Инфляционные ожидания и издержки инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

В наше время нельзя прожить и дня, не услышав этого коварного и интригующего слова. О ней говорят, с ней борются, ее боятся. Речь в данной работе пойдет об инфляции.
Инфляция представляет собой сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера, присущее в той или иной степени всем странам: развитым, развивающимся и, конечно, странам с переходной экономикой.

Содержание

Введение …………….......................................................................................... 3
1 ИНФЛЯЦИЯ КАК МНОГОФАКТОРНЫЙ ПРОЦЕСС
1.1 Сущность и типы инфляции……………..……………………………. 7
1.2 Формы и источники инфляции……………..……………………....... 13
1.3 Социально-экономические последствия инфляции………….….….. 18
1.4 Антиинфляционная политика …………………………….…………. 22
2 ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ В РОССИИ
2.1 Инфляция в России: история, 90-е годы, последствия……………... 25
2.2 Антиинфляционная политика в Российской Федерации……..……. 31
2.3 Первоочередные антиинфляционные методы………..……………... 33
Заключение……………………………………………………………………..37
Список использованных источников и литературы ………

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляционные ожидания и издержки инфляции.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

    2.2 Антиинфляционная политика в Российской Федерации

    В начале 90-х из-за высокой инфляции правительству срочно пришлось уточнять первоначальный курс реформ, осуществлять дополнительные меры, способные сбить  инфляцию, в частности, по сокращению бюджетного дефицита, ограничению роста денежной массы и размеров кредита, предотвращению неконтролируемого снижения валютного курса рубля. Корректировка реформ чаще всего велась исходя из постулатов монетаризма (продолжения либерализации экономики, борьбы с инфляцией ужесточением денежной и бюджетно-кредитной политики). Правительство следовало им довольно осторожно, так как последовательное применение их грозило еще более крупными потрясениями, конфликтами и обострением обстановки. Периодически предпринимались действия, не укладывающиеся целиком в логику классического либерализма, по смягчению финансовых и денежных ограничений, поддержке отечественных предприятий в ряде отраслей, компенсации населению части потерь от инфляции. Ответная реакция на недовольство населения и поиск в ряде случаев компромиссов с оппозицией давали основания для высказываний, что шоковой терапии в России при осуществлении реформ не было или она осуществлялась недолго, что ухудшение экономического положения вызвано не предложенным изначально курса реформ, а отступлениями от него.

     Политика  градуирования для России первой половины 90-х гг. была неприемлема. Такая  политика может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в год.

     К середине 90-х г. в России наблюдалось  резкое сокращение темпов предложения денежной массы, которое привело к значительному росту неплатежей в экономике и бартеризации хозяйственных связей. Это, в свою очередь, усугубило проблему дефицита государственного бюджета. Привело к невыплатам заработной платы многим категориям работников бюджетной сферы, росту внутреннего и внешнего долга. Все это сопровождалось резким спадом производства в промышленности и сельском хозяйстве, что в сочетании с недостаточно стабильной ситуацией на мировых финансовых рынках и внутриполитической обстановкой в стране грозило опасностью девальвации рубля и возобновления инфляции.

     Антиинфляционная  политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в  рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994г. закона о Центральном банке России (ЦБР). Согласно этому закону, ЦБР независим от исполнительной власти. Центральный банк обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении. Только в первой половине 1997г., когда рост цен снизился до уровня менее 20% в годовом исчислении, Центральный банк стал постепенно смягчать денежную политику, увеличивая выпуск денег в обращение, что сыграло заметную роль в оживлении производства.

     В 1998г. правительство России разработало крупномасштабную стабилизационную программу, направленную на недопущение нового витка инфляции и ориентированную, прежде всего на активизацию инвестиционного спроса и развитие отечественного производства. Программа предусматривала также некоторое уменьшение налоговых ставок для производителей, увеличение налоговых сборов с физических лиц и резкое сокращение государственных расходов.

