Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:12, курсовая работа
Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: изучить понятие и виды инфляции; выяснить причины возникновения инфляции; проанализировать последствия инфляции; описать цели, методы и инструменты антиинфляционной политики; изучить особенности антиинфляционной политики и антиинфляционных мер в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 ИНФЛЯЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТИ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ….…….5
2 ЦЕЛИ, МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ……………………………………………………………….…...16
3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….36
Но все же, каковы бы, ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний.
Сегодня принято считать, что последствий именно такого рода все же значительно больше. В полном соответствии с природой инфляции происходит обесценение национальных денег, сбережений домашних хозяйств и накоплений денежного капитала в секторе бизнеса.
Жертвами негативных последствий инфляции в первую очередь становятся потребители, которым приходится страдать от падения уровня жизни. Это происходит в разных формах.
Если инфляция носит открытый характер, проявляется в непрерывном общем повышении цен, то падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на банковских счетах. Каждый новый виток роста цен неумолимо сокращает массу товаров, которую способны приобрести владельцы таких сбережений.
В период инфляции снижаются текущие реальные доходы потребителей, свидетельствуя об ухудшении ежедневных показателей их благосостояния. Падение уровня жизни наиболее заметно при подавленной инфляции, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции относятся к денежным доходам и не влияют на дефицит товаров и услуг.
Внешне кажется, что в условиях открытой инфляции положение потребителей более благополучно, чем при подавленной инфляции – нет дефицита товаров и осуществляются компенсационные меры. В действительности благосостояние населения все равно снижается.
Во-первых, противоинфляционные выплаты не могут поспеть за динамикой цен, поскольку последние растут ежедневно, а пересмотр ставок заработной платы и фиксированных доходов происходит через определенное время. Чем больше это запаздывание, тем ощутимее удары инфляции по текущему потреблению.
Во-вторых, предугадать возможное повышение цен, особенно при неуправляемой гиперинфляции крайне сложно. Борясь с дефицитом бюджета и стремясь экономить на любых статьях расходов, правительство обычно недооценивают инфляционную опасность. Поэтому противоинфляционные компенсации редко бывают достаточными.
В-третьих, подобные компенсации в принципе не могут быть полными. В обстановке инфляции издержек государство вынуждено идти на компромиссные решения, когда противоинфляционные добавки не полностью покрывают потери доходов от роста цен. При этом уменьшение реальных доходов неминуемо.
Таким образом, открытая и подавленная инфляция отрицательно влияют на сбережения и текущее потребление, ухудшая благосостояние населения.
В этом же направлении действует эффект инфляционного налога (bracket creep effect). Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения. Регулярно получая денежные компенсации при открытой инфляции, налогоплательщик превращается в группу лиц с более высокими доходами и соответственно большей ставкой налогообложения. При этом он отдает государству возрастающую часть своего дохода. Нельзя исключить варианты, когда сумма, оставшаяся после вычета налога, по своей покупательной способности окажется меньше той, что была до начала инфляционного роста заработной платы.
Инфляция влечет за собой социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения. Постоянное подорожание товаров, входящих в любой потребительский набор оборачивается прямым снижением жизненного уровня малообеспеченных слоев населения. Для состоятельных людей текущее потребление при открытой инфляции может не измениться или даже возрасти, сокращая сбережения. Следовательно, во время инфляции происходит перераспределение доходов, которое явно несправедливо.
Попытки государства
снизить неравенство с помощью
компенсаций чреваты
Рассматривая проблему инфляции для потребителя в целом нужно сказать, что она приводит к усилению неравенства и несправедливости, деформирует структуру доходов, повышает социальную напряженность. Судя по мировой практике, проблема неразрешима до тех пор, пока идет неконтролируемая инфляция.
Инфляция отрицательно сказывается не только на благосостоянии людей, страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции ослабевают стимулы к труду. Это объясняется тем, что товарный дефицит ведет к уравнительному распределению предметов потребления, не связанному с эффективностью труда. Это обрекает экономику на низкую эффективность и технологическую отсталость [2, с.139].
Цены в период открытой инфляции обычно растут быстрее номинальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств производства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и сравнительно дешевого оборудования, чем замену его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.
В обстановке открытой инфляции
повышению эффективности
И, наконец, в периоды активной инфляции наблюдается общее замедление экономического развития. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительным сроком окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован также неясными перспективами в отношении инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться с ними [12, с. 355].
Главное же последствие инфляции состоит в том, что она делает плохо управляемым все народное хозяйство. Организуя регулирование рыночной экономики, государство полагается в основном на косвенные методы (налог на прибыль, бюджетные субсидии, процент за кредит Центрального Банка и др.) Объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности фирмы, банка, потребителя – доход, прибыль, сбережения и т. п. Управление может принести желаемые результаты, если денежная система достаточно устойчива. Дестабилизируя ее, инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию административных способов воздействия. Тем самым инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства.
Общей чертой для Республики Беларусь является то, что согласно проводимым исследованиям, в ближайшей перспективе ожидается ускорение экономического развития: дальнейшее расширение спроса и соответственно устойчивые темпы роста объемов промышленного производства (в наиболее благоприятной ситуации, с точки зрения предъявляемого спроса на продукцию, сейчас находятся предприятия стройиндустрии, цветной металлургии, топливной, химической и нефтехимических отраслей, машиностроения); высокие темпы роста объемов производства на предприятиях промышленности строительных материалов, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности [13, с.136].
Таким образом, инфляция это сложное, многогранное социально-экономическое явление, которое своими корнями уходит еще в античные времена. В своем развитии оно проделало огромный путь, начиная от простого обесценивания металлических монет, вызванного порчей либо снижением стоимости производства золота, эмиссией бумажных денег во время войн и революций, и заканчивая структурными нарушениями в различных сферах экономики из-за диспропорций между спросом и предложением, накоплениием и потреблением, государственными доходами и расходами.
Инфляция – весьма распространенный экономический недуг, от которого пострадали многие развитые страны. Однако справиться с нею можно, о чем свидетельствует мировая практика. Это вселяет надежду, что и в нашей стране удастся обуздать инфляцию, которая десятилетиями пребывала в подавленном состоянии, а с переходом к открытому типу протекает в острых формах.
Кроме того, причины существования инфляции также различны и могут быть классифицированы по различным основаниям. Это и внешние (дефицит государственного бюджета, монополизация экономики и произвольно волевое ценообразование, инфляционные ожидания населения, кредитная экспансия, особенности современного этапа развития общественного производства), и внутренние («импортируемая» инфляция, падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, мировые экономические кризисы), и др.
Но при определенных упрощениях можно сказать, что глобальная причина инфляции заключается в серьезных экономических диспропорциях и длительном неравновесии рынков, проявляющемся в хроническом превышении совокупного спроса над предложением.
2 ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).
Оценивая характер антиинфляционной
политики, можно выделить в
ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители
современного кейнсианства) предусматривается
активная бюджетная политика маневрирование
государственными расходами и налогами
в целях воздействия на платежеспособный
спрос [21, с. 401]
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги.
Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Современная рыночная экономика инфляционная по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).
В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереально. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
Таким образом, антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка.
Исходя из этого, к
методам антиинфляционного
От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т. е. меры по социальной защите населения путем компенсации и индексации его доходов.
Этот комплекс можно подразделить на две группы.