэффективного рыночного хозяйства, при этом должны тщательно учитываться многоукладный характер экономики, сильные тенденции смеше​ния теневой экономики с экономикой легальной, проникновения теневых от​ношений в механизмы государственного управления. Более сильными (чем это привычно для Запада) здесь остаются традиции ожидания защитных функций государства. К такой защите и опеке были приучены не только массы населения, но и целые отрасли народного хозяйства, особенно стратегически весомые и социально значимые.

Вместе с тем существует достаточно устойчивый спектр функций  в управ​лении экономикой и обществом, которые могут реализоваться в любом совре​менном рыночном хозяйстве только на уровне политики государства как цело​го. Назовем основные из них:

1​ Правовое обеспечение экономической деятельности. Одна из важных функций государства в этой области - поддержка права собственности.

2​ Организация денежного обращения.

3​ Производство так называемых общественных товаров и услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это, например, продук​ция оборонного назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести поддержку государством науки, обра​зования, культуры.

4​ Минимизация трансакционных издержек. Под трансакционными из​держками, напомним, понимают издержки эксплуатации экономической сис​темы.

5​ Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции; поддержка малого и среднего бизнеса.

6​ Оптимизация влияния экстерналий. В экономике возникают так назы​ваемые внешние эффекты, которые не выражаются в денежной форме, и рынок на них должным образом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например загряз​нения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государст​вом могут активно стимулироваться. Например, это может касаться случаев распространения результатов (благ) от тех или иных целевых благотворитель​ных программ не только на тех, для кого они предназначаются, но и на обще​ство в целом.

7​ Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).

В частности, должно быть обеспечено рациональное соотношение личных доходов  предпринимателей и людей, зарабатывающих себе на жизнь трудом по найму. При  слишком большой разнице в  доходах между этими категория​ми людей в обществе могут возникать острые социальные противоречия. Опыт даже тех капиталистических стран, в которых рыночные отношения наиболее развиты, свидетельствует, что не более 5% населения способны быть предпринимателями. Остальные люди предпочитают быть наемными работниками. В России этот факт еще более существен, ибо традиционно наша "эко​номика является ведомой заработной платы"10.

8​ Поддержка оптимального уровня занятости; минимизация безработицы и издержек от нее.

9​ Проведение региональной экономической и социальной политики, отве​чающей коренным интересам страны в целом и населения ее территорий.

10​ Реализация национальных интересов в мировой экономике; поддержка международной конкурентоспособности отечественной экономики.

Ключевое значение в контексте  темы главы, очевидно, имеет вопрос о воз​можных и рациональных формах государственного регулирования экономики. Профессор Б. А. Райзберг указывает на целесообразность применения в рыночных условиях следующих форм регулирования экономики со стороны государства:

• непосредственное государственное  управление рядом отраслей, объек​тов;

• налоговое регулирование;

• денежно-кредитное регулирование, т.е. воздействие на денежное обраще​ние;

• бюджетное регулирование, т.е. распределение средств государственного бюджета по различным направлениям их использования;

• регулирование посредством  формирования государственных программ и государственных заказов;

• ценовое регулирование;

• регулирование условий  труда, трудовых отношений, оплаты труда;

• социальное регулирование (включая государственное социальное стра​хование);

• государственное регулирование  охраны и восстановления окружающей среды;

• регулирование посредством  ограничения и запросов (государственное  лицензирование и др.

Вывод : Современная экономика (в координатах, привычных западному  миру) есть высокоорганизованная, инновационно-предпринимательская экономика, впи​тавшая многовековой опыт рыночной свободы, конкуренции и демократичес​кого порядка. В ней весьма респектабельное место отводится государственному влиянию.

Заключение

Роль государства в  экономике очень велика. Оно создает  условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

Суть местного самоуправления - в праве населения (местного сообщества), признаваемом и закрепляемом государством, самостоятельно и под свою ответственность  решать вопросы местного значения. Местное самоуправление есть одна из серьезных гарантий развития демократии в государстве, своеобразный индикатор  развития демократических институтов в том или ином обществе

Установлено, что частное  обеспечение общества товарами общественного  пользования не представляется возможным. Необходимо вмешательство правительства  в обеспечение товарами смешанного пользования.

Экономическая теория утверждает, что рыночная экономика способствует эффективному размещению ресурсов, если в отраслях промышленности осуществляется совершенная конкуренция. В совершенно конкурентных отраслях индустрии фирмы  достигают экономически эффективного уровня объема производства. Для конкурентных фирм предельный доход и цена товара равны, поскольку дополнительный доход, получаемый при производстве одной  единицы товара, просто равен цене, которую платят за товар покупатели. Поскольку именно фирмы несут  все издержки производства при совершенной  конкуренции, то предельные издержки фирм – это и есть предельные общественные издержки11.

Таким образом, можно сделать  вывод, что поставленные задачи достигнуты, и тема курсовой раскрыта в полном объеме.

Список литературы

1. А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич «Экономическая теория»: Учебник для вузов, издательство «Питер Паблишинг» С.-Петербург, 2010

2. А. Эльянов Государство и развитие. / Мировая экономика и международные отношения. 2010.

3. Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2011.

4. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов. – М.: Издательсикй Дом «Деловая литература»:, 2011.

5. Государственное регулирование  рыночной экономики: Учебник для  вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2010.

6. Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. "Вопросы экономики". 2011г, №4

7. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. – М.: Логос, 2011.

8. Е. Гайдар - Государственная  нагрузка на экономику. Вопросы  экономики. 2011г, №9

9. Иванов Г.Г. Экономика  торговли: Учеб. Пособие для нач. проф. Образования / Геннадий Геннадьевич Иванов. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

10. Курс экономики: Учебник  / Под ред. Б.А. Райзберга. – ИНФРА-М, 2010.

11. Курс переходной экономики  / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстат- 
информ, 2010.

12. Курс экономической  теории / Под ред. М.Н. Чепурина / Киров, 2011.

13. Макроэкономика: Курс лекций. / Киселева Е. - Эксмо-Пресс, 2011.

14. Макроэкономика: Теория и российская практика. Учебник. / Грязнова А.Г., Думная Н.Н., ред. - КноРус, 2011.

Курсовая работа

По дисциплине « Экономическая  теория»

Тема « Роль государства  в рыночной экономике»

Выполнила:

Преподаватель:

Доцент Любецкий В.В.

Москва 2012

См. Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2011.

См.Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов. – М.: Издательсикй Дом «Деловая литература»:, 2011.

См. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – ИНФРА-М, 2010.

См. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина / Киров, 2011.

См. А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич «Экономическая теория»: Учебник для вузов, издательство «Питер Паблишинг» С.-Петербург, 2010

Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. "Вопросы экономики". 2011г, №4

Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. "Вопросы экономики". 2011г, №4

См. Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2011.

См. А.Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. "Вопросы экономики". 2011г, №4

10 См. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. – М.: Логос, 2011.

11 См. Макроэкономика: Курс лекций. / Киселева Е. - Эксмо-Пресс, 2011.

 


Информация о работе Задачи и общие функции государства в современной экономике