     Таким образом, в российской истории ХХ столетия инфляция проявлялась три раза. Инфляция возникала и нарастала в годы политических конфликтов и при смене модели социально-экономического развития общества. Исторической особенностью инфляции 90-х гг. являлось то, что ей предшествовал длительный период скрытой инфляции. Временем высокой открытой инфляции стали 90-е гг. Во второй половине 90-х гг. темпы инфляции начали снижаться и в 1997г. составили 12%, но после кризиса 1998г. вновь увеличились. Сегодня инфляция составляет 7%. 1  

2.3 Первоочередные антиинфляционные методы. 

          Сбивать темпы инфляции - значит  сокращать разницу между      денежной и товарной массой  в хозяйстве. Для этого подходят  все те      методы,  которые   ведут  экономику к равновесию. К первоочередным      мерам  относятся следующие:

          1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее  условие  любых  реформаторских усилий. Для налаживания      продовольственного  дела в стране следует оказать государственную      финансовую  помощь  сельскохозяйственным  предприятиям всех видов

собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов,

__________

1 Финансовая политика России Р.А. Набиев,  Г.А. Тактарова М.: Финансы и статистика, 2008. С. 79-85

исключающую возможность даже временного падения  сельскохозяйственного производства:

          а) установление порядка выдачи  кредитов сельскохозяйственным  предприятиям под векселя с  погашением их за счет будущего  урожая (подобная практика действительно была введена, и именно она, а не мифические «фермеры» и «инвесторы», позволила сохранить реальное сельскохозяйственное производство), государственная   поддержка   сельских  хозяйств,  работающих  на удовлетворение потребностей рынка продовольствия;

          б) установление государственных  закупочных цен, а также цен  на  потребляемые  в  сельскохозяйственном производстве ресурсы (в первую очередь – электроэнергию и энергоносители) на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания  системы  контрактной  торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

          2. Воссоздание разрушенного инвестиционного  поля народного хозяйства, без  чего функционирование экономики   становится невозможным. В этих  целях надо прежде всего восстановить  на банковских  счетах  предприятий   путем  индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

          3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между     предприятиями.  Хозяйственные связи предприятий  в рыночном режиме      наиболее  эффективны  в  основном  через  систему крупных оптовых      купцов-синдикатов.  Эти  структуры могут функционировать в рамках      отдельных   регионов,   в   общероссийском  и  межгосударственном      масштабе.

          4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных  условиях  хозяйствования  в  России  рост инфляции и      крайне   трудно   поддающегося   контролю   налоговых  инспекций,      определить   основным   платежом   в  бюджет  налог  на  прибыль или налог с продаж,      дифференцировав  его ставки в зависимости от роста рентабельности      и роста объемов производства, что будет нацеливать      производителей на рост массы, а не только нормы прибыли (некоторое время в России успешно сосуществовали налог с продаж и налог на добавленную стоимость, чего кстати, не было ни в одной другой стране. В результате почему-то отменили именно налог с продаж, хотя его собирать проще всего).

          5. На время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему  России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального  банка  по приоритетности  и  льготности  кредитования  регионов,  отраслей,      предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

          6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

          а) создать систему стимулирования  развития мелкого бизнеса в   сфере  производства и услуг  (семейное предприятие госпожи Хакамады в качестве стимула не рассматривается). Ввести государственные кредиты на аренду  производственных  помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования  (с  возможностью последовательного выкупа), а также ввести  обязательное  страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен (вот здесь обязательное страхование было действительно целесообразным, попутно это было бы действенной мерой против «фирм-однодневок»);

          б) создать условия для повсеместного  распространения      параллельно   с  существующей  системой  торговли  потребительских      кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства      для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров      членам  кооператива  (по  наличному  и  безналичному  расчету) по      бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение      широко   развито  во  многих  индустриальных  странах.  Без  него      немыслимо   представить   их  экономику.  Потребкооперация  будет      способствовать  нормализации  цен  и  вне кооперативного сектора.      Собственно  говоря,  стихийно такие структуры уже давно возникли,      необходимо  просто  легализовать  их  существование  и оказать им      необходимую государственную поддержку.

