Инвестиции их роль в обеспечении макроэкономического равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 00:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - показать, что инвестиции сложный и многообразный процесс в экономике, а также отразить состояние и направления инвестиционной деятельности.
Задачи - раскрыть понятие инвестиций, описать влияние инвестиций на макроэкономическое равновесие в зарубежных странах, проанализировать проблемы и перспективы привлечения и эффективного внедрения инвестиций в экономику РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...........3
1 ИНВЕСТИЦИИ…………………………………………………………..4
1.1 Сущность инвестиций и их формы ..……..………………………….4
1.2 Источники инвестиций ...…………………….………….……..……...7
1.2.1 Внутренние источники инвестиций………………………………..7
1.2.2 Внешние источники инвестиций…………………………………. 10
2 ИНВЕСТИЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.…...…………………………..13
2.1 Инвестиции в экономике Российской Федерации…………………13
2.2 Значение инвестиций в США………………………………………..16
3 СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ..……….....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!! (Автосохраненный).docx

— 94.69 Кб (Скачать файл)

За 2008 год  в реальный сектор экономики (кроме  банков) иностранные инвесторы вложили 6,5 млрд. долларов США инвестиций, или  на 20,4% больше, чем за 2007 год.

Наибольшие  суммы иностранных инвестиций поступили  в такие отрасли экономики, как  промышленность (42,9% от всех поступивших инвестиций), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (29,8%), торговля и общественное питание (8,5%).

Данные о  поступлении иностранных инвестиций по основным отраслям экономики приведены в таблице 2:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Поступления иностранных инвестиций по основным отраслям экономики

 

 

Поступило за 2008 год

Справочно поступило за 2007 год

Всего тыс.$ США

В том числе

прямые

Портфельные

прочие

Республика Беларусь в том числе:

6525857,3

2279822,9

1695,3

4244339,1

5421864,6

промышленность

2802177,0

430483,3

1483,3

2370210,4

2371213,7

Транспорт

408222,4

408222,4

1,5

312076,8

379985,9

Связь

270003,5

183656,6

-

86346,9

368226,7

Строительство

103865,1

37561,8

117,4

66185,9

52289,8

торговля и общественное питание

556479,5

178366,0

64,5

378049,0

320588,6

общая коммерческая деятельность по обеспечению  функционирования рынка

1941496,3

1234063,9

-

707432,4

1631660,8


 

Основными инвесторами  организаций республики были субъекты хозяйствования России (33,2% от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (18,8%), Соединенного Королевства (10,9%), Кипра (8,5%)      [13, с.7].

Организациями республики за 2008 год получено прочих иностранных инвестиций на сумму 4,2 млрд. долларов США, или на 3,4% больше, чем за 2007 год. На их долю приходилось 65% от всех полученных иностранных инвестиций. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы.

Одной из форм внешнего финансирования являются портфельные  инвестиции. Однако за 2008 год в реальный сектор экономики поступило 1,7 млн. долларов США портфельных инвестиций, или на 24,1% меньше, чем за 2007 год. На их долю приходилось лишь 0,03% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в республику.

Важнейшим фактором активизации привлечения иностранных  инвестиций является дальнейшее совершенствование  мотивационных механизмов, способствующих росту деловой активности. Графиком совместных докладов Главе государства  Премьер-министра Республики Беларусь и Председателя Правления Национального  банка по вопросам социально-экономического развития предусмотрены разработка и принятие ряда нормативных актов, которые позволят коренным образом  улучшить инвестиционный климат в стране. В ближайшие сроки предстоит  создать в Республике Беларусь условия  для ведения бизнеса на уровне развитых стран мира, прежде всего за счет:

- существенного сокращения числа процедур и затрат времени на юридическое оформление открытия компании, лицензирование, регистрацию собственности, оформление международной торговли и закрытие компании;

- поэтапного снижения уровня налоговой нагрузки и упрощения системы налогообложения;

- законодательной и судебной защиты интересов инвесторов и процедур приведения контрактов в исполнение;

- обеспечения равноправия всех хозяйствующих субъектов в части доступности, стоимости, объемов и требований к обеспечению банковских кредитов.

В числе других направлений совершенствования  инвестиционного климата:

- создание наиболее благоприятных условий для иностранных инвесторов в малых населенных пунктах, в том числе в части снижения налогообложения, административного регулирования, обеспечения гарантии защиты от неблагоприятного изменения законодательства в течение 5 лет, права осуществлять страхование своих имущественных интересов иностранными страховщиками;

- улучшение условий создания и функционирования для резидентов свободных экономических зон;

- стимулирование развития инновационных производств, в том числе с участием иностранных инвесторов, включая комплекс организационных, налоговых и других мер, направленных на ускорение инновационной деятельности.

