История и перспективы развития российского рынка ценных бумаг
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 11:34, курсовая работа
Краткое описание
Предметом исследования курсовой работы являются: История и перспективы развития российского рынка ценных бумаг. Объект исследования - российский банк ценных бумаг. Для достижения цели я выделил следующие задачи: - указать проблемы российского рынка ценных бумаг, - выделить этапы развития российского рынка ценных бумаг, - рассмотреть перспективы развития российского рынка ценных бумаг.
Содержание
Введение………………………………………………………………… . 3 Этапы развития российского рынка ценных бумаг……………….. 5 I.1 От истоков формирования до середины XIX века …...........................5 I.2.От отмены крепостного права (1861г.) до Октябрьской революции (1917г.)……………………………………………………………..….12 I.3. Советский период………………………………………………….....16 Формирование рыночных отношений в России, как предпосылка создания рынка ценных бумаг……………….....…..19 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг…..….. 30 Заключение………………………………………………………………..34 Литература…………………………………………
Наша банковская система как
элемент кредитной системы должна состоять
из Центрального (Государственного) банка,
группы коммерческих и сберегательных
банков, а в дальнейшем, с началом выпуска
предприятиями акций и облигаций, – инвестиционных
банков, которые занимались бы размещением
иных бумаг. При этом должна быть четко
определена линия собственности в отношении
каждого действующего банка (государственная,
кооперативная, акционерная). Особо следует
остановиться на деятельности Центрального
банка. Его функции должны были быть расширены
за счет учета вексельного ращения, изменения
норм обязательных резервов коммерческих
банков, продажи и покупки государственных
ценных бумаг. С помощью регулирования
кредитных резервов должна была определяться
кредитная рестрикция или экспансия в
зависимости от состояния экономической
конъюнктуры и финансового состояния
предприятий. Таким путем банковская система
должна была осуществлять контроль за
кредитными ресурсами не командно-административными,
а экономическими методами. Таким образом,
вся банковская система, как принято в
мировой практике, должна находиться под
денежно-кредитным контролем Центрального
банка, базирующимся на экономических
методах. Сам Центральный банк должен
находиться под контролем либо законодательной
власти, либо Правительства, как это принято
в большинстве западных стран. Эта сторона
как раз была учтена в новом Законе о Госбанке.
Особо следует остановиться
на развитии коммерческих банков, которые
представляют становой хребет, как всей
кредитной системы, так и рынка капиталов.
Реально они начали функционировать в
1989 г., их оборот и их количество были значительны.
Оборот коммерческих банков составлял
всего 3,2 млрд.руб.; а количество их достигло
200 в 1989 г. (Жуков - Рынок ценных бумаг, 2009).
Они базировались преимущественно на
капитале, образованном из источников
накопления предприятий и министерств,
и осуществляли, в основном, прямое банковское
кредитование. В то же время классическое
функционирование коммерческих банков
базируется исключительно на вексельном
обращении, которое было необоснованно
ликвидировано в СССР в 30-е гг. Хотя вексельное
обращение в западных коммерческих банках,
отражающее коммерческий кредит, занимает
сравнительно небольшой удельный вес,
оно, однако, обеспечивает контроль за
деятельностью предприятий через товарный
оборот. Кроме того, необходимо было также
создать независимые друг от друга сберегательные
банки вместо единого централизованного
банка, представляющего собой по существу
монополию в сберегательном деле страны.
Тем более, что его придание государственному
банку по существу усиливало эту монополизацию.
Другим важным элементом кредитной
системы и будущего рынка капиталов в
бывшем СССР должна была стать система
специализированных кредитно-финансовых
учреждений, которая включала бы в себя
страховые компании, пенсионные фонды,
инвестиционные компании, финансовые
компании, предоставляющие потребительский
кредит, общества или компании по кредитованию
жилищного строительства. Конечно, такие
учреждения могут быть созданы постепенно
с развитием рыночных отношений и самого
рынка капитала.
До недавнего времени у нас
существовали монопольные страховые учреждения
(Госстрах – внутреннее страхование и
Ингосстрах – внешнее страхование). В
начале 90-х гг. были созданы независимые
страховые общества. Предполагается в
перспективе создание и других, т.к. Госстрах
официально отказался от монополии на
страховом рынке. В этой связи особо следует
сказать об отечественных страховых учреждениях.
Дело в том, что до начала 90-х гг. они не
были интегрированы в кредитную систему
и стояли особняком, находясь в сфере контроля
Минфина, и продолжали служить для пополнения
ссудного фонда страны.
На Западе страховые компании
представляют собой наиболее важный инструмент
мобилизации денежных средств для предоставления
долгосрочных кредитов. В результате этого
образуются долгосрочные денежные средства.