          7.  В  течение  кризисного  периода  следует также проводить рациональную  государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции  должны  осуществляться  через  немногие крупные фирмы и синдикаты,  контролируемые  государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах (помимо прочего, это позволило бы избежать ущерба от массового фиктивного «возврата НДС»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Инфляция  представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Инфляция отрицательно влияет на все  стороны жизни общества.

     Инфляция  в настоящее время в той  или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат. Инфляция в России согласно расчетам Минэкономразвития в 2010 году составит 7-8%. По расчетам Минфина рост потребительских цен по итогам года может достичь 8,2%, а по расчетам Банка России верхняя планка годовой инфляции в текущем году составит 8,5%. Основными факторами роста инфляции являются последствия неурожая 2010 года из-за аномально жаркой погоды, рост потребительского спроса, улучшение ситуации на рынке труда, рост тарифов на услуги ЖКХ, высокие издержки из-за банковских ставок и пр.

     Правительство посредством антиинфляционных мер  планирует снизить уровень инфляции: в 2011 году – 6,5%, в 2012 году – 6%, в 2013 году – 5,5%. Однако эти показатели значительно превышают уровень инфляции в экономически развитых странах, что обусловлено во многом ростом цен на продукцию естественных монополий, тарифов на газ, электроэнергию и услуги ЖКХ, а также «значительной монополизированностью» внутреннего рынка Низкая инфляция должна стать фактором макроэкономической стабильности. Причем не как разовое явление, а как устойчивая тенденция.

     Переход в 90-е годы к экономическим реформам сделал инфляцию открытой. В России на протяжении всех 90-х годов ХХ века и в новом столетии темпы роста денежной массы систематически превышали показатели, планировавшиеся Центральным банком. Диапазон этих превышений – от 20% до 50%. Инфляция приобрела катастрофические масштабы. Только за 1992 год цены выросли в 26 раз, а в следующем – еще в 10 раз.

     К 2000 году инфляция начала ослабевать. В 2006 году удалось достичь инфляции на уровне 9%. Но темп инфляции в 2007 год уже вырос и составил 12%. По некоторым расчетам в течение 2007 года товары подорожали на 15%.

2008 год стал тяжелым для России, так как показатели инфляции стремительно росли. «...Инфляция 2008 года – причина экономического кризиса 2008 года, событие, которое вызвало безработицу и массовые сокращения на предприятиях. На конец декабря уровень инфляции составил примерно 14%. Инфляция 2008 года – глобальная инфляция, коснувшаяся практически всех стран мира...»

       «В 2009 году ожидаем инфляцию в пределах 13%, как мы и говорили. Но у нас  есть хороший потенциал снижения инфляции в ближайшие два года – до 10% в следующем году, но, может, даже и ниже», – сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

      Согласно  последним расчетам Минэкономразвития  России, инфляция в 2010 году составит 7-8%, по расчетам Минфина рост потребительских  цен по итогам года может достичь 8,2%, а по расчетам Банка России верхняя планка годовой инфляции в текущем году составит 8,5%. Всемирный банк повысил прогноз по инфляции в РФ на 2010 год до 8-9%.

           Уровень инфляции в РФ в 2011 году может превысить ее показатели, прогнозируемые правительством в проекте бюджета на будущий год, сообщил председатель комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин в среду на парламентских слушаниях по проекту федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов.

        "Усиление инфляционных тенденций в экономике в текущем году может в значительном степени повлиять на превышение прогнозируемой в проекте бюджете инфляции", – заявил Бушмин. Он напомнил, что правительство прогнозирует "рекордно низкий" уровень инфляции: в 2011 году – 6,5%, в 2012 году – 6%, в 2013 году – 5,5%. Однако эти показатели, отметил сенатор, значительно превышают уровень инфляции в экономически развитых странах, что обусловлено во многом ростом цен на продукцию естественных монополий, тарифов на газ, электроэнергию и услуги ЖКХ, а также "значительной монополизированностью" внутреннего рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Инфляционные ожидания и издержки инфляции