Инфляция в условиях переходной экономики. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: изучить понятие и виды инфляции; выяснить причины возникновения инфляции; проанализировать последствия инфляции; описать цели, методы и инструменты антиинфляционной политики; изучить особенности антиинфляционной политики и антиинфляционных мер в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1 ИНФЛЯЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТИ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ….…….5

2 ЦЕЛИ, МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ……………………………………………………………….…...16

3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика РБ 2008.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Первая – антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая – антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.

Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительности времени.

Первый компонент такой стратегии – уменьшение инфляционных ожиданий, в частности ценовых. Это достигается двумя наборами методов: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.

Второй компонент антиинфляционной стратегии – долгосрочная денежная политика. Целью последней является регулирование прироста денежной массы, а методами – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

Третьим компонентом антиинфляционной стратегии является бюджетная политика. Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методами сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации могут быть: увеличение доходов бюджета и уменьшение расходов государства.

Еще один блок антиинфляционной стратегии – защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач   являются   методы регулирования платежного баланса,  а  также регулирование валютного курса.

Антиинфляционная тактика выступает  как совокупность методов краткосрочной  антиинфляционной политики, рассчитанной не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных стратегических мер [8, с.54].

Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

Кроме того, методы антиинфляционной политики можно классифицировать на прямые и косвенные.

Косвенные методы включают в себя:

    • регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
    • регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
    • обязательные  резервы   коммерческих  банков,   операции  центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы регулирования  покупательной способности денежной единицы, т. е. борьбы с инфляцией, включают в себя:

    • прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым – денежной массы;
    • государственное регулирование цен;
    • государственное (по   соглашению   с   профсоюзами)  регулирование заработной платы;
    • государственное   регулирование   внешней   торговли,   ввоза   и   вывоза капитала и валютного курса.

В зависимости от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различных блока инструментов в пакете антиинфляционных мер: дефляционную политику, политику доходов и политику валютного курса.

Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста [1, с.234].

Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Предел денежной экспансии это барьер, ограничивающий любую деятельность правительства независимо от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.п.

Введение режима денежных ограничений  обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Национального банка. Первая из них регулирование учетной ставки процента. Под ней понимается процент за кредит, который национальный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении. Вместе с тем рост этой ставки всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно породить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность.

Вторым важным инструментом антиинфляционной политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы, и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.

Третий антиинфляционный инструмент – операции центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а, покупая – увеличивает. Отметим, что два первых регулятора, используемых центральным банком (ставка процента и норма резервирования), задают всей банковской системе неинфляционную линию поведения и относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счет роста его доходов и снижения расходов.

Политика доходов как  метод антиинфляционной тактики  делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Она используется тогда, к инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью политики является достижение стабильности цен.

К антиинфляционным мерам  относятся:

1) длительное и целенаправленное  регулирование государством цен  на отдельные (важнейшие) товары и услуги, часто производимые в условиях монополии или олигополии. Это регулирование может быть прямым (в США до 1974 г., в Великобритании до 1979 г., во Франции до 1987 г.) или косвенным, т. е. через государственные закупки, займы, субсидии, калькулирование производственных затрат, недопущение ценовых сговоров, количественные ограничения на импорт, экспортные премии и импортные пошлины. В том или ином виде косвенное регулирование сегодня действует практически во всех странах мира;

2) добровольное регулирование  доходов. Здесь государство направляет  свои усилия на успешное завершение ежегодных переговоров между трудящимися и работодателями, т. е. на установление реальных границ роста цен и заработной платы в зависимости от ожидаемого повышения производительности труда и общего состояния экономики страны. Оно активно воздействует на обоих партнеров по переговорам, подталкивает их к достижению взаимоприемлемых трудовых соглашений или коллективных договоров на всех уровнях (национальном, отраслевом, в рамках предприятия).

Политика валютного  курса представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано.

Основными антиинфляционными  мероприятиями являются:

    1. гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации 
      намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;
    2. создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;
    3. ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;
    4. введение   фиксированного обменного курса и   ряда   сопутствующих 
      ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;
    5. стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;
    6. по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов снятие введенных  ограничений  и  либерализация   соответствующих  сфер  экономической деятельности.

Фиксацию валютного  курса как основную антиинфляционную меру применяли (с различным успехом) многие страны: в 1980 г. – Чили; в 1986 г. – Боливия и Бразилия; в 1991 г. – Аргентина. Это весьма показательно в том плане, что иной, плавающий курс национальной валюты в экономических условиях конкретной страны может подхлестывать инфляционные ожидания и от него приходится временно отказываться.

Несколько особняком  стоят институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа. К институциональным относятся методы, формирующие общие условия и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики. Иными словами, это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы. Эффективно функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя или останавливая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное применение иных антиинфляционных мер. Основным направлением институциональных преобразований в экономике является либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, в частности ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Эти меры нацелены на более эффективное распределение местных ресурсов, в том числе их перелив в экспортный сектор экономики.

Суть денежной реформы  состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне.

В зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики правительства денежная реформа может быть начальным или конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Других антиинфляционных мер, любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет. Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии».

Направления, меры и механизмы  антиинфляционного воздействия  на экономику могут существенно различаться между собой. Однако сегодня существуют некоторые общие политико-экономические условия или предпосылки как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий.

Временному (или первоначальному) успеху антиинфляционных действий способствуют следующие условия:

    1. приход к власти в стране нового руководства, которое не связано с 
      прежним экономическим курсом и популистскими обещаниями обществу;
    2. потенциальная   способность   сильной   и   самостоятельной   исполни 
      тельной власти противостоять любым социально-экономическим группам как «жирующим» на инфляции, так и не желающим идти на экономические жертвы во имя ее подавления;
    3. помощь международных организаций или наличие договоренности 
      о реструктуризации существующего долга с кредиторами;
    4. относительно равномерное распределение среди всех общественных 
      слоев  социально-экономических  издержек,  связанных  с  проводимой  антиинфляционной политикой;
    5. доверие большинства населения к правительству и готовность поддерживать его антиинфляционные меры;
    6. обеспечение   частичной   компенсации  потерь   наиболее  низкооплачиваемым  слоям  населения,  дабы  не допустить  крупных социально-политических потрясений;
    7. использование набора конкретных антиинфляционных мер в такой последовательности, чтобы не ущемить интересы слишком многих важных социально-профессиональных групп одновременно;
    8. умение исполнительной власти «договориться» со всеми наиболее 
      влиятельными   силами   в   стране:   профсоюзами,   политическими   партиями, армией, предпринимательскими  союзами  и  другими  общественными организациями о поддержке его экономической политики;
    9. психологический перелом в настроении большей части экономически 
      активного населения страны,  связанный с желанием покончить с высокой инфляцией.

Если такой перелом  еще не наступил и большинство  экономических субъектов и граждан готово мириться с инфляцией, то начинать решительную атаку на нее преждевременно. Ее преждевременно начинать и в том случае, если у правительства нет заранее выработанной после инфляционной стабилизационной экономической программы или она не обеспечена необходимыми ресурсами. В этом случае первоначальный успех может легко обернуться консервацией (с последующим нарастанием) экономических перекосов, а затем новым приступом кризиса и очередным витком инфляции.

Информация о работе Инфляция в условиях переходной экономики. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь