Занятость и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
1. раскрыть понятия занятость и безработица;
2. проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
3. провести исследования занятости и безработицы в Красноярском крае и в районах Нижнего Приангарья
4. выявить социальные последствия безработицы и пути её снижения

Содержание

Введение. 3
Глава 1: Понятие безработицы и полной занятости 5
§ 1.1 Занятость и безработица как элементы рынка труда 5
§2.2. Безработица и причины её образования. Типы безработицы 8
Глава 2: Занятость и безработица в России. 24
§ 2.1 Анализ рынка труда по России 24
§ 2.2 Проблема «скрытой» безработицы в России 30
§ 2.3 Анализ рынка труда по Красноярскому краю 33
Глава 3. Методы борьбы с безработицей 35
§ 3.1 Социальные последствия безработицы. 35
§ 2.3 Пути снижения безработицы в России , государственная политика занятости 38
Заключение 43
Список литературы 46
Приложения 48

Вложенные файлы: 1 файл

Тема работы Занятость и безработица.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Если вернутся к официальной статистике, мы получим следующие результаты:

Самый высокий уровень безработицы наблюдается среди молодых людей до 20 лет. Они составляют 26% от общего количества безработных. Затем следуют по убыванию возрастная группа 20-24 года – 13%, 25-29 лет – 7,3%, 35-39 лет – 6,2%, 30-34 года – 5,9%, 40-49 лет – 5,8%, 50-54 лет – 4,8%, 55-59 лет – 3,6%.

Продолжительность поиска работы в среднем по России составляет 8,7 месяцев. 39% людей ищут работу больше года. Специалистов тревожит этот факт, так как, по их словам, чем дольше человек сидит дома, тем меньше у него шансов устроиться куда-нибудь. Однако в Москве среднее время поиска работы составляет 3,5 месяца. Как это не странно безработица в России не имеет четко выраженного пола. По данным Росстата, в среднем по стране число мужчин и женщин, нуждающихся в трудоустройстве, примерно одинаково.

Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В феврале 2007 г. на них работало 38,3 млн человек, или 56 % общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,8 млн человек (в эквиваленте полной занятости). Оценка Росстата производилась в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ).

 

 

 

 

 

 

§ 2.2 Проблема «скрытой» безработицы в России

Одной из специфических особенностей российского пути в сфере занятости является преобладание скрытых форм безработицы, в особенности двух ее основных форм: вынужденные, инициированные администрацией предприятий неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и неполная занятость. Как показывают исследования, они связаны с проблемой избыточной занятости, заключающейся не в самом факте трудоизбыточности, а в ее масштабах, долгосрочности и устойчивости.

Другая особенность «российского» варианта кроется в содержании, выражаемом понятием «скрытая» безработица. Не секрет, что низкий уровень эффективности производства в СССР, обусловливающий завышение спроса на труд, еще в 70-80 гг. привлекал внимание зарубежных специалистов. Разницу между фактической численностью занятых на предприятиях СССР и меньшей их численностью, которая могла бы быть на них занята при достижении международно сопоставимых уровней технологии, организации экономической деятельности и производительности труда, они называли «сверхзанятостью», или «скрытой» безработицей. Представляется очевидным, что для преодоления такого рода скрытой незанятости необходимо технологическое обновление хозяйства, сопровождаемое резким повышением эффективности производства.

Сейчас под «скрытой» безработицей в России понимается совершенно другого рода явление, обусловленное неадекватностью между глубиной падения объемов производства и масштабами сокращения занятых в экономике. Пока среди экономистов нет единого мнения о его содержании: одни под «скрытой» безработицей понимают избыточную занятость - ситуацию, когда несколько человек выполняют работу одного либо когда высококвалифицированный специалист занят низкоквалифицированным трудом; другие - неполную (частичную) занятость, т.е. занятость неполный рабочий день или неполную неделю; третьи склонны относить к «скрытой» безработице и избыточную, и неполную занятость.

 Как известно, “скрытая” безработица  не фиксируется рынком труда. В качестве основных критериев отнесения той или иной группы населения к скрыто безработным выступают: формальная занятость, неэффективное или неполное использование трудовых ресурсов.

Иногда в качестве критерия “скрытой” безработицы выдвигают относительно низкий уровень заработной платы или задержку выплаты заработной платы. Однако низкий уровень заработной платы не может быть самостоятельным критерием “скрытой” безработицы. Для России такой критерий вообще не является определяющим, так как уровень заработной платы в целом по стране сильно занижен по сравнению с ценами других ресурсов и факторов производства.

Выделяются три уровня “скрытой” безработицы:

- допустимый - при котором “излишки” персонала как бы “не ощутимы”;

- критический - начиная с которого  предприятия сами классифицируют  себя как “трудоизбыточные”;

- катастрофический - при котором “скрытая” безработица “взрывоопасно” переходит в открытую.

