Изъяны государства и их соотношение с изъянами рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:01, реферат

Краткое описание

Современное состояние экономики, возрастающая роль государственного регулирования, динамичность протекающих процессов требуют быстрой и адекватной реакции на происходящие изменения. В этих условиях возрастает роль исследований природы изъянов государства. Изъян государства – это его неспособность обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости. А изъян рынка - неспособность рыночной системы произвести определенные блага вообще либо произвести их в желательном или оптимальном количестве. В связи с этим мы проанализируем изъяны государства и изъяны рынка в отдельности и в сравнительной форме. Так как данная тема очень актуальна и интересна.

Содержание

1. Введение
2. Изъяны государства
3. Изъяны рынка
4. Анализ изъянов государства и изъянов рынка в сравнительной форме
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

изъяны государства в соответствии с изъянами рынка.docx

— 48.76 Кб (Скачать файл)

В силу того, что  наличие внешних эффектов не учитывается  рынком, при их наличии рыночное равновесие перестаёт быть эффективным  по Парето, т.е. возникает фиаско рынка. Альтернативой прямым запретам на загрязнение воды является налогообложение экологически вредных производств по ставкам, побуждающим предприятия избегать неблагоприятного воздействия на природную среду.

Государство, как  правило, не может оставаться индифферентным, сталкиваясь с существенными экстерналиями. Но выбор оптимальной формы вмешательства не осуществляется по шаблону. Он определяется спецификой конкретной ситуации и практической целесообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, приходится тщательно сопоставлять разные варианты решения задачи, стремясь достичь результата с наименьшими издержками.

Неполнота информации:

Функционирование  рынка решающим образом зависит  от того, насколько участники сделок владеют информацией о потребительских свойствах товаров и услуг, альтернативных возможностях их производства и приобретения, а также о тенденциях изменения конъюнктуры. Неполнота информации лимитирует возможности эффективного использования ресурсов, обусловливая неоптимальное поведение продавцов и покупателей. Зачастую она ограничивает конкуренцию, мешает заключению долгосрочных сделок.

Информационные  проблемы лежат в основе такого феномена, как неполнота рынков. Имеются в виду ситуации, когда потребности в отдельных видах услуг не могут быть удовлетворены, поскольку потенциальным производителям пришлось бы действовать в условиях чрезмерно высокой неопределенности. В ответ на запросы потенциальных потребителей не появляется адекватное предложение. Соответственно рыночный механизм оказывается неспособным реализовать потенциальные Парето-улучшения.

В качестве примера  часто приводят страхование банковских депозитов. Без государственных  гарантий его, как правило, не удается  достаточно эффективно осуществлять на основе свободного действия рыночных сил. В то же время отсутствие рынка страхования депозитов негативно сказывается на состоянии других рынков и аллокации ресурсов в целом.

Обычной практикой  для стран с развитой рыночной экономикой является участие государства в формировании информационной инфраструктуры рынка. Уместно отметить, что распространение информации, необходимой производителям и потребителям, представляет собой пример деятельности, порождающей позитивные внешние эффекты.

На идеальном  рынке совершенной конкуренции  и продавцы, и покупатели пользуются неограниченным и бесплатным доступом ко всей необходимой им информации. На реальных рынках никто не обладает полной информацией, но при этом доступность наиболее существенной ее части для продавцов и покупателей может быть примерно одинаковой, что предотвращает чрезмерные искажения и диктат одной из сторон.

Однако рынки  некоторых товаров и особенно услуг характеризуются существенной информационной асимметрией, то есть неравномерным распределением информации, необходимой для принятия решений о покупках и продажах. В условиях информационной асимметрии информация, существенная для заключения сделки, находится в преимущественном распоряжении одного из ее участников.

Классические  примеры информационной асимметрии дает сфера здравоохранения, хотя этот феномен характерен и для многих других областей. Пациент в большинстве случаев не в состоянии самостоятельно поставить диагноз, выбрать методы лечения и даже оценить, насколько рационально оно ведется. Иными словами, потребитель не может решить, какая конкретная услуга нужна для удовлетворения его потребности и каково качество фактически предоставленных услуг. Он вынужден, по сути, во всем полагаться на производителя (врача), который благодаря профессиональной подготовке владеет необходимой информацией. Аналогией могла бы быть ситуация, когда покупатель знает только, что нуждается в обуви, и полностью доверяет продавцу выбрать фасон, размер и цену.

