Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной науке инвестиции рассматриваются одним из основных источников экономического роста. Инвестиции – это долгосрочные вложения, направленные на воспроизводство капитала, его поддержание и расширение.
В российском обществе и экономике в последнее время установилась стабильность, которая позитивно сказывается на развитии ситуации в стране в целом. Российская экономика на сегодняшний день интегрирована в мировую, за последние 6 лет экономический рост составил около 45%.

Содержание

Введение
1. Экономическая природа инвестиций
1.1. Понятие и виды инвестиций
1.2. Процент и действительная стоимость капитальных актов
1.3. Принципы принятия инвестиционных решений
2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Понятия и принципы инвестиционной политики государства
2.2. Виды инвестиционной политики государства
2.3. Эффективность инвестиционной политики
3. Инвестиционная политика государства в экономике России
3.1. Анализ инвестиционной политики
3.2. Эффективность инвестиционной политики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиционная политика государства.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Процент, как и всякая цена, становится результатом торга, в данном случае торга между функционирующим и денежным капиталистами. Вместе с тем объект их торга – это особый товар. С обычным товаром его объединяет только то, что, как и в любой сделке «купли-продажи», денежный капиталист в действительности отчуждает потребительную стоимость и отдает ее как товар. Но при купле-продаже обычного товара только потребительная стоимость и отчуждается. При ссуде же отчуждается и стоимость. Общность сделок ссуды и купли-продажи, собственно, и отражает характеристика процента как цены. Отличия этих сделок выражаются в иррациональности такой цены. При равенстве спроса и предложения, равно как и при любых других условиях, цена не может равняться стоимости ссуживаемых средств. Механизм формирования этой цены соответствует не стоимости, а выражаемой ценой потребительной стоимости ссуживаемых денег быть средством присвоения чужого труда. Норма процента есть величина, выражающая среднюю ставку процента по ее изменениям во время крупных промышленных циклов. Среднюю норму процента, в отличие от постоянно колеблющихся рыночных ставок, невозможно определить каким-либо законом. Соотношение спроса и предложения не играет никакой роли. Один и тот же капитал выступает как ссудный (для кредитора) и как торговый (для заемщика – функционирующего капиталиста). Как эти два лица делят полученную прибыль – это чисто эмпирический, относящийся к царству случайностей факт.

Процентные ставки испытывают влияние многочисленных факторов – экономических и политических, внутренних и внешних. Главное значение имеет, несомненно, соотношение спроса и предложения денежного капитала.

Капитальный актив – это имущество, приносящее доход. К капитальным активам относятся производственное оборудование, магазин, сдаваемое жилье, участок земли, ценная бумага и т.д. По сути, покупая капитальный актив, люди фактически покупают будущие доходы. Поэтому сегодняшняя цена такого актива будет равна приведенной стоимости этих доходов, определяемой путем дисконтирования.

Следовательно, рыночная стоимость капитального актива (P) зависит от: величины приносимых в будущем доходов (FV); сроков до получения доходов (n); рыночной процентной ставки (i); риска неполучения дохода.

 

1.3. Принципы принятия инвестиционных решений

 

Принятие решений по инвестиционным проектам осложняется различными факторами: вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения.

Модель процесса принятия стратегических инвестиционных решений промышленного предприятия представлена на рисунке 1.3. Пунктиром выделена область, где на основе результатов выполненного исследования возможно обоснованное принятие инвестиционных решений.

 

Рис. 1.3. Модель процесса принятия стратегических инвестиционных решений

Процесс формирования стратегического плана инвестиционной деятельности необходимо рассматривать как сложное явление, имеющее многоуровневую структуру. Для правильного понимания процессов, происходящих внутри данного явления, необходимо сделать попытку смоделировать закономерности, присущие ему, и на этой основе разработать модель принятия и реализации инвестиционного решения.

Таким образом, на основе анализа особенностей функционирования металлургической промышленности, её инвестиционной привлекательности и роли в обеспечении устойчивого развития региона и страны, можно выделить следующие принципы принятия эффективных инвестиционных решений предприятия:

                   рассмотрение предприятия как открытой социально-экономической системы, способной к самоорганизации, т.е. предприятие, рассматривается как система, полностью открытая для активного взаимодействия с факторами внешней инвестиционной среды;

                   преимущественная ориентация на предпринимательский стиль стратегического управления инвестиционной деятельностью;

                   информационная прозрачность как открытость и доступность для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности, а также «прозрачность» решений, принимаемых различными структурами, регулирующими ход инвестиционного процесса.

                   паритет интересов, т.е. максимальный эффект от реализации любых мероприятий, проводимых в рамках инвестиционной политики, достигается в результате согласования интересов всех участников инвестиционного процесса.