В связи с этим возникает вопрос о способах и направлениях борьбы со “скрытой” безработицей, и прежде всего принципиальный момент: нужно ли ее сокращать любыми методами?

Представляется очевидным, что быстрый перевод “скрытой” безработицы в открытую, неприемлем по ряду причин.

Во-первых, в современных российских условиях “скрытая” безработица поддерживает хотя бы минимальный уровень потребления. В случае же перевода части населения на мизерные пособия по безработице, уровень жизни может сократиться до критических размеров.

Во-вторых, в тех регионах, где предприятия являются единственным источником существования и заработков, сокращение “скрытой” безработицы может вызвать социальный взрыв, что чревато серьезными политическими последствиями.

В-третьих, лишившись всякой работы, люди могут в поисках случайных заработков пополнить миграционные потоки в большие города, обострив в последних социально-экономические проблемы.

Оптимальным способом снижения “скрытой” безработицы является достижение полной занятости. Но в текущих условиях это требует времени. Поэтому эта задача остается в качестве стратегической цели. В краткосрочном периоде правительство и местные органы власти должны наметить план поэтапного снижения уровня “скрытой” безработицы, исходя из взвешенной оценки ее отрицательных последствий.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время “скрытая” безработица в большинстве субъектов Российской Федерации пошла на убыль. Примечательно, что отмеченное характерно не только для относительно “благополучных”, но и для депрессивных регионов, в которых проблемы “скрытой” безработицы приобретают особую остроту и актуальность. Этому во многом способствовал курс на повышение эффективности производства.

 

 

 

 

 

§ 2.3 Анализ рынка труда по Красноярскому краю

В Красноярском крае в 2007 году намечена позитивная динамика показателей регистрируемого рынка труда, благодаря  ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Красноярского края на 2007-2009 годы».  Уровень безработицы к численности экономически-активного населения на 31.12.2007 года по Красноярскому краю составляет 2,4 %. Большую часть из всех безработных составляют женщины – 67 % . По возрастному цензору 40% безработных – это молодёжь  16-29 лет. Число сельских жителей среди  безработных постоянно увеличивается  и составляет 43 %.. высшее образование имеют 9,5% из всех, состоящих на учёте людей,  среднее профессиональное  образование –  20,5%,   68 % ищут работу по рабочей специальности.

В 2007 году увеличилось число трудоустроенных граждан 92,7 тыс человек (в 2006 году – 87,8 тыс. человек). Сократился период поиска работы. Средняя продолжительность периода безработицы составила 5,3 месяца (на конец 2006 года – 5,6 месяца) Положительная динамика на рынке труда – результат реализации инвестиционных проектов, таких как комплексное развитие зоны Нижнего Приангарья, что позволит обеспечить работой несколько тысяч человек. По договорённости с крупными  работодателями  приоритет  при приёме на работу  отдаётся жителям Красноярского края. По словам руководителя Агентства труда и занятости населений администрации края  Виктора Новикова в целях программы содействия занятости населения планируется заключить соглашения с крупными работодателями, в рамках которых служба занятости будет подбирать для предприятий работников, проводить предварительный профотбор, обучать безработных граждан тем специальностям , которые необходимы на этих предприятиях.

Так на 01.01.2007 года  по Богучанскому району (район Нижнего Приангарья)  уровень официально регистрируемой безработицы составил 1,7 %, и уже на конец отчётного периода – 1,38%. Основными причинами  снижения уровня безработицы  в 2007 году стало  развитие экономики в районе(открылись новые предприятия, которые успешно работают), а также низкий размер  пособия по безработице.

Богучанский район относится к перспективным и трудонедостаточным. Прогнозируемая кадровая потребность на 2007-2010 гг. по прогнозам администрации составит  5393 человека. В связи с предполагаемым  развитием  Нижнего Приангарья потребуется на первоначальном этапе, в основном, мужская  рабочая сила. Большинство  кадров будут заняты на строительстве алюминиевого завода, моста через реку Ангара, нового больничного комплекса. В связи с этим  предполагается сокращение обращений  мужчин  в службу занятости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3. Методы борьбы с безработицей

 

§ 3.1 Социальные последствия безработицы.

 

           Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна животрепещущая проблема. Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения отрицательных последствий?

  Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре.

Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. 

 Влияние безработицы  на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.

Действия, направленные на оказание содействия в трудоустройстве демонстрируют большое разнообразие методов

 

 А каковы самые предпочитаемые  и действенные способы поиска  работы? Рассчитывают на:

 

личные связи - 42,9%;

 

государственную службу занятости - 26,5%;

 

объявления - 11,1%;

 

организацию собственного дела - 7,3%;

 

коммерческую службу занятости - 6,1%;

 

обращение к работодателю - 6,1%.

 

Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.3 Пути снижения безработицы в России , государственная политика занятости

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

  1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
  2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
  3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
  4. разрешение трудовой эмиграции;
  5. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

Информация о работе Занятость и безработица