Конкуренция и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 12:35, реферат

Краткое описание

По определению рынок – это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определённой цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определённой цене) устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение…………………………………...5

§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике………………………………. 6

§1.2 Свободная конкуренция………………………………………………………. 8

§1.3 Виды конкуренции …………………………………………………………...12

§1.4 Типы рыночных структур ……………………………………………………13

§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя ……………….14

Заключение …………………………………………………………………………18

Список использованной литературы ……………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и её виды.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

      В конце XVIII – XIX веков  цеховое ремесло было разрушено  под мощным напором крупного  индустриального производства и  в результате установления развитых  капиталистических отношений. Во Франции цехи были уничтожены во время великой революции 1791г. В Германии все ограничения свободы ремесленной деятельности со стороны цехов были отмечены рядом законов в течение XIX века. На смену принципам застоя и замкнутости цеховых объединений пришли принципы свободного капиталистического предпринимательства и неограниченной конкуренции.

      Свободная конкуренция  имеет ряд характерных  признаков.

 Во-первых, она означает, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.

 Во-вторых никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства.

Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, участники рыночных сделок никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

      Свободная конкуренция  имеет дополнительные определения, которые более полно  характеризуют  её свойства. В западной экономической  литературе её называют чистой. Ибо она свободна от всякого  вмешательства государства и рынок также чист от монополий. Классический вид состязательности имеет и такой признак. Участники рыночных сделок имеют совершенное знание о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Всё сказанное дало основание называть данный вид совершенной конкуренцией.

      Свободная конкуренция, естественно, соответствует  периоду  классического капитализма. В более  полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX веке. Такому соперничеству в  достаточной мере соответствовали  чистая (из-за отсутствия монополизации экономики) и совершённая конкуренция (в то время не требовались какие-то специальные знания о сравнительно ограниченном круге традиционных товаров).

      Свободная конкуренция  означает ничем не ограниченную "войну всех против всех". На рынке это всеобщее сражение ведётся на трёх фронтах: среди продавцов, среди покупателей и между теми и другими участниками рыночных сделок.

      Свободное соперничество  характеризуется сравнительно мирными  методами. Оно сводится к экономическому  подавлению соперника (к его разорению) главным образом методом открытой ценовой конкуренции (сбивания цен). Экономически более сильный товаровладелец временно снижает свою индивидуальную цену, чем привлекает к себе покупателей. Если кто-то начинает соревноваться с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть сражение. Иногда для поражения конкурента применяется демпинг – продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, бросовым) ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе "Яма": "Возникли два новых пароходства, и они, вместе со старинными, неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трёх и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил ещё полбулки белого хлеба".

      Свободная конкуренция может оказывать  как положительное, так и отрицательное  воздействие на состояние рыночной экономики, на хозяйственное положение  продавцов и покупателей.

 

§1.3 Виды конкуренции

 

      По  методам осуществления  конкуренцию  можно подразделить  на: ценовую и неценовую.

      Ценовая конкуренция  предполагает продажу  товаров  по наиболее низким ценам, чем  у конкурентов. Снижение цены  теоретически возможно либо за  счёт снижения издержек производства, либо за счёт уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешёвой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием "война цен". В последнее время интерес к ценовой конкуренции возродился в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

      Неценовая конкуренция  основана на предложении товаров  более высокого качества, с большей  надёжностью и сроками службы, на использовании методов рекламы  и других способов стимулирования  сбыта.

      По  отраслевой  принадлежности различают: внутри - и межотраслевую конкуренцию.

      Внутриотраслевая  конкуренция – это конкуренция  предпринимателями, производящими  однородные товары, за лучшие  условия  производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

      Межотраслевая конкуренция – это конкуренция  между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, её величина в разных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремиться получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели (конкуренты). Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.