                   комплексное непрерывное управление инвестиционной деятельностью от стратегии до инвестиционной программы и бизнес-плана;

                   гибкость и адаптивность инвестиционной стратегии к изменению ключевых факторов внешней инвестиционной среды;

                   альтернативность инвестиционной стратегии, применение сценарного подхода к разработке и моделированию ключевых параметров ее реализации;

                   ориентация не только на экономические, но и социальные результаты, создание благоприятного социально-экономического эффекта не только для предприятия, но и для региона его функционирования в целом.

 


2. Государственная инвестиционная политика

2.1. Понятия и принципы инвестиционной политики государства

 

Инвестиционная политика – это совокупность различных подходов и решений, используемых, для эффективных вложений средств в какое-либо предприятие (дело).

Исходной базой инвестиционной деятельности служит инвестиционная политика, вырабатываемая и реализуемая на разных уровнях экономического управления и регулирования. Инвестиционная политика определяет среднесрочные и долгосрочные цели инвестиционной деятельности и основные пути их достижения. Она строится на основе социально-экономических и научно-технических прогнозов и служит базой для выбора инвестиционной стратегии, разработки инвестиционных программ и проектов, предлагая критерии для их оценки и отбора. Это особенно важно в условиях длительности инвестиционного цикла, многофакторности и изменчивости рыночной конъюнктуры.

Главные задачи инвестиционной политики на современном этапе обусловлены необходимостью улучшения соотношения между капиталовложениями в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющие отрасли, перераспределения инвестиций в пользу отраслей, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса, увеличения вложений в человеческий капитал. Таким образом, инвестиционная политика тесно увязывается со структурой, что обуславливает единство их целей в стимулировании ИТП, повышения ряда социальных проблем.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность. Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Так, например, основными принципами региональной инвестиционной политики на федеральном уровне могут быть следующие:

1) государственная инвестиционная политика должна обеспечивать единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения;

2) на федеральном уровне целесообразно разработать и реализовать ограниченное количество, но реальных федеральных среднесрочных и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами РФ;

3) наделение органов государственной власти субъектов Федерации широкими полномочиями по экономическому, в первую очередь налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность;

4) разработка и применение единых общероссийских нормативно-законодательных основ залогового права, предусматривающих, в частности, страхование инвестиций от некоммерческих рисков имуществом субъектов Федерации по их усмотрению.

В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:

                   совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;

                   осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;

                   организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);

                   осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.

 

2.2. Виды инвестиционной политики государства

 

Инвестиционная политика государства бывает региональная и отраслевая инвестиционная политика, инвестиционная политика предприятия.

Региональная инвестиционная политика  система мер, осуществляемых на уровне региона, способствующих привлечению инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах жителей региона и инвесторов.

Отраслевая инвестиционная политика  совокупность действий, направленных на реализацию следующих целей:

                   выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей экономики;

                   государственная структурная и промышленная политика;

                   экономическая и оборонная безопасность страны;

                   ускорение научно-технического прогресса.

Инвестиционная политика предприятия  система мероприятий, позволяющих обеспечить выгодное вложение и быструю окупаемость инвестиций в целях обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, высоких темпов развития в долгосрочной перспективе, повышения конкурентоспособности продукции.

 

2.3. Эффективность инвестиционной политики

 

Инвестиционной деятельности отводится ключевое место в осуществлении крупных экономических и социальных проектов, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.

В то же время, следует отметить, что современная российская деловая среда  не является достаточно благоприятной для  привлечения инвестиций в реальную экономику.  Особое внимание следует обратить на недостаточные темпы роста инвестиций в условиях кризисного состояния материально-технической базы. Для ее обновления, согласно расчетам ИЭ РАН и других научных учреждений, инвестиции должны были возрастать в 2000-2008 гг. ежегодно на 30-35%, фактический рост составил 12,8%.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики, которая бы способствовала формированию благоприятного инвестиционного климата в России. Такая система призвана обеспечивать единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения.

Процесс инвестирования  сложный многогранный процесс, на который влияет множество факторов, знание которых имеет важное научное и практическое значение. С практической точки зрения знание таких факторов, механизма их влияния на инвес­тиционную деятельность и эффективность инвестиций является основой для разработки научно обоснованной инвестиционной политики и более эффективного управления инвестиционным процессом.

Под эффективностью инвестиций понимается получение экономического или социального результата на один рубль инвестиций.

Чаще всего критерием для определения величины экономической эффективности инвестиций, вложенных в основной капитал, в зарубежной практике является такой показатель, как норма чистой прибыли, определяемая по формуле (2.1):

Нч.п = ((Пч–И)∙100)/И,

(2.1)

где,    Нчп  норма чистой прибыли;

Пч  величина полученной чистой прибыли от вложения инвестиций в основной капитал;

И  величина инвестиций в основной капитал.

В отечественной практике для определения экономической эффективности инвестиций в основной капитал используются формулы (2.2):

Информация о работе Инвестиционная политика государства