Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:23, контрольная работа
Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Её характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Бюджетное устройство, под которым понимаются организация и принципы построения бюджетной системы, определяется государственным устройством. Следует заметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями размеры бюджета стараются удерживать в минимально-необходимых границах, позволяющих государству решать те задачи, которые не способен решить рынок, и не больше.
Госбюджет как сводный финансовый план государства состоит из двух взаимосвязанных частей - доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления средств в бюджет, в расходной- направление их использования.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Доходная часть бюджета составляют: налоговые (региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:
налоги на прибыль, доход, добавленную стоимость;
налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
налоги на совокупный доход;
налоги на имущество;
платежи за пользование природными ресурсами;
налоги на недвижимость, на топливо;
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности;
доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
доходы от реализации государственных запасов;
доходы от продажи земли и нематериальных активов;
штрафные санкции, возмещение ущерба;
доходы от внешнеэкономической деятельности.
Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.
Среди этих поступлений ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог. При этом личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения.
В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Существенную фискальную роль играет косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины – государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.
В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов: а) с наследства и дарений; б) поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфические налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета.
В стране принят Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008г. № 450-З « О республиканском бюджете на 2009 год», который 14 ноября 2008г. включен в Национальный реестр правовых актов. Ранее Закон о бюджете был принят Палатой представителей (9 октября 2008 г.) и одобрен Советом Республики Национального собрания (22 октября 2008г.)
Структура доходов республиканского бюджета на 2007-2009г.г.
№ п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Годы | ||
2007 (отчет) | 2008 (ожидаем. исполнен.) | 2009 (утвержд.) | |||
1 | Налоговые доходы, В том числе: | млрд.руб. % | 23054 63,6 | 30445 65,1 | 34811 63,4 |
1.1 | налоги на доходы и прибыль, из них: | млрд.руб. % | 2284
63,6 | 3365 7,2 | 3991 7,3 |
1.1.1 | налог на прибыль | млрд.руб. % | 2185 6,0 | 3095 6,6 | 3800 6,9 |
1.2. | налоги на товары(работы, услуги), из них: | млрд.руб. % | 11616 32,1 | 14640 31,3 | 16213 29,5 |
1.2.1 | НДС | млрд.руб. % | 6069 16,8 | 8069 17,2 | 9839 17,9 |
1.2.2 | акцизы | млрд.руб. % | 2884 8,0 | 3521 7,5 | 4110 7,5 |
1.3 | Налоговые доходы от ВЭД | млрд.руб. % | 6281 17,3 | 10383 22,2 | 12286 22,4 |
2 | Взносы на государственное социальное страхование | млрд.руб. % | 11257 31,1 | 13255 28,3 | 16820 30,6 |
3 | Неналоговые доходы | млрд.руб. % | 1924 5,3 | 3082 6,6 | 3268 6,0 |
Всего доходов | млрд.руб. % | 36235 100,0
| 46782 100,0 | 54899 100,0 |
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.Формы расходов бюджетов:
ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
оплата по государственным контрактам;
трансферты населению;
ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
бюджетные кредиты юридическим лицам;
субсидии юридическим и физическим лицам;
инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
бюджетные ссуды, дотации, субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
кредиты иностранным государствам;
средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-
В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства на следующие виды:
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:
финансирование промышленного производства;
финансирование социально-культурных мероприятий;
финансирование науки;
финансирование обороны;
содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
расходы по внешнеэкономической деятельности;
создание резервных фондов;
расходы по обслуживанию государственного долга;
прочие расходы и выплаты.
Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.
Если расходы больше доходов бюджета, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Принято различать следующие виды дефицита государственного бюджета:
фактический – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства;
структурный – разность между доходами расходами государственного бюджета, которые имели бы место, если экономика функционировала на уровне потенциального выпуска или полной занятости. Размеры структурной части бюджета определяются под действием дискреционных мероприятий, например, установлением налоговых ставок;
циклический – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Размеры циклической части бюджета зависят от колебаний деловой активности, отражает кризисные явления в экономике, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию.
Разграничение структурного и циклического дефицита необходимо для оценки эффективности проводимой фискальной политики.Государство имеет несколько источников покрытия своего дефицита. К ним относятся:
выпуск новых денег или эмиссионный способ финансирования - осуществляется в форме эмиссии наличных денег, предоставлении кредитов центральным банком государственным предприятиям на льготных условиях, отсрочки платежей государства за приобретенные товары и услуги. В целом монетизация дефицита государственного бюджета ведет к превышению темпов роста денежной массы над темпами роста реального ВНП, следствием чего является усиление инфляционных процессов.
Займы (внутренние или внешние) или неэмиссионный способ финансирования бюджетного дефицита. Вследствие чего возникает государственный долг. Государственный долг равен сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки. Долг может быть: внутренним (задолженность страны перед своими гражданами - резидентами) и внешним (задолженность перед иностранцами - нерезидентами). Большой государственный долг негативно воздействует на состояние экономики в долгосрочном периоде, т.к. происходит:
усиление налогового пресса для обслуживания государственного долга подавляет стимулы к труду;
утечка финансовых ресурсов из страны, что сокращает потребление и инвестиции в национальную экономику;
частичное вымывание частного капитала, что ведет к замедлению темпов роста потенциального выпуска продукции, замедлению экономического роста и благосостояния в будущем.
Управление государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.
Существование государственного бюджета в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Ведь государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом, существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Информация о работе Инфраструктура рынка. Государственный бюджет и его структура