      Конкуренцию также  подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

      Для совершенной  конкуренции характерна свобода  от какой бы то ни было  регламентации: свободный доступ  к факторам производства, свободное ценообразование и т.д. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

  Монополистическая конкуренция (несовершенная) главным образом  отличается тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

 

      §1.4 Типы рыночных  структур

 

      Поведение фирмы  на рынке, установление цены на  продукцию и выбор объёма производства  зависят от типа рынка, на котором  она действует. Наиболее сильным  фактором, определяющим условия функционирования того или иного рынка, является степень развития конкуренции и, как следствие возможность фирмы контролировать цену на производимую продукцию. Рыночной конкуренцией называется борьба между фирмами за ограниченный спрос потребителей.

      В ходе конкурентной  борьбы для достижения собственных  интересов приходится учитывать  интересы других, ибо рынок  примет  только те товары, которые нужны  потребителю и продаются по  более  низким ценам.

      Развитие  конкурентных отношений тесно связано  с силой экономической власти фирмы над рынком. Чем слабее конкуренция на рынке, тем сильнее диктат производителя, и наоборот, чем больше производителей данного товара, тем больше возможность у потребителя выбрать товар, который в наибольшей степени соответствует его потребностям и бюджету.

      По  степени развития  конкурентности различают  рынки  совершенной конкуренции и рынки  несовершенной конкуренции, которые  в свою очередь, подразделяются  на рынки монополии, олигополии  и монополистической конкуренции. Итак, существует четыре основных типа рынка:

      1) рынок совершенной  конкуренции, при котором на каждую  фирму приходится небольшая часть  рынка;

      2) рынок монополистической  конкуренции, который характеризуется  сочетанием монополии и конкуренции;

      3) рынок олигополии, на котором небольшое число  фирм-продавцов взаимодействуют  с множеством покупателей;

      4) рынок монополии, характеризующийся наличием в  отрасли одной фирмы.

      На  рынке совершенной  конкуренции функционирует множество мелких производителей, у которых в силу их многочисленности, нет возможности навязывания своей воли потребителям. На рынках несовершенной конкуренции степень несовершенства, то есть возможности диктовать свои условия потребителю, зависит от разновидности рынка. В условиях монополистической конкуренции она относительно невелика, в условиях олигополии значительна, а в условиях монополии – почти полная.

 

§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя.

      Целью фирмы является получение максимально  возможной прибыли, которая в  количественном выражении выступает  как разница между общей выручкой и общими издержками. Следовательно, условиями, определяющими прибыль, являются издержки производства и общая выручка, зависящая, в свою очередь, от спроса на производимый продукт, поскольку TR = P Ч Q.

      При рассмотрении  кривой спроса конкурентного  производителя необходимо иметь  в виду два обстоятельства:

      1. Поскольку доля  каждой отдельной конкурентной  фирмы в общем объёме предлагаемых товаров и услуг незначительна, то она не может повлиять на рыночную цену. Уровень цены диктуется рынком, задаётся извне, а фирма приспосабливается к нему. Поэтому кривая спроса на стандартизированный продукт отдельной фирмы, имеющий много заменителей, совершенно эластична (угол её наклона равен нулю). Это означает, что фирма может продавать любое количество продукта, не воздействуя на уровень цены. Рыночная же кривая спроса имеет обычный отрицательный наклон.

      2. Цена за единицу  продукта для покупателя является выручкой от единицы продукта или средней выручкой, - для продавца (P = AR). AR = TR/Q= =PQ/Q = P. Предельная выручка – это изменение в общей выручке, обусловленное продажей одной дополнительной единицы продукции. Она может быть подсчитана из следующей формулы: MR = DTR/DQ, а так как объём продаж увеличивается на одну единицу и все единицы товара продаются по одной и той же цене, то MR = AR = P. Отсюда кривые спроса, средней и предельной выручки тождественны.

      Таким образом, в связи с тем, что  конкурентная фирма не может влиять на цену, у неё остаётся только единственная возможность увеличения прибыли  – поиск такого объёма производства, при котором TR – TC = max.