В рамках реализации этих мер в конце 2007-го – начале 2008 г. принят ряд Декретов и Указов Президента Республики Беларусь.

В частности, Декретом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2007 года №7 упрощен порядок лицензирования деятельности юридических лиц. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. №9 ввел ряд льгот для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в сельских населенных пунктах. Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» предусматривает льготы для вновь создаваемых предприятий, в том числе с иностранными инвестициями, производящих товары (работы, услуги) в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек.

Один из последних  документов, направленных на активизацию  инновационной деятельности, стимулирования производства высокотехнологичных  товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь – Указ Президента Республики Беларусь от 12 марта 2009 года №123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» [14].

 

В случае, если белорусские предприятия не имеют объективных возможностей осуществлять прямое инвестирование, но стремятся к удешевлению стоимости заемных ресурсов для обновления своих основных средств, они могут использовать возможности международного рынка портфельных инвестиций. Речь идет прежде всего о выпуске долговых обязательств на «еврорынках», в первую очередь европейских. Для этого необходимо привести свою финансовую отчетность в соответствие с международными стандартами, получить кредитный рейтинг, провести сравнительный анализ возможностей различных фондовых рынков с помощью квалифицированных специалистов. По мнению белорусского исследователя данного вопроса И. Еремеевой, зарубежные фондовые рынки предпочтительны для белорусских компаний, если они планируют привлечь значительный (от 2 млн долл. США) объем средств посредством облигационных выпусков [15, c.243].

Несмотря на очевидную нестабильность основных финансовых рынков мира в связи с продолжающимся кризисом ведущих капиталистических государств, условия для облигационных займов не являются запретительными, так как данный сегмент финансового рынка традиционно более устойчив к кризисным явлениям в экономике. Конечно, спрос на долговые обязательства неравномерен, т. е. наиболее востребованы облигации официальных заемщиков и ведущих корпораций (так называемых «голубых фишек»), но именно в кризисных условиях облигационный рынок способен продемонстрировать наибольшие относительные преимущества. Важно понимать, что первые выпуски белорусских корпоративных или официальных еврооблигаций могут и не принести зримых преимуществ в сравнении с инвестиционным кредитованием, особенно если речь идет о налаженных и стратегических финансово-промышленных связях. Но такие инициативы расширяют возможности Беларуси на международном рынке инвестиций, способствуют более глубокой интеграции народнохозяйственного комплекса страны в мировую экономику.

Очевидно, белорусские предприятия  в настоящее время не имеют  долгосрочных внешнеинвестиционных стратегий, которыми можно было бы воспользоваться для упрочнения своих рыночных позиций в условиях кризиса, когда многие конкуренты скованы в своих действиях, не имея возможности полагаться на прямую и косвенную поддержку государства. Причиной тому является не только недостаточная инициативность директорского корпуса или чрезмерная активность госаппарата, как считают некоторые экономисты либерального толка, но и отсутствие должного общественного обсуждения экспорта инвестиций с пользой для Беларуси, отсутствие самой постановки данного вопроса в белорусских экономических кругах. Без такого обсуждения, без осознания проблем, связанных с внешнеинвести-ционной инертностью, ожидать каких-либо прорывных действий со стороны экономистов-практиков не приходится.

В заключение можно только отметить, что от того, насколько быстро белорусские экспортеры осознают необходимость полноценного использования своих возможностей на международном рынке инвестиций - касается ли это экспорта капитала, или самостоятельной диверсификации источников долгового финансирования, - во многом будет зависеть благосостояние нашего государства [16, с.47-56].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важнейшим направлением государственной экономической  политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата  для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

Беларусь  предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно-климатические  условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий  научно-технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное  обеспечение инвестиционного процесса.

Республика  находится на пересечении железнодорожных  и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

Экономическая ситуация в стране характеризуется  стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых  и таможенных льгот для иностранных  инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.

В стране существует развитая научно-техническая база для  проведения исследований и разработок в различных областях теоретических  и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс. человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в  области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии  и др.

В Беларуси имеются производства по выпуску  конкурентоспособной продукции  на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой  промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных  автомобилей и тракторов, около 90% - телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80% металлорежущих станков.

Беларусь  входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора  это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и  огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная  динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).

В Беларуси создано 6 свободных экономических  зон с либеральными условиями  хозяйствования в виде льготного  налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами  СЭЗ за счет реализации продукции  собственного производства, освобождается  от налогообложения сроком на 5 лет  с момента ее объявления.

Республика  Беларусь - единственная страна среди  государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс - основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные  инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

Информация о работе Инвестиции их роль в обеспечении макроэкономического равновесия