В США свыше 80% активов компаний страхования
жизни представляют долгосрочные вложения
в промышленность и другие отрасли. Они
дают в этой стране 30% частных долгосрочных
займов в экономику. Они же являются основными
покупателями облигаций частных торгово-промышленных
корпораций, тогда как банкам запрещено
вложение в частные ценные бумаги.
Если исходить из мировой практики,
то и наши страховые учреждения должны
были стать в дальнейшем важным элементом
кредитной системы и в последующем взять
на себя основную долю долгосрочного кредитования
всех сфер хозяйства – увеличение за счет
страхования накопления денежных средств
для инвестирования в экономику.
Важным условием развития страхового
рынка является правильное определение
его цели. Если его задача заключается
в перекачке излишних денежных средств
предприятий и населения для покрытия
нарастающего бюджетного дефицита через
ссудный фонд, тогда эффективность страхового
рынка будет низкой. Цель страхового рынка
должна определяться инвестиционным аспектом,
т.е. рынок должен стать средством мобилизации
денежных накоплении для вложения в экономику
при решении актуальных социально-экономических
задач.
Подводя итог главе, отметим,
что финансовый кризис 1998 г. стал водоразделом
в короткой истории развития фондового
рынка постсоциалистической России. Это
потрясение наряду с неадекватной государственной
политикой оказало существенное влияние
на основные характеристики рынка ценных
бумаг. В результате кризиса резко снизилась
роль рынка государственных бумаг, было
ограничено присутствие нерезидентов,
ослабло влияние банков, начали приниматься
меры по усилению регулирующего воздействия
государства.
Ш. Перспективы развития
российского рынка ценных бумаг
В настоящее время уровень развития
российского рынка ценных бумаг, сложившаяся
нормативно-правовая база регулирования
этого рынка, а также достигнутый уровень
его развития позволяют сделать вывод
о наличии возможностей качественного
повышения конкурентоспособности российского
рынка ценных бумаг и формирования на
его основе самостоятельного мирового
финансового центра.
Согласно разворачивающимся
в мире тенденциям число стран, где могут
сохраниться и продолжать функционировать
полноценные рынки ценных бумаг, постепенно
сокращается. Есть основания полагать,
что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся
немногочисленные национальные финансовые
рынки будут приобретать форму мировых
финансовых центров, а их наличие в той
или иной стране будет одним из важнейших
признаков конкурентоспособности экономик
таких стран, роста их влияния в мире, обязательным
условием их экономического, а значит
и политического суверенитета. Поэтому
обеспечение долгосрочной конкурентоспособности
российского финансового рынка, формирование
в России мирового финансового центра
не может рассматриваться как сугубо «отраслевая»
или «ведомственная» задача. Решение этой
задачи должно стать важнейшим приоритетом
долгосрочной экономической политики
России.
Опорными элементами конкурентоспособности
финансового рынка являются: капитализированная
консолидированная финансовая инфраструктура;
ёмкость финансового рынка, обеспечивающая
растущие спрос и предложение инвестиционных
ресурсов; прозрачность рыночных сделок
и поведения участников рынка, способствующая
минимизации инвестиционных рисков; высокая
степень управляемости рынка, предполагающая
сочетание добровольно соблюдаемых участниками
рынка правил и норм добросовестной практики
и эффективное государственное регулирование
и правоприменение; спланированный на
долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый
позитивный имидж финансового рынка среди
отечественных и международных инвесторов
и эмитентов.
В соответствии с указанными
элементами конкурентоспособности финансового
рынка ФСФР России предлагает двенадцать
приоритетных задач, решение которых нацелено
на долгосрочное развитие российского
финансового рынка и формирование в России
одного из мировых финансовых центров:
консолидация и повышение капитализации
российской финансовой инфраструктуры;
формирование благоприятного
налогового климата для участников рынка
ценных бумаг;
снижение административных
барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков
ценных бумаг;
создание широких возможностей
для секьюритизации активов и эмиссии
новых финансовых инструментов;
расширение спектра производных
финансовых инструментов и развитие срочного рынка;
внедрение механизмов, обеспечивающих
широкое участие розничных инвесторов на финансовом
рынке и защиту их инвестиций;
развитие коллективных инвестиций;
обеспечение эффективной системы
раскрытия информации на рынке ценных
бумаг;
развитие и совершенствование
корпоративного управления;
предупреждение и пресечение
недобросовестной деятельности на финансовом
рынке;
совершенствование регулирования
на финансовом рынке;
формирование и продвижение
положительного имиджа российского финансового рынка.