      В краткосрочном  периоде осуществлять поиск объёма  производства, максимизирующего прибыль, фирма может лишь путём  изменения величины переменных ресурсов.

      Решая эту задачу, фирма должна ответить на три  вопроса:

      1) следует ли производить;

 

      2) если да, то какой  объём;

 

      3) какая при этом  прибыль будет получена.

 

      В экономической  теории существуют два  основных  подхода к определению  уровня  производства, максимизирующего прибыль:

а) сравнение TR и TC;

б) сравнение MR и MC.

В современной экономике предпочтение отдаётся второму подходу.      Исследуем три случая: максимизации прибыли, минимизации убытков и остановки производства.

 

      1. Максимизация прибыли.

 

      В условиях совершенной  конкуренции кривая TR представляет  собой луч, проведённый через  начало координат. Наклон его  равен MR = DTC/DQ 

        Разница по вертикали между кривой TR и TC будет представлять прибыль при любом уровне производства. Максимизация прибыли достигается при Q0 и соответствует максимальной разнице между TR и TC и получается, когда наклон кривой TR равен наклону кривой TC.

      Сравнение кривых MR и MC показывает, что когда MR>MC, продажа дополнительной единицы товара увеличивает прибыль, когда MR<MC, продажа дополнительной единицы товара понижает прибыль. Следовательно, фирма максимизирует прибыль в точке B, где MR = MC, а объём производства, максимизирующий прибыль, равен Q0.

      Применение  правила  равенства MR и MC не ограничивается  моделью совершенной конкуренции, а распространяется на все  модели. Однако в условиях совершенной  конкуренции, где кривая спроса совершенно эластична, P = MR. Поэтому правило равенства MR = MC можно записать как P = MC, которое является частным случаем правила равенства MR и MC.

      Определив равновесный  выпуск, можно подсчитать прибыль, которая будет представлена площадью прямоугольника ABCD. Высота этого прямоугольника (P – AC) – это прибыль на единицу продукта. Ширина – равновесный выпуск. Общая прибыль будет равна произведению сторон прямоугольника. Однако она максимальна не в точке минимума средних издержек (точка M), а в точке, где MR = MC.

      Таким образом, когда  цена больше средних  издержек, фирма получает экономическую  прибыль. Если же рыночная цена  равна  средним издержкам при  выпуске, для которого MR (P) = MC, то  прибыль равна нулю. Фирма будет  лишь покрывать свои издержки.

 

      2. Минимизация убытков.

 

      Когда цена падает  ниже минимума средних  издержек, все уровни производства будут  приносить отрицательную  прибыль 

      Однако  фирма  должна продолжать производство  до тех пор, пока её убытки меньше постоянных издержек. Фирма несёт убытки, равные площади прямоугольника ABCD, то есть произведению убытков на единицу продукции на объём выпуска.

 

      3. Остановка производства.

 

     Если  цена упадёт  ниже минимума средних  переменных  издержек, то убытки превышают  постоянные издержки и фирма закрывается. Убытки  изображены площадью фигуры ABEF, которая равна произведению AFC, представленных разницей по вертикали между кривыми средних общих и средних переменных издержек, на объём выпуска.

     При выпуске Q0 потери, представленные площадью ABEF, будут больше постоянных издержек.

 

     Таким образом, фирма:

а) максимизирует прибыль, если P > AC или TR >TC = max;

б) минимизирует убытки, если min AVC < P < min AC или TC > TR минимально и < FC;

в) закрывается, если P < min AVC или убытки больше постоянных издержек.

 

Заключение

 

      Конкуренция является  необходимым и определяющим условием  нормального функционирования рыночной  экономики. Но как любое явление  имеет свои плюсы и минусы.

К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, внедрение новых технологий, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства.

К негативным чертам можно отнести: "победа" одних, "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведёт к нечестным приёмам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и другое.

Информация о работе Конкуренция и её виды