Если бы медицинская  помощь предоставлялась исключительно на частнопредпринимательской основе, а врачи ориентировались бы прежде всего на максимизацию дохода (прибыли), они были бы склонны постоянно навязывать пациентам наиболее дорогие, зачастую избыточные и при этом не всегда высококачественные услуги. Элементы такой практики действительно встречаются в странах, где регулирующая роль государства в предоставлении медицинской помощи представлена относительно слабо. Пациенты способны защитить свои интересы, нанимая независимых консультантов и оплачивая экспертизу оказываемых медицинских услуг, но это влечет за собой рост издержек.

Информационная  асимметрия больше характерна для отдельных  отраслей сферы услуг, чем для  производства товаров, поскольку купля-продажа услуги, как правило, предшествует ее оказанию. Покупатель вынужден принимать решение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкретные полезные свойства. Это не слишком существенно, если услуги поддаются строгой стандартизации, а их потребительские качества наглядны и могут оцениваться вполне объективно и однозначно. Однако в здравоохранении и некоторых других отраслях для оценки услуг нужна высокая степень компетентности.

Там, где информационная асимметрия грозит диктатом производителя, поставку услуг часто берет на себя общественный сектор. Как и в случаях других изъянов рынка, это оправдано постольку, поскольку предполагается, что общественный сектор подвержен внерыночному контролю со стороны заинтересованных граждан.

В самом деле, если из-за информационной асимметрии потребитель не в силах защитить свои интересы с помощью рыночных механизмов в качестве покупателя, он может попытаться сделать то же самое через механизмы управления общественным сектором в качестве избирателя. Вопрос, однако, в том, насколько общественный сектор подконтролен рядовым избирателям и насколько успешно он удовлетворяет их реальные запросы. Эту проблему необходимо постоянно иметь в виду, определяя рациональные формы и методы функционирования общественного сектора.

Источниками провалов рынка  являются:

  1. внешние эффекты;
  2. общественные блага;
  3. отсутствие цен на блага;
  4. права собственности;
  5. отсутствие знаний и неопределенность информации;
  6. недальновидность («экологическая близорукость»).

Большинство из выше перечисленных источников прямо относятся к экологической сфере. Обычно экологический аспект фиаско рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирмами, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юридическими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (побочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыночных ценах. Потребители из-за отсутствия прав собственности или из-за высоких трансакционных издержек не участвуют в рыночных сделках и поэтому не могут требовать с «виновника» компенсации за нанесенный ущерб. Потери потребителей не будут отражены в рыночных ценах товара, производство которого загрязняет окружающую среду. Внешние эффекты искажают общественную стоимость благ.

Таким образом, провалы рынка  не обеспечивает рациональное использование  ресурсов, приводит к дополнительным издержкам. Преодолеть негативные моменты, связанные с возникновением экстерналий, наличием общественных благ, высоких трансакциональных издержек по установлению прав собственности возможно с помощью государственного регулирования. Однако в экологической сфере нельзя полностью полагаться и на чисто государственное (административное) регулирование. Имеет место также так называемая «осечка» государства, проявляющаяся в поощрении избыточного спроса на ресурсы природы через установление на них низких цен и необоснованных субсидий, поиск «политической ренты» и т.п.

В экологической сфере  должен быть регулируемый рынок. Он должен согласовывать текущие и перспективные  эколого-экономические интересы. Чисто  рыночные отношения нацеливают предприятия  на учет ими главным образом наиболее очевидных результатов, где не отражаются экологические эффекты. По мнению большинства  зарубежных экономистов, экологическое  регулирование вполне вписывается  в теорию экологически устойчивого  развития. В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» также подчеркивается повышение роли государства как гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, а также отмечается, что рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ изъянов  государства и изъянов рынка  в сравнительной форме

Современное состояние экономики, возрастающая роль государственного регулирования, динамичность протекающих процессов требуют быстрой и адекватной реакции на происходящие изменения. В этих условиях возрастает роль исследований природы изъянов государства. Анализ изъянов на основе представленных в экономической литературе теорий и гипотез позволяет выбрать наиболее адекватный вид модели оценки потерь общества, применимый для условий трансформируемой экономики.