Одной из основных тенденцией
развития РЦБ является концентрация и
централизация капиталов. Задача концентрации
и централизации капиталов имеет два аспекта
по отношению к рынку ценных бумаг. С одной
стороны, это общерыночная тенденция,
которая на рынке ценных бумаг проявляется
в укрупнении организаций профессиональных
посредников и в сокращении их количества,
включая функционирующие в каждой стране
фондовые биржи. Указанные организации
становятся всё более мощными по размерам
собственного капитала и привлекаемым
капиталам своих клиентов; разрастается
их филиальная сеть как внутри своей страны,
так и за рубежом; они становятся всё более
многофункциональными, и спектр услуг,
которые они предоставляют на рынке, становится
всё более широким; идёт процесс их слияния,
как между собой, так и с другими финансовыми
и банковскими структурами. С другой стороны,
эта тенденция находит отражение в том,
что рынок ценных бумаг сам по себе притягивает
всё большие капиталы общества.
Интернационализация рынка, основанная
на переходе капитала за границы России
и формировании мирового рынка ценных
бумаг превращает национальные рынки
во второстепенные, и убирает барьеры
на пути движения капиталов. Рынок ценных
бумаг приобретает глобальный характер.
Торговля на таком рынке ведется непрерывно
и повсеместно.
Зачастую инвесторы слабо доверяют
отечественному рынку ценных бумаг и сомневаются
в его надежности. Для повышения уровня
надежности РЦБ следует усилить контроль
за ним со стороны государства. Все участники рынка на прямую
заинтересованы в том, чтобы рынок был
правильно организован и жёстко контролировался,
в первую очередь, самым главным участником
рынка – государством.
Повсеместное использование
компьютерных технологий на рынке ценных
бумаг позволило совершить революцию
в обслуживании рынка, прежде всего через
современные системы быстродействующих
и всеохватывающих расчётов для участников
рынка и между ними и в его способах торговли.
Компьютеризация составляет фундамент
всех нововведений на рынке ценных бумаг.
Нововведения на рынке ценных
бумаг и производных инструментов:
новые инструменты данного
рынка;
новые системы торговли ценными
бумагами;
новая инфраструктура рынка.
Новыми инструментами рынка
ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные
виды производных ценных бумаг.
Новые системы торговли – это
системы торговли, основанные на использования
компьютеров и современных средств связи,
позволяющие вести торговлю полностью
в автоматическом режиме, без посредников,
без непосредственных контактов между
продавцами и покупателями.
Новая инфраструктура рынка
– это современные информационные системы
клиринга и расчётов, депозитарного обслуживания
участников рынка ценных бумаг.
Из своих традиционных форм
(сбережений, наличностей, депозитов) денежные
средства должны перейти в форму ценных
бумаг. Тенденция превращения всё
большей массы капитала в форму ценных
бумаг; тенденция перехода одних форм
ценных бумаг в другие, более доступные
для широких кругов инвесторов; тенденция
повышения ликвидности (ускорение оборачиваемости)
любых активов и пассивов компаний через
форму ценной бумаги или с помощью производных
инструментов называется секьюритизацией
ценных бумаг.
В последние годы на рынке ценных
бумаг все отчетливее прослеживается
индивидуализация инструментов рынка
и стирание различий между ними. Выпускаются
такие ценные бумаги, которые отвечают
индивидуальным требованиям отдельных
эмитентов и инвесторов в плане сочетания
доходности, риска и налогообложения.
Для второго случая характерно создание
все новых инструментов рынка, осуществляемое
путем комбинации существующих инструментов
на каком-либо новом: «гибридном», или
«искусственном».
Заключение
В ходе курсовой работы были
выполнены, сформулированные во введении
задачи. Указан перечень основных проблем,
с которыми сталкивается российский рынок
ценных бумаг на пути своего развития,
произведен экскурс в историю формирования
рынка ценных бумаг на основе хронологических
этапов. Всего их выделено три. Перечислены
перспективы дальнейшего развития РЦБ
(рынка ценных бумаг), такие как:
концентрация и централизация
капиталов
интернационализация РЦБ
формирование благоприятного
налогового климата для участников РЦБ
расширение инструментария
РЦБ
секьюритизация
Российский рынок ценных бумаг
имеет богатую историю. Он сталкивался
с различными трудностями на своем историческом
пути. Современный РЦБ должен стать глобальным
и конкурентоспособным. Интернационализация
рынка, основанная на переходе капитала
за границы РФ позволит вывести российский
рынок ценных бумаг на мировое пространство,
а национальные рынки превратит во второстепенные.
Для создания благоприятных условий нужно
обратить все большую массу капитала в
форму ценных бумаг; необходимо расширить
инструментарий РЦБ и ввести новую инфраструктуру.
Государство должно жестче контролировать
РЦБ.
В последние годы инструменты
РЦБ индивидуализируются. Это удобно эмитентам
и инвесторам, так как соответствует их
интересам. Постепенно стираются грани
между существующими инструментами. На
их основе появляются новые, перспективные,
отвечающие всем требованиям участников
РЦБ инструменты.