Изъяны  государства менее изучены, чем изъяны рынка. Говорить о изъянах государства в чистом виде начали только в начале XX в. Теория изъянов государства была озвучена в рамках теории общественного выбора. Теория общественного выбора — это направление экономического империализма, где с помощью методологии неоклассической экономической теории изучаются политические процессы. Созданная в 1960-х гг. как часть экономической науки, которая занималась проблемами налогообложения и государственных расходов, теория общественного выбора в дальнейшем значительно расширила область своего анализа и в данный момент может рассматриваться как экономическая теория политики. Именно в разрезе общественного сектора мы и проанализируем изъяны государства и рынка в сравнительной форме.

Необходимость государственного вмешательства в экономику обосновывалась на теории изъянов (провалов) рынка. Предполагалось, что неэффективность рыночного механизма должна быть компенсирована механизмом государственного регулирования экономики, функционированием общественного сектора. В самом общем виде изъян рынка представляет собой неспособность конкурентной среды в той или иной ситуации реализовать эффективность по Парето.

Точно так же изъян государства  — это неспособность государственного сектора реализовать эффективность по Парето. Изъян (провал) государства возникает в результате действий государства, приводящих к неэффективности, неэффективному результату. Эффективность общественного сектора предполагает, что государство должно совершать некие действия, ведущие к Парето-эффективности, т. е. к Парето-улучшениям. Таким образом, применяя понятие Парето-улучшения, определим, что такое провал государства.

Неэффективность общественного сектора (государства) означает, что в данной ситуации, возникшей в результате действий государства, не достигнут Парето-оптимум, т. е. ещё возможны изменения, ведущие к Парето-улучшению.

Государство иногда является нейтрализатором рыночных провалов, а рынок, наоборот,— государственных. В такой ситуации, чтобы понять природу государственных провалов, необходимо изучить их в сравнении с рыночными провалами и определить, где государственное вмешательство необходимо, а где его стоит ограничить. Поэтому рассмотрим государство, его достоинства и недостатки в сравнении с рынком.

Начнём с проблемы производства общественных благ, несомненно, являющейся довольно ярким примером провала рынка. Общественные блага людям необходимы, но, считая, что эти блага можно получить бесплатно или вовсе обойтись без них, никто не хочет за них платить, вследствие чего отсутствует рыночный спрос на данные блага. Это так называемая проблема фрирайдера — незаплатившего за блага невозможно исключить из списка потребителей данного блага (например, если человек не заплатил за фейерверк, он всё рано может его посмотреть). В данном вопросе на помощь приходит государство и организовывает производство данного

блага либо на государственных предприятиях, либо с привлечением частных производителей через систему государственных закупок, где оплатой служат средства, полученные путём налогообложения граждан. Можно сделать вывод о том, что проблема производства общественных благ является изъяном рынка, но достоинством государства.

Далее, рассмотрим проблему наличия внешних эффектов. Внешние эффекты — это издержки и выгоды, которые несут или получают лица, не участвовующие в рыночной сделке, так называемые третьи лица. Данные эффекты оказывают своё воздействие (отрицательное либо положительное) на потребителей и производителей, изначально не вовлечённых в процесс производства и купли-продажи данного товара. Например, металлургическое предприятие ежедневно осуществляет загрязняющие выбросы в атмосферу, в результате чего болеют люди, гибнут растения. На исправление данных последствий требуются денежные средства, которые было бы негде взять, если бы государство не брало налог за загрязнение окружающей среды: предприятие, не включив данные издержки в стоимость своей продукции, занизило бы её цену, вследствие чего возникли бы потери для общества. Таким образом, через систему налогообложения государство получает налог за загрязнение окружающей среды и может направить эти средства на очистные и восстановительные мероприятия, а предприятие, в свою очередь, обязательно включит данные издержки в стоимость своей продукции. В данном случае, мы опять видим изъян рынка, исправленный государством.

Рассмотрим ещё один изъян государства, являющийся следствием асимметричности информации на рынке. Классическим примером может служить частная клиника, где, пользуясь отсутствием информации у клиентов, врачи могут намеренно предлагать им более дорогостоящие и менее эффективные методы лечения в надежде максимизировать свою прибыль. В данном случае проблема решается, если государство берёт на себя производство данных благ, а также издаёт законы о защите прав потребителей, о рекламе, о страховании банковских депозитов и т. д. Следовательно, государство оказывается панацеей и в данном случае.

Информация о работе Изъяны государства и их соотношение с изъянами рынка